Действия магов вначале, вероятно, базировались на бессознательной, а впоследствии на простой, по существу подражательной и симпатической разновидности теории действия вселенной. Исходя из данных о погребениях и рисунках, представляется, что эта теория была разработана уже в древнекаменном веке. Вначале подобия, а затем упрощенные изображения, илн символы, могли настолько отождествляться с оригиналами, что действия, оказываемые на них, переносились с помощью таинственной притягательной силы на реальный мир. Неразрывная последовательная связь соединяет эти изображения и символы с теми, которые мы употребляем с таким успехом в современной Ранние человеческие общества. Древнекаменный век 57 науке, но необходимы были целые столетия опыта и ожесточенных битв, чтобы провести грань между магическим и просто условным значением символизма. Другим аспектом первобытного мышления, который на какой-то ступени отделился от подражательной или символической магии, была идея о влиянии, оказываемом духами на реальный мир и, следовательно, необходимость в установлении контроля над ними и их умилостивления. Идея духа сама по себе крайне изощренная. Вероятно, она возникла из-за того, что невозможно было постичь факты смерти, и первые духи, как показывает убранство могил, представлялись действительно телесными. Но, поскольку при жизни умершие были членами племени, предполагалось, что их духи продолжают свое общение с племенем. Думали, что духи умерших продолжают воздействовать на природу, как это делали живые люди своими непосредственными действиями или с помощью магии, и первоначально их сила не превосходила силы человека. И только позднее дух (дыхание—breath, дух—geist, душа—soul, психическое— psyche), который со смертью покидает тело, стал представляться обособленным от него и способным к собственной невидимой, ио отнюдь пе безрезультативной жизни. В конце концов понятие о духе должно было разделиться на два совершенно различных понятия. С одной стороны, дух сильного человека преобразовывается в дух легендарного героя и отсюда—в дух бога242; 2'46, чтобы стать центральной фигурой религии. С другой—дух отделяется от своего человеческого происхождения и превращается в невидимого естественного агента, вроде ветра или же предполагаемой активной силы, определяющей химические и жизненные изменения. Последние, очищенные от божественной природы, как будет показано в последующих главах, играли чрезвычайно важную роль в науке и прекратили свое существование тогда, когда были сведены к «духам» винной лавки*, или же остались в качестве «диких неукротимых духов»—газов (или хаосов) Ван-Гельмонта (стр. 346), которые в конце концов должны были попасть в камеру газометра.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория магии. Духи» з дисципліни «Наука в історії суспільства»