Развитие рыночных отношений в книжном деле привело к тому, что работники книжной торговли должны были активно применять в своей деятельности принципы маркетинга. Прямая зависимость результатов деятельности на книжном рынке от механизма «спрос-предложение-цена» заставляет книготорговые предприятия продуманнее относиться к формированию ассортимента, тщательно выбирать сегменты рынка, ассортиментный профиль деятельности, формы торговли. Крупные книготорговые предприятия, например книжные магазины Москвы, внедряют компьютерные системы управления товарными запасами, изучения спроса. Отрицательное влияние на развитие книжной торговли в первой половине 1990-х годов оказывало снижение реальных доходов населения, бюджетного финансирования библиотек. В этой ситуации особенно актуальной стала проблема установления цен на книжную продукцию. В советский период неоправданно низкие цены на книжную продукцию были одной из основных причин накопления невостребованных книг в личных и общественных библиотеках, существования «черного» рынка, где цены назначались в соответствии со спросом и были в несколько раз выше. В 1987 г. Госкомиздат СССР утвердил дополнительный прейскурант, где впервые предусматривалась возможность для издательств назначать цену исходя не только из себестоимости книги, но и с учетом спроса. В 1989 г. было разрешено применять договорные цены на букинистические книги, а негосударственная торговля уже использовала свободное ценообразование, ориентированное на спрос. В 1991 г. наряду с негосударственными издательствами было разрешено использовать свободные цены и государственным издательствам. В этом же году произошел отказ от «твердых» цен (когда одно и то же издание продается по одинаковой цене по всей стране), которые указывались на книгах. Твердые цены складывались из издательской себестоимости экземпляра и торговой скидки, которую получала книжная торговля для покрытия издержке, связанных с реализацией книжных товаров. Центральные оптовые фирмы, получая на все издания стандартную торговую скидку (25 процентов от розничной цены), дифференцировали ее по региональным книготорговым организациям в зависимости от их отдаленности от центра (то есть от транспортных расходов на доставку книг). Так, например, московская книжная торговля получала самую маленькую скидку — 12 процентов, Урал — от 20 до 25 процентов, Дальний Восток — до 70 процентов. Таким образом, система торговых скидок обеспечивала финансовую поддержку книготорговой сети отдаленных регионов, работающих с большими издержками обращения. Особенностью книжной торговли является то, что она нуждается в хорошо развитом оптовом звене. Это связано с широким ассортиментом книжной продукции, а также с тем, что основная масса издательств и полиграфических предприятий расположена в центральном регионе страны. В 1990 г. централизованные поставки книжной продукции с оптовых баз «Союзкниги» и «Роскниги» обеспечивали 87 процентов товарооборота розничной книжной торговли. Мощная система оптовых баз обеспечивала закупку основной массы тиражей книжной продукции и их поставку книготорговым предприятиям по всей стране. Однако в начале 1990-х годов единая ранее система оптовых книжных баз, в которую входили структуры разного уровня (всесоюзные, республиканские, областные), распалась на самостоятельные предприятия, основная масса которых пострадала от экономических и организационных трудностей, связанных с неплатежеспособностью получателей, отказом от системы твердых цен, сбора предварительных заказов и т.д. Перспективой развития оптовой книжной торговли в нашей стране является образование мощных концернов. В этом направлении идет процесс создания крупных оптовых предприятий при ведущих издательствах («Терра», «Дрофа» и др.) и межиздательских оптовых структур. Однако этот процесс еще не начал оказывать определяющего влияния на положение оптовой книжной торговли. Неудовлетворительное состояние оптового звена является одной из основных причин того, что до 50 процентов всех книг государственных издательств и до 70 процентов негосударственных продаются в центральном регионе. Такая концентрация способствовала насыщению и усилению конкуренции на книжном рынке центрального региона и снижению книгообеспеченности периферии. Резкое сокращение ассортимента книг в книжных магазинах произошло не только в результате сокращения выпуска книжной продукции, но и вследствие нарушения традиционных путей товародвижения. Книготорговая сеть работает с ограниченным кругом издательств. Большая часть изданий попадает в розничную торговую сеть, минуя оптовое