Само по себе земледелие вызвало появление целого ряда новых технических ■приемов для выращивания сельскохозяйственных культур и приготовления из них пищи, таких, как посев, мотыженье, жатва, молотьба, уборка, размол зерна, выпечка хлеба и пивоварение. Вместе с ними появился целый ряд вспомогательных технических приемов—таких, как ткачество, которое стало возможным благодаря обильному снабжению шерстью и льном,—таких, как гончарное производство и строительство хижин, возникшее из возможностей и потребностей, порожденных постоянным местом жительства. Строительство хижин было известно и в древнекаменном веке, но только в тех местах, где было достаточно диких зверей, что заставляло устраивать постоянные поселения, В земледельческих общинах оно было повсеместным. Все это исподволь подготавливало новый шаг в развитии культуры. Потребности и материальные средства для него были налицо. Деспотизм старых обычаев должен был породить новые условия. Новый фактор заключался в появлении реальной собственности, хотя вначале она была общинной, а не частной собственностью. В охотничьих общинах большинство того, что было произведено, потреблялось на месте и только постоянно необходимое имущество—приспособления для охоты, кухонная утварь и одежды—сохранялось и находилось большей частью в личном пользовании. В земледельческих же общинах земля, крупный рогатый скот, хижины и склады с зерном всегда существовали как в той или иной степени сохраняемое имущество, большей частью общинного владения, и должны были быть найдены средства для охраны и распределения его. Вначале это достигалось путем расширения и дальнейшего усложнения тотемической групповой организации. Управление было одинаково совместным внутри каждой группы, и ритуальные обмены, точно регулируемые обычаем, производились между родовыми группами в торжественных случаях, таких, как свадьбы или похороны. Однако новые методы производства оказались в конечном счете несоответствующими старой системе распределения. Товарообмен начинает заменять ритуальный обмен, отдельные индивиды начинают предъявлять свои требования на продукты своего труда, и таким образом появляется частная собственность с ее неизбежным следствием—имущественным неравенством. Однако следующая ступень—формирование общественных классов*—по всей вероятности, не получила своего развития до основания городов. Труд Земледелие также ввело и новое понятие в общественную жизнь—понятие труда. Во времена охотничьей культуры труд не рассматривался как нечто обособленное от остальных сторон жизни. Действия были тесно связаны сих результатами. Вы охотитесь, чтобы добыть пищу, которую вы и ваши соплеменники намереваетесь сразу же съесть. Но в земледелии плоды своего труда вы получаете лишь по истечении большого промежутка времени, и к тому "же многие из этих действий были сами по себе утомительными и изнурительными, лишенными охотничьего азарта. Правда, снабжение пищей было более надежным, но возможность удивительных охот и великих пиров отпадала. И действительно, переход от охоты к земледелию был переходом, который известен из наших легенд как «падение человека». Человек покинул «рай», или «эдем», который означает равнину, или место удачной охоты, чтобы заняться трудом, добывая хлеб в поте лица своего.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Полевые и домашние ремесла» з дисципліни «Наука в історії суспільства»