Этот закон отражает революционные изменения, происходящие в процессе развития как отдельных классов ТО, так и техники в целом. Революционные изменения связаны с передачей техническим средствам широко распространенных функций, выполняемых человеком. Гипотеза о законе имеет на инженерном уровне следующую формулировку. ТО с функцией обработки материального предмета труда имеют 4 стадии развития, связанные с последовательной реализацией с помощью технических средств четырех фундаментальных функций и последовательным исключением из технологического процесса соответствующих функций, выполняемых человеком: - на первой стадии ТО реализуют только функцию обработки предмета труда (технологическая функция); - на второй стадии наряду с технологической ТО реализует еще функцию обеспечения энергией процесса обработки предмета труда (энергетическая функция); - на третьей стадии ТО реализуют еще функцию управления процессом обработки предмета труда; - на четвертой стадии ТО реализуют также и функцию планирования для себя объема и качества продукции, получаемой в результате обработки предмета труда, при этом человек полностью исключается из технологического процесса, кроме более высоких уровней планирования. Переход к каждой очередной стадии происходит при исчерпании природных возможностей человека в улучшении показателей выполнения соответствующей фундаментальной функции в направлении дальнейшего повышения производительности труда и (или) качества производимой продукции, а также при наличии необходимого научно-технического уровня и социально-экономической целесообразности. Практическое использование закона стадийного развития связано с проведением исследований по его привязке к классу ТО, представляющих определенный интерес, а также к функционально близкому классу ТО, которые имеют опережающие темпы развития. При выполнении этих исследований даются ответы на следующие вопросы: На какой стадии развития находится ТО или технологический комплекс, который рассматривается? Ограничивает ли возможности человека существенное улучшение основных показателей ТО? Существуют ли необходимые научно-технические и технологические возможности для перехода на следующую стадию? Существует ли социально-экономическая целесообразность перехода на следующую стадию?
169
На основе такого анализа делается вывод о целесообразности перехода на следующую стадию и формируется соответствующая задача на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Закон стадийного развития техники» з дисципліни «Історія інженерної діяльності»