В философии Рене Декарта (1596 — 1650), быть может, впервые четко определена ставшая затем лозунгом мысль о господстве человека над природой. По Декарту, сделать людей «господами и хозяевами природы» должно изучение физики, подкрепленное методами математики — «самой совершенной из наук». Своей задачей Декарт поэтому считал математизацию физики. Декарт родился в местечке Лагэ близ г. Тура (Франция) и принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Восьмилетнего Рене отдали в школу в г. Ла-Флеш, находившуюся в ведении монашеского ордена иезуитов. Школы иезуитов были выдающимися учебными заведениями Франции. Иезуиты сделали среднее образование бесплатным и общедоступным. Преподавание носило светский характер, причем на одной парте могли оказаться простолюдин и принц крови. В иезуитских школах учили свободно говорить и писать на латыни, много внимания уделялось философии. Наряду с серьезными предметами в учебную программу входил курс «Эрудиция», в котором изучалось все понемногу: нравы разных народов, садоводство, мудрые правила жизни, написание эпиграмм и т.д. Но только математика нравилась Декарту. Ввиду слабого здоровья Декарту было разрешено оставаться допоздна в постели и посещать только послеобеденные занятия. Декарт считал утренние часы, проведенные в постели, самыми плодотворными для размышлений. В школе Р. Декарт пробыл почти 9 лет и в 1613 г. отправился в Париж. В первые годы пребывания в Париже он вел довольно свободный образ жизни — кутежи, карты, столичные удовольствия... Игра в карты стала страстью Декарта, и эта страсть все более разгоралась, поскольку он много выигрывал, особенно в играх, зависящих более от расчета, чем от случая. Но 93 Раздел I. История науки в доклассический период вдруг Декарт совершенно удалился от общества, уединился в тихом доме в Сен-Жерменском предместье, занялся математикой. Уединение и упорный труд продолжались два года. Декарт придерживался старинного французского обычая, по которому дворянину не было иного выбора, как между монашеской мантией и шпагой. Декарт выбирает последнее. Франция в то время была раздираема гражданской войной, и, не желая примкнуть ни к одной из политических партий, Декарт поступает на военную службу в Голландию в качестве волонтера армии принца Рене Декарт Морица Нассауского. «Хотелось почитать во Вселенной книге мира, увидеть дворы и армии, войти в сношения с людьми разных нравов и положений, собрать разные сведения...» — пишет Декарт. В 1616 г., находясь в голландском городе Бреде, проходя по улице, Декарт увидел афишу, предлагавшую решить математическую задачу. Такое предложение было обычным в просвещенных европейских городах. Вокруг афиши собралась толпа любопытствующих. Афиша была написана по-голландски, а Декарт к тому времени еще не знал этого языка. Он обратился к одному из стоящих в толпе с просьбой перевести задачу на французский или латынь. Старик, к которому обратился Декарт, согласился удовлетворить просьбу, но с условием, чтобы задача была решена. Декарт принял вызов и принес решение на следующий день. Старик оказался известным голландским математиком И. Бекманом. Они подружились. Бекман сумел обострить интерес Декарта к математике и философии. В переписке с Бекманом были сформулированы многие научные и философские идеи Декарта. Девять лет (1617 — 1625 гг.) Декарт провел в скитаниях по Европе. К 1619 г. относится замечательная запись в дневнике Декарта. Он пишет: «10 ноября 1619 года я начал понимать основания чудесного открытия». Этим открытием явилась аналитическая геометрия — новый, рожденный Декартом раздел математики. Декарт считал, что философское прозрение он получил после посланных свыше вещих снов. Тогда, осенью 1619 г., он дал обет сходить на поклонение Лореттской Богоматери. Четыре года спустя Декарт отправился в Ло- ретто (Италия) выполнить свой обет. Будучи в 1625 г. во Флоренции, где жил Галилей, Декарт не захотел познакомиться с ним и ревностно и нелестно отозвался о его трудах. Декарт вообще не терпел, когда хвалили других. Исключение составил Гюйгенс, которому Декарт предсказал, правда лишь в частном письме блестящее будущее. В том же году в Париже после возвращения из Ла-Рошели, где он был с королевскими войсками, осадившими крепость, Декарт был приглашен к 94 5. Начало эпохи науки вЪ^ Декарт считал утренние часы, проведенные в постели, самыми плодотворными для размышлений папскому нунцию. Там собрался весь цвет Парижа. Некто Шанду — алхимик, авантюрист, врач, фальшивомонетчик (за что и был казнен) излагал свою «новую философию». Все внимательно и с восторгом слушали, а затем стали обсуждать услышанное. Декарт молчал. Когда же кардинал предложил ему высказаться, Декарт попросил присутствующих указать несомненную, по их мнению, истину, а затем последовательно рядом весомых аргументов ниспроверг ее. Затем Декарт попросил указать на несомненную ложь, и рассуждая, доказал ее истину. Заключением Декарта было суждение о том, что философия, основанная на вероятных предположениях, а не на математически доказанных утверждениях, то есть в форме схоластики, не может существовать. Прожив несколько лет в Париже, Декарт продал свои имения во Франции и в 1629 г. поселился в Голландии, где прожил 20 лет, но также беспокойно, переезжая с места на место, совершая путешествия по Англии и Норвегии. Во время путешествий Декарт накапливал материал для своих будущих книг. В голландский период написаны главнейшие сочинения Декарта по математике, физике, философии. В 