До настоящего времени очень мало написано об исходном процессе преобразования деревни в городское хозяйство. Данные об этом, возможно, и существуют, но они еще не получили полного истолкования. Мы чрезвычайно нуждаемся в экономическом и социальном анализе действительно первобытных городов бронзового века, подобно анализу греческих городов железного века, который дал Томсон84й. Когда археологи открыли их, казалось, что ранние города уже далеко ушли по пути классового деления сбщсства, и ранние законы совершенно ясно говорили об этом. В кодексе Хаммурапи (ок. 1800 года до н. э.), например, мы находим на табличке о наказаниях за членовредительство следующее: «Если человек выбьет глаз другого человека, они могут выбить его глаз. Если кто-либо сломает кости человека, то они могут сломать его кости. Если кто-либо выбьет глаз свободному человеку или сломает кости свободного человека, он заплатит одну манну серебра. Если кто-либо выбьет глаз раба, принадлежащего человеку, или сломает кость раба, принадлежащего человеку, он заплатит половину его цепы»2*229. Это изречение предполагает деление на три категории. В наиболее ранних городах мы находим граждан, разделенных согласно их богатству, включая жрецов, купцов и свободных ремесленников; кроме того, домашних рабов и за чертой города—крестьян, которые, по существу, являлись крепостными^ принадлежащими храму. Мы можем лишь делать догадки о ранних ступенях расслоения такого классового общества, большей частью опираясь на имеющиеся у нас более поздние и более доступные данные о Греции. Классовое деление общества возникло в результате все возрастающего изменения в распределении продуктов сельской общины, осуществлявшегося под надзором жрецов, которые, действуя от имени бога, присваивали все большую и большую часть продуктов, а также вследствие допуска в среду населения некоторого количества людей, лишенных гражданских прав, и иностранцев, которые вообще не имели никаких прав на долю этих продуктов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классовое деление общества» з дисципліни «Наука в історії суспільства»