История всего человечества свидетельствует, что не было ни одного народа, который бы не имел никакой религии. Наука, философия, искусство — в определенном смысле удел избранных. Религия доступна каждому, она ставит общечеловеческие проблемы, указывает пути их решения, объясня- 9 Введение ет смысл самой жизни на языке непреходящих ценностей, среди которых любовь, справедливость, надежда, спасение, терпение. Взаимоотношения науки и религии сложны и многогранны. Противоречия, которые возникали между наукой и религией, исходят из начальных установок в постижении бытия. Исходной предпосылкой религиозного мировоззрения является принятие без всяких доказательств догматов веры. Научное познание, напротив, основано на доказательствах, то есть любое научное положение, научная теория могут быть признаны истинными, если они доказаны, чаще всего эмпирически, опытным путем. Естественно, что когда наука была спекулятивной (лат. speculatio — созерцание), то есть построенной лишь на умозаключениях без обращения к практике, на «чистой силе ума», религия подчинила себе науку да и философию тоже. В Европе в средние века в общественной жизни господствовала христианская церковь. Уже в VI в. в Восточной Римской империи появились церковные школы, сменившие языческие и философские школы. В XII веке появились первые европейские университеты (лат. universitas — общность, совокупность). Наука в университетах существовала в форме схоластики (лат. scholastikos — школьный, ученый). В средневековой науке большое значение придавалось интерпретации, комментированию текстов Библии. На таких комментариях оттачивались принципы формальной логики как средства борьбы с ересями. Одной из типичных форм схоластической науки стал диспут (лат. disputare — рассуждать, спорить). Форма диспута использовалась и ранее античными философами (Платон, Сократ, Аристотель). Но в средневековой науке диспут приобрел четкие правила, предусматривающие оппонирование ( лат. opponens — возражающий). До настоящего времени форма диспута, дискуссии сохранилась при защите научных диссертаций. Начиная с XII в. в Европе появляются переводы трудов античных ученых с арабского языка на латынь. В учебные программы университетов вошли сочинения Аристотеля. Взгляды Аристотеля, определенным образом адаптированные, составили философско-научную теологию, разработанную Фомой Аквинским (XIII в.) В VII в. возникла более молодая, чем христианство, религия — ислам. Наряду с жестким моральным контролем, ислам в определенной мере стимулировал развитие науки в средневековье. В VIII в. на арабский язык были переведены труды Евклида, в начале IX в. — великий трактат Птолемея «Альмагест», чуть позднее «Метафизика» Аристотеля. В Европу греческая философия пришла через арабские переводы и комментарии. Первый серьезный конфликт между наукой и религией возник в связи с учением Коперника о гелиоцентрической системе мира, разрешенный, как известно, в пользу науки. В середине XVI в. в европейских странах несколько ослабло давление церкви на науку. Возникла разновидность христианства — протестантизм, признававший относительную самостоятельность науки. Если католики эмпирическую деятельность рассматривали сквозь призму ереси, то протестанты более спокойно относились к проведению научных экспериментов. Величайшие ученые- естествоиспытатели XVI — XVIII вв. Г. Галилей, В. Лейбниц, И. Кеп- 10 Введение лер, Р. Декарт, И. Ньютон искали научные обоснования бытия Бога, внося собственное видение в эту сферу постижения бытия. Набиравший к концу XIX в. силу атеизм (греч. atheon — безбожие) принял воинствующий характер в начале XX века, и средоточием его стала Россия. К счастью, времена воинствующего атеизма проходят, но не одно поколение людей расплачивается за него бездуховностью. Даже в самые тяжелые времена, когда рушились храмы и осквернялись святыни, Вера сохранялась в народе, что еще раз доказало незаменимость религии как формы духовной культуры. Сегодня проблемы религии и науки уже не противопоставляются друг другу, как это было недавно. В старейшем в Европе Оксфордском университете принято следующее определение религии: «Религия — это признание человеком некой невидимой высшей силы, осуществляющей контроль над его судьбой и имеющей право требовать подчинения, почтения, поклонения».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наука и религия» з дисципліни «Історія науки»