1637 г. была издана знаменитая работа Декарта, полное название которой — «Рассуждение о методе как средстве направлять свой разум и отыскивать истину в науках. С приложениями: Диоптрика, Метеоры и Геометрия, которые дают примеры этого метода». Декарт понимал важность оптики как науки, сделавшей уже значительные успехи. Он, безусловно, знал сочинения Галилея и Кеплера по оптике и пытался развить и превзойти достигнутые ими результаты. Первая глава «Диоптрики» посвящена проблеме физической сущности света. Ничего нового, проясняющего сущность света, Декарту добавить к известным к тому времени представлениям о свете не удалось. Во второй главе Декарт формулирует законы отражения и преломления. Мы уже отмечали, что закон преломления никак не давался многим ученым. С помощью простых геометрических рассуждений Декарту удалось сформулировать его в следующем виде: отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная. Декарт был обвинен Лейбницем и Гюйгенсом в плагиате, поскольку этот закон, открытый экспериментально, излагал в своих лекциях голландский ученый Виллеброд Снеллиус (1591 — 1626), и это было известно Декарту. Но работы Снеллиуса по этому вопросу не были опубликованы, и первенство остается за Декартом. В «Диоптрике» Декарт дал принципиально новое объяснение возникновению цвета. До Декарта свет и цвет считались совершенно не связанными 95 Раздел I. История науки в доклассический период между собой вещами. Декарт же считал, что мы различаем цвета по способам воздействия света на глаза, то есть он связал между собой цвет и свет. С помощью эффекта преломления Декарт объяснил явление радуги, прибегая при этом к серии весьма остроумных опытов, описанных в «Метеорах». В «Геометрии» Декарт изложил начала аналитической геометрии. Он указал на «метод координат», пригодный для решения уравнений и построения кривых. Прямоугольная система координат носит, как известно, имя Декарта — «декартовы координаты». Важнейшим в творчестве Декарта стало его научное сочинение «Начала философии», опубликованное в 1644 г. В этой работе изложены его философские и физические теории о строении материи, о движении, взгляды на теплоту, свет. Несмотря на ошибочность многих физических представлений Декарта, его исследования оказали существенное влияние на науку. Декарт, следуя Аристотелю, считал невозможным существование пустоты и наделил пространство «тонкой материей», находящейся в непрерывном движении. Установив законы движения материи, можно, по мнению Декарта, определить законы чувственного мира. Декартова «тонкая материя» обладает тремя действиями: светом, теплом и тяготением. Это представление впоследствии породило гипотезу о существовании флюидов (теплорода, флогистона и прочих), которую использовали физики в течение последующих двух веков. Представление о флюидах, будучи ошибочным, тем не менее сыграло значительную роль в развитии прежде всего оптики, электромагнитной теории, науки об электричестве. В соответствии со своей концепцией познания, Декарт искал общие закономерности, положения, лежащие в основе всех явлений природы. Он сформулировал закон, близкий по смыслу к современному закону сохранения количества движения. Декарт пишет в «Началах философии»: «... способность энергии движения, которую мы наблюдаем в телах, может переходить, или вполне, или частично, от одного к другому, но не может исчезнуть из мира». Точное определение закона сохранения количества движения было получено после введения понятия массы, не известного тогда Декарту. Он, однако, ввел впервые понятие импульса силы, как произведения приложенной силы на время ее действия. Это понятие сохраняется и в современной физике. В течение всего голландского периода жизни, продолжившегося более двадцати лет, Декарт увлекался анатомией. Он видел или искал в животных чисто механическую организацию. В Амстердаме Декарт частенько посещал мясника, чтобы видеть, как он разделывает туши, приказывал приносить к себе домой отдельные части туш и занимался их изучением. Анатомические исследования привели Декарта к заключению о месте пребывания души в теле. Он полагал, что душа человека располагается в одной из желез головного мозга, в этой же железе образуются все мысли. Он дал объяснение таким предположениям, исходя из принципов симметрии. 96 5. Начало эпохи науки Декарт как философ, математик, исследователь природы пользовался авторитетом в широких кругах. Знатные особы считали за честь знакомство с ним, возможность учиться у него. Шведская королева Кристина, ценившая Декарта как ученого, пригласила его для работы в Стокгольм. После переписки, уговоров Кристина прислала за Декартом корабль. В конце 1649 г. Декарт прибыл в Стокгольм. Но через несколько месяцев после приезда он умер от воспаления После переписки, уговоров шведская коро- легких, не ДОЖИВ ДО 54 лет. лева Кристина прислала за Декартом корабль Через тринадцать лет после смерти Декарта его сочинения были запрещены Ватиканом, однако картезианская философия (латинизированное имя Декарта — Картезиус) уже владела умами философов, оказывала влияние даже более сильное, чем при жизни Декарта. Лейбниц писал спустя 46 лет после смерти Декарта: «Картезианская философия есть как бы передняя истины. Трудно проникнуть далее, не пройдя через нее, но останавливающиеся на ней лишают себя истинного понимания глубины вещей».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Идея власти человека над природой. Р. Декарт» з дисципліни «Історія науки»