Академик Глеб Максимилианович Кржижановский сформулировал поня-тие « энергетических порогов» – периодов, когда в результате качественного совершенствования энергетической базы происходит скачок в росте производи-тельности труда, особенно в трудоемких процессах – физических и умствен-ных. В числе таких порогов: водяное колесо и ветряная мельница, паровая ма-шина, промышленное применение электроэнергии, электро и радиоэлектрони-ка, компьютерная техника и др. Такие энергетические пороги столь сильно влияют на развитие произво-дительных сил, что определяют и характерные этапы материальной культуры человека в целом. История знает несколько энергетических порогов. 1. Первый порог – создание водяного колеса, которое эффективно заме-нило мускульную силу человека и животных – относится к 3-му тыс. до н. э. Затем применялись и другие источники энергии: ветер – парусные лодки, ветряные мельницы; плавка металлов с помощью энергии органического топ-лива и др. 2. Второй порог – первая половина XVIII в.ека – переход от ручного ма-нуфактурного производства к машинному. Энергетической базой этого стала универсальная паровая машина и развитие механики и теплотехники. Паровая машина была принципиально новым энергетическим двигателем, превращаю-щим химическую энергию органического топлива в тепловую энергию (созда-ние водяного пара), а после этого в механическую – это потребовало развития научной мысли в области механики и термодинамики. 3. Третий энергетический порог возник и был реализован на рубеже XIX-XX вв., когда потребовалась большая концентрация производства, которую уже не могла обеспечить маломощная паровая машина. Развитие электроэнергетики послужило созданию новых первичных дви-гателей – паровых и гидравлических турбин. Их сочетание с электрическими генераторами, трансформаторами и линиями электропередач, приемниками электроэнергии – электродвигателями, осветительными устройствами, электро-печами и т.п. создавало принципиально новую энергетическую базу и обеспе-чивало относительную независимость размещения источников производства электроэнергии от центров ее потребления. 4. Четвертым энергетическим этапом (порогом), во времени почти совпа-дающим с третьим, было создание принципиально нового двигателя – двигате-ля внутреннего сгорания. Это позволило создать транспортные машины – авто-мобили, локомобили и др. Они работают благодаря прямому превращению хи-мической энергии топлива в механическую энергию. 5. Во второй половине XX в. человечество переходит к новому энергети-ческому порогу. Для него характерно сочетание ряда направлений развития энергетики: использование качественно нового энергетического ресурса – ядерного горючего. Этот энергетический порог сочетается с массовым развити-ем электроники, изменяющей многие отрасли, требующие приложения умст-венного труда, созданием компьютеров, роботов, автоматизацией производств и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Энергетические пороги» з дисципліни «Історія розвитку галузі електроенергетики»