звено. Некоторые издательства продают свою продукцию преимущественно близлежащим книготорговым предприятиям. Крупные издательства создают свои книготорговые предприятия, мелкие стремятся создать объединенные предприятия. Одна из прогрессивных тенденций — объединение усилий издающих и книготоргующих предприятий для решения общих задач. В книжные магазины, работающие на периферии, большая часть книжной продукции попадает, пройдя через несколько посреднических организаций. Может действовать такая схема товародвижения: коммерческий отдел издательства — оптовая организация (книжная ярмарка) в центре — посредник, доставляющий книгу из центра в регион — региональная оптовая фирма — местное оптовое предприятие — розничная книготорговая сеть. Каждое звено товародвижения несет свои собственные затраты и увеличивает цену книжной продукции. Таким образом, конечная розничная цена книг в разных регионах или даже в одном и том же регионе отличается в несколько раз, в зависимости от того, через сколько и через какие посреднические организации прошли книжные товары. Несмотря на распад централизованного оптового звена книжной торговли, на местах сохранилась сеть книготоргов и книжных магазинов. Возникли новые оптово-розничные коммерческие структуры, многие из которых, просуществовав несколько месяцев, отказывались от книжного бизнеса. К середине 1990-х годов в России насчитывается свыше семи тысяч книготорговых предприятий различных форм собственности. Сохранилась в том или ином виде региональная система книготоргов. Более 40 процентов книготорговых звеньев является государственными предприятиями, около трети — акционерными обществами, остальные — товарищества с ограниченной ответственностью. По организационному составу бывшие книготорги разнообразны: книготорговая база, библиотечный коллектор и книжные магазины; книготорговая база и книжные магазины; книготорговая база и библиотечный коллектор; только книготорговая база. К началу 1992 г. около 60 процентов книжных магазинов вышли из состава книготоргов. Получив экономическую и юридическую самостоятельность, книжные магазины столкнулись с проблемами, связанными с ликвидацией централизованного товароснабжения, кредитования, управления, представления интересов в органах власти. На начальном этапе существования приватизированных книжных магазинов их экономическое положение оказалось значительно хуже новых книготорговых структур, поэтому их книготорговая деятельность в 1992-1993 гг. резко снизилась. В целях улучшения экономических результатов работы широкое развитие получило открытие в книжных магазинах отделов, реализующих более экономически выгодные промышленные товары. Вновь созданные частные книготорговые структуры сразу начали действовать в соответствии с новыми законодательными актами по либерализации экономических отношений, поэтому имели в начале своей деятельности ряд преимуществ. С 1994 г. положение книжных магазинов стало стабилизироваться. Однако ассортимент предлагаемых покупателям книг все же остается значительно меньшим. Так, если в 1980-е годы товарное предложение в специализированных магазинах научно-технической книги Москвы и Ленинграда доходило до 8 тысяч, то в середине 1990-х годов — сократилось до двух тысяч, причем наиболее широко были представлены книги по экономике, вычислительной технике. Резко увеличилось число поставщиков, с которыми работают сотрудники книжных магазинов, что значительно усложнило коммерческие связи, финансовые расчеты. В новых условиях легче адаптировались в первую очередь крупные розничные предприятия, которые могут напрямую работать с издательствами, имеют более широкие финансовые возможности, что обеспечивает им разнообразный ассортимент товарных запасов, низкие расходы. Стабильно работают муниципальные книжные магазины, которым местные власти предоставили на первых этапах льготные ставки арендной платы. Основная задача муниципальных книжных магазинов — выполнение городского (областного) заказа по реализации школьных учебников и отдельных видов социально значимых изданий. Перспективным направлением развития книжных магазинов является создание издательствами книжных магазинов-клубов, ориентированных на группы покупателей с определенными интересами (издательство «Терра» — любителей классики, исторической литературы, «Стожары» — любителей фантастики). Новым стало открытие в книжных магазинах специализированных отделов книг конкретных издательств. Все это способствует выявлению спроса покупателей, обеспечивает доведение книг до покупателей по максимально низким ценам. Возрождается продажа книг по почте, открываются отделы «Книга-почтой» в издательствах, возникают специализированные предприятия. Этот метод продажи обеспечивает прямой контакт издательств с покупателями, адресную рассылку информационных и рекламных материалов, учет покупательского спроса и т.