Так как археологические данные материальны, то, естественно, мы знаем гораздо больше о технических достижениях первобытного человека, нежели о его достижениях в области идей, но те небольшие доказательства, которыми мы располагаем, в сочетании с данными о жизни первобытных народов наших дней показывают, что эти идеи также должны быть весьма значительны. Во-первых, невозможно проводить целый комплекс механических и организационных работ в обществе, занимающемся охотой и не $ умеющем образовывать внутренние связи и общественную организацию. Охота часто проводилась 56 Наука в древнем мире в больших масштабах и на таких животных, как мамонт или дикая лошадь, что требовало искусной расстановки сотен людей. Кроме того, имеется прямое свидетельство о развитии мифов и ритуалов в палеолитических стоянках, в частности в местах погребения. Сам по себе факт того, что погребение практиковалось почти с самого начала древнекаменного века, указывает на существование того или иного отношения к судьбе человека после смерти. Отношение, казалось, было очень простым, погребения с орудиями и пищей являются доказательствами наличия веры в загробную жизнь, которая не очень отличается от такой веры в современных религиях. Но некоторые обычаи, как, например, покрываниетрупов красной охрой в подражание крови, свидетельствуют о довольно широком применении магии. Это подтверждается всеми примечательными рисунками, которые нижнепалеолитический человек оставил в пещерах и скальных убежищах (стр. 46), Такие рисунки носили чисто магический характер и в основном делались для того, чтобы способствовать охоте и увеличению количества животных для нее. Будет справедливо сделать вывод по аналогии с современными нецивилизованными племенами, что это свидетельство указывает на наличие целого комплекса ритуалов, состоящих, по существу, из танцев и песен, воспроизводящих успешную охоту на тех животных, которых изображали танцоры. Именно из таких церемоний должно было произойти театральное искусство, так же как и религиозные ритуалы. Подражание животным делалось, конечно, для обмана их, и его успех не должен был ограничиваться только животными. Обманные действия затем передадутся войне, а поэтический вымысел легко переродится в простую ложь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИДЕИ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»