Прежде чем мы сможем понять пауку такой, какой мы ее знаем сегодня— как общественный институт со своими собственными традициями и своими собственными характерными методами,—в первую очередь необходимо вглядеться в ее истоки. В настоящее время изучение вопроса о происхождении науки представляет двойную проблему. Во-первых» существует трудность» присущая изучению происхождения чего угодно, которая заключается в том, что с углублением в прошедшее и достижением критических периодов, когда имели место основные нововведения, становится все труднее обнаружить то, что происходило в действительности. Но в вопросе о науке существует и еще одна дополнительная трудность, состоящая в том, что наука не сразу появилась в осознанной форме, а должна была постепенно выделяться из более общих аспектов культурной жизни того времени. Необходимо искать ее скрытые истоки в историях человеческих искусств и институтов. Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека; их показывают и им подражают, но не изучают досконально. Однако наука находит свое выражение—сначала устное, а затем письменное, и, следовательно, идеи и теории науки черпаются из общественной жизни, причем сначала из магии, затем—из религии и еще позднее—из философии. Древняя культура влияет на современную через посредство неразрывной цепи традиций, лишь последняя часть которой является письменной традицией. Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась. из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами—из ремесел и обычаев наших предков. Изучение этих ремесел и обычаев является целью историков и их коллег—археологов, антропологов и филологов. В своей работе они должны исходить из материалов и письменных источников прошлого, из анализа обычаев нашего времени, а также языков, первобытных и цивилизованных народов. В настоящее время факты, относящиеся к этим ранним периодам, фрагментарны, недостаточно изучены и их трудно объединить. Большинство из них доступно лишь специалистам в данной области, которые обычно занимаются нахождением правильной последовательности и взаимодействия культур и редко занимаются проблемами исследования истоков и влияния наук. Так как я не историк и не теоретик, а ученый-практик, мои соображения носят предварительный характер и легко поддаются критике. Однако именно в результате такой критики и исследования, к которым должна привести эта книга, может быть создана связная и обоснованная картина. Конечно, можно было бы совершенно опустить рассмотрение самых ранних периодов. Вполне понятный обзор современной или хотя бы средневековой науки может быть написан и без этого. Но это было бы обманчиво. Многое из того, что в действительности явилось результатом действовавших в древности специфически научных и социальных факторов, можно было бы счесть самоочевидным или же произвольным. Так, например, важнейший спор о кругосбра- 42 Наука в древнем мире щепии небесных сфер, характерный для периода возникновения современной науки, непонятен, если мы не знаем о мифологическом, космологическом источнике этих сфер, представление о которых складывалось, по крайней мере, на самых ранних этапах месопотамской культуры (стр. 76). В этой части я попытаюсь дать в общих чертах обзор первоначального создания и дифференциации науки в связи с ранними стадиями развития человеческих обществ. Рассматриваемый нами период делится па два основных этапа, разграниченных кульминационным событием—изобретением земледелия. Первый этап охватывает древнекаменный век (палеолит)—верхний и нижний, во время которого люди занимались собирательством и охотой. Второй этап охватывает периоды первобытных земледельческих поселений (неолит), а также период ранней городской и приречной культуры в Египте, Месопотамии, Индии и Китае (бронзовый век) и, наконец, период независимых городов-государств, существовавших за счет торговли (железный век), включая классическую цивилизацию Греции и Рима. Учитывая цели книги, удобно выделить этот последний период частично из-за того, что он гораздо более известен нам па основании письменных источников, но еще больше из-за его традиций, которые непосредственно приводят к традициям современной пауки. Соответственно часть II будет разделена на три главы: палеолит—глава 2; неолит и бронзовый век—глава 3; железный век и классический период—глава 4. В каждый из этих периодов люди вносили свой вклад в развитие техники м идей, которые являются необходимой основой науки. В эпоху палеолита были созданы все основные способы ручной обработки и обтесывания материалов, включая способы употребления огня, практические знания.о распространении и особенностях животных и растений дикой природы, так же как основные социальные изобретения: родовой строй, язык, обряды и живопись. Поселенческая культура эпохи неолита делала, кроме земледелия, ткачества и гончарных изделий, социальные изобретения—символические изображения и организованную религию. Бронзовый век дополнил культуру металлами, архитектурой, гончарными кругами и другими механическими приспособлениями и, что имело еще большее значение, породил выдающееся социальное изобретение—город—civis цивилизации, polls политики. Именно город сделал возможным технический прогресс и вместе с ним—весь комплекс духовных, экономических и политических изобретений от цифр, письменности, торговли, лежащих в основе впервые развившейся классовой системы п организованного правления. Возникает осознанная паука и различаются такие дисциплины. как астрономия, медицина и химия, которые обрели свои первые традиции. Железный век не вызвал заметных перемен в материальной технике, хотя он дополнил ее стеклом и в это время были усовершенствованы орудия и машины. Основной вклад железного века заключался в распространении цивилизации вширь и вглубь путем введения в употребление нового дешевого металла-железа, по социальные изобретения—алфавит, деньги, политика и философия— подготовили почву для быстрого развития и распространения техники и науки. Это был период, когда греки объединились и, опираясь на технический опыт более древних империй, впервые создали полностью рациональную науку с ее прямой и неразрывной связью с наукой нашего времени. Но классический период был также периодом войн и социальных конфликтов, рабства и угнетения. Его последним выражением явилась Римская империя, мало давшая науке, но многое—общественным работам и юриспруденции. Благодаря присущим ей противоречиям она постепенно деградировала политически п духовно, и с падением Римской имерии наука классической древности пришла в упадок, хотя параллельные отрасли науки в Персии, Индии и Китае продолжали процветать и подготовили почву для нового прогресса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»