д. Почтово-посылочную торговлю осуществляло около 80 предприятий, из них 30 расположены в Москве. На основе таких предприятий формируется популярная во всем мире система книжных клубов. В начале 1990-х годов в книжной торговле широкое распространение получили книжные лотки, которые предлагали издания повышенного спроса в многолюдных местах, причем по достаточно высоким ценам. Именно лоточная книжная торговля, возникшая как сфера частного предпринимательства, первой перешла на свободные цены. В середине 1990-х годов в книжной торговле восстанавливается традиционное влияние книжных магазинов. В соответствии с данными исследования Российской книжной палаты (1993) около половины опрошенных предпочитали бы приобретать книги в государственных книжных магазинах по твердым ценам, но в реальной жизни большая часть покупателей приобретала книги в негосударственной книготорговой сети. Развитие коммерческой работы книготорговых предприятий сдерживала несовершенная система информационных связей между издательствами, книготорговлей и потребителями книжной продукции. Ранее выпускавшиеся всеми издательствами годовые тематические планы, публикации в газете «Книготорговый бюллетень» обеспечивали информирование книготорговой сети и покупателей о готовящихся к выходу изданиях, служили основой для сбора предварительных заказов покупателей и книготорговых предприятий. Отказ издательств от выпуска тематических планов на первом этапе перехода к рыночным отношениям не оказал заметного отрицательного воздействия. Информация была еще не столь нужна, поскольку рынок был еще не насыщен, покупали практически все. В условиях насыщенного книжного рынка роль информации повысилась. Без полной, достоверной и оперативной информации невозможно эффективное взаимодействие издательской и книготорговой систем. Существует достаточно много отраслевых периодических изданий, хотя не все они выходят стабильно. В числе основных изданий следует назвать газеты «Книжное обозрение», журналы «Книжный бизнес», «Книжное дело», «Витрина», «Современная полиграфия», «Издатель и полиграфист» и др. Однако в целом система информирования о предложении книг на книжном рынке еще не отработана, что усложняет книготорговым предприятиям выбор и заказ изданий, планирование расходования средств. В аналогичной ситуации информационного голода находятся и библиотеки, которые должны выбирать издания в условиях жесткого лимитирования средств на комплектование фондов. Российская книжная палата предпринимает усилия по созданию сводного каталога, отражающего издательское предложение. Этот каталог кроме традиционной книжной формы издается и на компакт-дисках, что способствует более широкому использованию компьютерной техники в коммерческой работе издательских и книготорговых предприятий. Внедрение новых компьютерных технологий, совершенствование информационной обеспеченности производственных и торговых процессов способствует повышению эффективности книготорговой деятельности, росту прибыльности книжного бизнеса. Рост прибыли предприятий книжного дела создает финансовую основу для увеличения выпуска книг, более полного удовлетворения развивающихся потребностей российских читателей. В первой половине 1990-х годов отечественное книжное дело пережило коренные изменения. На смену идеологическому диктату, государственному монополизму, командно-административной системе управления пришла свобода предпринимательства, конкуренция. Развитие рыночных отношений стимулирует предпринимателей к поиску новых форм и методов работы на книжном рынке, совершенствованию изучения спроса покупателей книг и тщательному учету его в деятельности предприятий. Вместе с тем в книжном деле возникают и обостряются новые проблемы, вызванные сложностями перехода к рыночной экономике: сокращается выпуск книжной продукции, наблюдаются диспропорции в тематическом составе ассортимента книг, растут цены, что с учетом снижения доходов основной массы населения приводит к сокращению круга покупателей. Плюсы и минусы существования книги в условиях рыночной экономики еще предстоит понять. Бесспорным является лишь тот факт, что на пороге ХХI века книга продолжает занимать важное место в жизни человека и общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Книжная торговля в первой половине 1990-х годов» з дисципліни «Історія книги»