ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Наука в історії суспільства

НАУКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Прежде чем мы сможем понять пауку такой, какой мы ее знаем сегодня— как общественный институт со своими собственными традициями и своими соб­ственными характерными методами,—в первую очередь необходимо вглядеться в ее истоки. В настоящее время изучение вопроса о происхождении науки пред­ставляет двойную проблему. Во-первых» существует трудность» присущая изу­чению происхождения чего угодно, которая заключается в том, что с углубле­нием в прошедшее и достижением критических периодов, когда имели место основные нововведения, становится все труднее обнаружить то, что происходи­ло в действительности. Но в вопросе о науке существует и еще одна дополни­тельная трудность, состоящая в том, что наука не сразу появилась в осознан­ной форме, а должна была постепенно выделяться из более общих аспектов культурной жизни того времени. Необходимо искать ее скрытые истоки в историях человеческих искусств и институтов.
Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека; их показывают и им подражают, но не изучают досконально. Однако наука находит свое выражение—сначала устное, а затем письменное, и, сле­довательно, идеи и теории науки черпаются из общественной жизни, причем сначала из магии, затем—из религии и еще позднее—из философии.
Древняя культура влияет на современную через посредство неразрывной цепи традиций, лишь последняя часть которой является письменной традицией. Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась. из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, дру­гими словами—из ремесел и обычаев наших предков. Изучение этих ремесел и обычаев является целью историков и их коллег—археологов, антропологов и филологов. В своей работе они должны исходить из материалов и письменных источников прошлого, из анализа обычаев нашего времени, а также языков, первобытных и цивилизованных народов.
В настоящее время факты, относящиеся к этим ранним периодам, фрагмен­тарны, недостаточно изучены и их трудно объединить. Большинство из них доступно лишь специалистам в данной области, которые обычно занимаются на­хождением правильной последовательности и взаимодействия культур и редко занимаются проблемами исследования истоков и влияния наук. Так как я не историк и не теоретик, а ученый-практик, мои соображения носят предваритель­ный характер и легко поддаются критике. Однако именно в результате такой критики и исследования, к которым должна привести эта книга, может быть создана связная и обоснованная картина.
Конечно, можно было бы совершенно опустить рассмотрение самых ран­них периодов. Вполне понятный обзор современной или хотя бы средневековой науки может быть написан и без этого. Но это было бы обманчиво. Многое из того, что в действительности явилось результатом действовавших в древности специфически научных и социальных факторов, можно было бы счесть само­очевидным или же произвольным. Так, например, важнейший спор о кругосбра-
42
Наука в древнем мире
щепии небесных сфер, характерный для периода возникновения современной науки, непонятен, если мы не знаем о мифологическом, космологическом источ­нике этих сфер, представление о которых складывалось, по крайней мере, на самых ранних этапах месопотамской культуры (стр. 76).
В этой части я попытаюсь дать в общих чертах обзор первоначального создания и дифференциации науки в связи с ранними стадиями развития чело­веческих обществ. Рассматриваемый нами период делится па два основных эта­па, разграниченных кульминационным событием—изобретением земледелия. Первый этап охватывает древнекаменный век (палеолит)—верхний и ниж­ний, во время которого люди занимались собирательством и охотой. Второй этап охватывает периоды первобытных земледельческих поселений (неолит), а также период ранней городской и приречной культуры в Египте, Месопота­мии, Индии и Китае (бронзовый век) и, наконец, период независимых городов-государств, существовавших за счет торговли (железный век), включая клас­сическую цивилизацию Греции и Рима. Учитывая цели книги, удобно выделить этот последний период частично из-за того, что он гораздо более известен нам па основании письменных источников, но еще больше из-за его традиций, кото­рые непосредственно приводят к традициям современной пауки. Соответствен­но часть II будет разделена на три главы: палеолит—глава 2; неолит и брон­зовый век—глава 3; железный век и классический период—глава 4.
В каждый из этих периодов люди вносили свой вклад в развитие техники м идей, которые являются необходимой основой науки. В эпоху палеолита были созданы все основные способы ручной обработки и обтесывания материа­лов, включая способы употребления огня, практические знания.о распростра­нении и особенностях животных и растений дикой природы, так же как основ­ные социальные изобретения: родовой строй, язык, обряды и живопись. По­селенческая культура эпохи неолита делала, кроме земледелия, ткачества и гончарных изделий, социальные изобретения—символические изображения и организованную религию. Бронзовый век дополнил культуру металлами, архитектурой, гончарными кругами и другими механическими приспособле­ниями и, что имело еще большее значение, породил выдающееся социальное изобретение—город—civis цивилизации, polls политики. Именно город сделал возможным технический прогресс и вместе с ним—весь комплекс духовных, экономических и политических изобретений от цифр, письменности, торговли, лежащих в основе впервые развившейся классовой системы п организованного правления. Возникает осознанная паука и различаются такие дисциплины. как астрономия, медицина и химия, которые обрели свои первые традиции.
Железный век не вызвал заметных перемен в материальной технике, хотя он дополнил ее стеклом и в это время были усовершенствованы орудия и маши­ны. Основной вклад железного века заключался в распространении цивилиза­ции вширь и вглубь путем введения в употребление нового дешевого металла-железа, по социальные изобретения—алфавит, деньги, политика и философия— подготовили почву для быстрого развития и распространения техники и науки. Это был период, когда греки объединились и, опираясь на технический опыт более древних империй, впервые создали полностью рациональную науку с ее прямой и неразрывной связью с наукой нашего времени. Но классический пе­риод был также периодом войн и социальных конфликтов, рабства и угнетения. Его последним выражением явилась Римская империя, мало давшая науке, но многое—общественным работам и юриспруденции. Благодаря присущим ей противоречиям она постепенно деградировала политически п духовно, и с па­дением Римской имерии наука классической древности пришла в упадок, хотя параллельные отрасли науки в Персии, Индии и Китае продолжали процве­тать и подготовили почву для нового прогресса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Задача о железном пруте
Розвиток пейджингу в Україні
Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки
Договір на проведення аудиторської перевірки
Поняття ISDN


Категорія: Наука в історії суспільства | Додав: koljan (19.05.2013)
Переглядів: 2195 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП