Чтобы найти наиболее ранние истоки науки, мы должны вглядеться в период, предшествовавший действительному разделению технических и идеологических сторон человеческой культуры,—в период происхождения самого человечества. Первым и наиболее основательным способом отличия человеческих существ от животных явилось то, что они образовали постоянные общества с материальной культурой, дополняющей прирожденные способности их обнаженных тел. Такие общества должны были в отличие от животных стад обладать лучшими методами добывания пищи и защиты, чем те, которые могли выработать обособленные индивиды, а также средствами сохранения и передачи этих методов в форме непрерывной традиции. От своих предков—обезьяноподобных существ—первобытные люди унаследовали жизненно необходимые духовные и телесные навыки поисков, захвата и ручной обработки предметов. Кроме того, они с самого начала должны были обладать совершенно исключительной способностью познавания, происшедшей от более обобщенного, чем у большинства крупных млекопитающих» типа добывания средств существования с присущим первобытным людям специфическим телосложением и привычками. Это была комбинированная способность рук и глаз совместно со способностью познавать 2Hi, которая сделала возможным использование орудий: сначала, случайно подобранных затем специально отобранных и приспособленных, для работы камня пли палки. Но до тех пор, пока эти достижения принадлежали отдельным индивидам, хотя и одаренным, они не могли стать достоянием всего человечества. Так как для того, чтобы любое орудие было доступно всем и способно произвести прогрессивное усовершенствование, его изготовление и употребление должно быть осмысленным и изученным. Оно должно быть действительно стандартизировано традицией, а это предполагает непрерывность существовании общества. Непрерывность существования человеческих обществ была также необходимостью и складывалась особенно продолжительное время, в течение которого человечество, находившееся в стадии детства, было не в состоянии защитить себя. Это привело к тому, что образовалась практически не вымирающая семейная группа, объединяющая различные поколения, особенно женщин. Бабушки, матери и дочери обеспечивают непрерывность традиций человечества. В основном поэтому в первобытных обществах поддержание племени зависит от женщин. Так, общества, где родство считается по матери, называются материнскими обществами. Такая стадия развития, вероятно, существовала во всех обществах, включая и общества наших предков -AG. Весьма возможно, что на самой ранней стадии женщины руководили делами группы, так что такие общества были также матриархальными. В то время методы,давшиечеловеческим обществам частичные преимущества над остальными животными, большей частью зависели от употребления материальных орудий для захвата, сбора, перевозки и приготовления пищи, а также от быстрых средств связи для обеспечения сотрудничества в деле выполнения этих задач, другими словами —от языка. Употребляя орудия, человек эффектив- 44 Паука в древнем мире нее и больше управляет окружающей средой, чем это может сделать животное с огромной затратой сил с помощью зубов или рогов. Язык, через посредство жестов и голоса, не только указывает на наиболее эффективное использование орудий, но и обеспечивает как связи в обществе, так и передачу накопленной им культуры последующим поколениям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА» з дисципліни «Наука в історії суспільства»