Расширение физических способностей человека с помощью науки
Расширение физических способностей человека с помощью науки не является больше, как у животных, длительным, почти автоматическим эволюционным процессом. Оно возникает как необходимый коррелят общественных преобразований и характеризуется такой же внутренней борьбой и конфликтами между последовательно возникающими классами. Памятуя о неотделимости науки от общества, тем не менее может быть даже полезно абстрагироваться еще больше и рассмотреть особенности, которые отличают науку от других сторон общественной деятельности человека, вроде тех, что присущи искусству или религии. Главное основание для отличия научной стороны общественной деятельности от прочих заключается в том, что она прежде всего касается вопроса о том, как делать вещи, относится к вершине данной массы знания фактов и действий и возникает в первую очередь и главным образом из понимания, контроля и преобразования средств производства, то есть техники, обеспечивающей потребности человека. Первое из этих различий может быть выражено словесно: научный способ расширения способностей человека является указывающим—он может показать людям, как сделать то, что они хотят сделать. Сам по себе научный способ не пытается внушить людям желание сделать ту или иную вещь. Это скорее относится к задачам художественного способа, который также носит общественный характер и одной из функций которого является в первую очередь вызывать желание, а затем и стремление к специфическому действию1-2; Ь46. Эти способы дополняют друг друга и ни в пауке, ни в искусстве не существуют совершенно обособленно. Ни один из них не исчерпывает значения искусства или науки для человека. Кроме этих способов, всем формам достижений человечества присуще свойство доставлять наслаждение созерцанием и даже больше—созданием новых сочетаний слов, звуков или цветов или же открытием! соединений, уже существующих в природе. Такое наслаждение, хотя и исиы-тывается прежде всего индивидуально, ни в коей мере не является индивидуальным чувством. Подобно интересу к способам расширения способности человека, созерцательный акт также имеет общественное происхождение и в равной степени является социальным, как об этом свидетельствует одинаково сильное у художника и ученого желание объединить их. Каждый научный труд имеет цель и порождает новую цель, но эта цель не является специфически научным аспектом этого труда, так же как научный* труд ценится не красотой и доставляемым наслаждением. С чисто научной точки зрения такой труд является рецептом—он говорит вам, как создать. определенные вещи, если вы хотите их сделать. С другой стороны, произведение искусства не является чем-то, что только возбуждает и доставляет удовольствие. Сами по себе произведения искусства заключают в себе бесценную» 26 Возникновения и отличительные особенности науки информацию о мире и о том, как в нем жить, в особенности когда, как в романе, они имеют дело с социальными проблемами. При такой абстрактной характеристике науки всегда имеется опасность, что абстрактное может быть принято за идеал, то есть за то, чем должна быть наука, если только удастся устранить все несущественные аспекты общественной морали или выгоды. В действительности идеал чистой науки—поиски истины ради нее самой—является сознательным формулированием общественной позиции, которая во многом была помехой развитию науки и помогала передаче ее в руки обскурантов и реакционеров (стр, 114). Необходимо всегда помнить, что наука является полноценной лишь в том случае, если она является указывающей. Наука—не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой (стр, 654 и далее). Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники. В истории науки мы неоднократно увидим новые аспекты в науке, возникающие из практики, и новые достижения в науке, приводящие к образованию новых отраслей в практике. Профессия инженера в наше время в значительной степени непосредственно обусловлена прогрессом науки. В настоящее время само название различных инженерных специальностей— инженеры-электрики, инженеры-химики, инженеры-радиотехники—указывает на то, что первоначально все они являлись различными отраслями науки, а сейчас стали отраслями практики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расширение физических способностей человека с помощью науки» з дисципліни «Наука в історії суспільства»