Само существование группы зависело от ежедневного добывания пищи, а это в свою очередь—от пополнения количества животных и растений, населявших район действий первобытного человека радиусом в несколько миль, и от способности первобытных мужчин и женщин ловить или же собирать их. В то время только последнее зависело от техники, а она неизбежно развивалась очень медленно. Количество животных и растений, с другой стороны, сильно и подчас катастрофически колебалось. Человек вел полностью паразитический образ жизни, управлять природой не умел; все, что он мог сделать, имея более совершенную технику, это только распространить вширь и вглубь свой паразитизм. В действительности он не мог избежать его до изобретения земледелия. Тем не менее он думал, что сможет обмануть и склонить природу помочь ему методами, которые содействовали бы ему и его товарищам—членам рода при охоте на животных. Магия была призвана восполнить пробелы, оставшиеся из-за ограниченности техники. Делая каждое полезное животное или растение тотемом одного определенного рода или части его, пользуясь идолами, символами и подражательными танцами, первобытные члены рода верили, что растение можно заставить расцветать, животное—размножаться. Это также привело к возникновению обмена продуктами между различными тотемическими группами. Таким образом, появилась возможность соединить в единую комплексную систему выработанные общественные правила отношении, а также распределения пищи и украшений. До тех пор, пока твердо придерживались тоте-мических правил, воспроизведение рода и пополнение продуктов питания считались обеспеченными. С тотемом связано и приписывание силы каким-либо определенным лицам, животным или предметам; они табу, священные, с ними можно обращаться только в соответствии со строжайшими правилами, за нарушение которых полагались страшные наказания. Идея предмета, обладающего скрытой силой—ману или свойством, легла в основу, иногда плодотворную, развития науки. Так, например, магнитное притяжение, обладающее свойством притягивать железо, создало науку о магнетизме. Чаще всего, когда эти свойства были воображаемыми, культ предметов затруднял чистое мышление, как было в отношении совершенно бесполезного металла—золота, которому придавали большое значение. Система тотемов до сих пор еще действует среди многих первобытных народов нашего времени. Следы ее можно найти во всех цивилизациях, включая и нашу, в особенности в наиболее консервативных сферах религии и языка. И в действительности, как показал Томсон 2,4в, весь комплекс названий для обозначения наших родственных отношений—отец, сестра, дядя и т. д.-™может быть понят лишь с учетом условных тотемических отношений. Мы все еще сохраняем в наших гербовых львах и единорогах остатки тотемических животных, переданных нам через геральдику.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тотемизм и магия» з дисципліни «Наука в історії суспільства»