Россия к началу XIX века являлась одной из крупнейших держав Европы. Территория ее на протяжении XVIII столетия увеличилась на одну треть, а население возросло в два с половиной раза и составило 36 млн. человек. В начале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложения крепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны. Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не только промышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры, которая господствовала в царствование Павла I: был отменен запрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. В 1802 г. предварительная цензура, осуществляемая органами надзора полиции и управы благочиния, была заменена последующей, то есть после выхода книги из печати, и передана в ведение Главного управления училищ. Правда, этот период продолжался недолго – до 1804 г., когда был принят цензурный устав, предусматривающий вновь введение предварительной цензуры. Эта обязанность была вверена университетам, а в Петербурге особому цензурному комитету. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках – всего немного менее 400 книг в год. Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства. Изобретение гальванопластики связано с усовершенствованием устойчивости печатных форм. Параллельно развивалась гальваностегия – электролитический способ осаждения металлических покрытий. В основе этих процессов лежит изобретение Б.С. Якоби (1801-1874). В числе его достижений был комплект типографского шрифта, изготовленный в 1839 г. Ученый указал пути к использованию гальванотехники в репродукционных процессах. В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура (1758-1824) была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники. Изобретатели Н. Львов, К. Давиденко, Г. Ушаков трудились над усовершенствованием конструкции бумагоделательной машины. Ими были построены машины для отделки и обработки бумаги. Мастерами Ф. Бибиковым и Г. Михайловым были сконструированы бумагорезальные и листорезальные аппараты. Изобретатель М. Невьялов механизировал процесс изготовления матриц для отливки литер типографского шрифта. В 1827 г. он установил свою машину в типографии Генерального штаба, а затем в Синодальной типографии. Первая в России стереотипная машина была установлена в 1814 г. под руководством английского инженера Рутта в типографии Русского библейского общества. Переход к стереотипии – способу получения цельных копий наборной печатной формы – позволял увеличить тираж изданий. Первое издание, отпечатанное в России со стереотипной формы, – греческое Евангелие – вышло в 1816 г. тиражом 5000 экз. С литографией, новым способом плоской печати, Россию познакомил академик В.М. Севергин (1763-1827). Первым русским изданием, отпечатанным с плоской печатной формы на камне, был «Азиатский музыкальный журнал» (1816-1818), издававшийся в Астрахани И. Добровольским. В 1816 г. появилась литографская мастерская в Петербурге, основанная пионером электромагнитной телеграфии, ученым П.Л. Шиллингом (1786-1837). С 1819 г. П.Л. Шиллинг начал работать в области «высокого литографирования». Этот процесс, объединивший высокую и плоскую печать, впоследствии усовершенствовал А. Греков (1800-1850), один из первых русских фотографов. С его именем связаны и первые в России опыты применения металлических форм плоской печати». После изобретения фотографии (1839) произошли большие изменения в технике иллюстрирования. Печатные формы, делавшиеся вручную, постепенно стали заменяться фотомеханическими, что значительно облегчило из изготовление и повысило тиражеустойчивость. В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях – Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др. Академическая типография печатала научные журналы Академии и книги по всем отраслям знаний. В основном эти издания не приносили прибыли, а, напротив, нуждались в дотациях. С 1828 г. Академии было дано право издавать свои труды без цензурного просмотра , и это была важная льгота для академических изданий. Труды Академии наук печатались в новых сериях периодических изданий, монографических и капитальных многотомных изданиях. Периодические издания в XIX веке остаются главным видом академической литературы. Весьма удачным периодическим изданием Академии наук, печатавшимся на русском языке, явился «Технологический журнал» (1804-1826). Он выходил четыре раза в год. Редактором журнала был В.М. Севергин, который создал нечто вроде «периодической энциклопедии естественных наук». Тираж академических изданий оставался в пределах от 600 до 1500 экземпляров. Академические издания расходились плохо. Книжная лавка была закрыта, сохранился лишь книжный склад. Продажа книг была поручена различным книжным магазинам в Петербурге, Москве, Лейпциге и др. С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий. Книги издавали многие: переплетчики, книгопродавцы, типографы, авторы, переводчики, однако никто не рассматривал книгоиздание как основной вид деятельности, дающий доход. Напротив, многие из тех, кто издавал книги, имели дополнительные промыслы, приносившие прибыль, часть которой направлялась в сферу книгопроизводства. Книгоиздание еще не стало высокодоходной сферой деятельности. Среди издателей были представители дворянского класса, коллекционеры и библиофилы, которые подходили к делу любительски, как ценители русской науки и литературы, вкладывали основную часть своего состояния в издание книг. Таковыми были два издателя начала XIX века: П.П. Бекетов (1761-1836) – богатый московский барин и Н.П. Румянцев (1754-1826) – видный дипломат екатерининских времен, впоследствии канцлер и министр иностранных дел. Они развили активную меценатскую деятельность и значительно обогатили книжную культуру страны. Авторы часто сами издавали свои книги, а затем сдавали их на комиссию в книжные лавки. Владельцы типографий не прочь были сами напечатать ту или иную книгу, но их собственные издания не являлись той материальной базой, ан которой существовало их предприятие. Книготорговцы, учитывая спрос на то или иное издание, иногда выпускали его, извлекая дополнительные доходы. Еще большее оживление типографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии, в Казани основывается специальная типография восточных языков, начинают выходить книги на чувашском, карельском, татарском и грузинском языках. Некоторые частные типографии представляют собой крупные, хорошо оборудованные предприятия. Были открыты типографии в Кронштадте, Уфе, Симбирске, Тамбове, Оренбурге, Новочеркасске, Архангельске, Сергиевом Посаде, Самаре. В Нижнем Новгороде в 1828 г. была основана типография при театре, имевшая право печатать афиши. В Екатеринбурге книги выпускала горнозаводская типография. В Твери действовала типография Управления путей сообщения, в которой издавались в основном религиозные, памятные книжечки и различные справочники. Существовали здесь и частные типографии В. Архангельского и П. Львова. В 1804 г. был учрежден Казанский университет, и ему были выделены средства на создание типографии. В ней выпускались книги по экономическим, медицинским, физико-математическим вопросам. В начале XIX века значительно расширяется издательская деятельность Киево-Печерской лавры. Расширение тематики выпускаемых книг было связано с именем известного ученого и библиофила Евфимия Алексеевича Болховитинова (1767-1837). Он был хорошо знаком со многими столичными книжниками, особенно с типографщиком С.И. Селивановским, который постоянно снабжал типографию всеми необходимыми материалами. В 1840 г. из-за границы были выписаны скоропечатная машина, чугунный ручной станок новейшей конструкции, машина для стирания красок. В продукции типографии преобладали церковнославянские книги, напечатанные кириллицей. Гражданским шрифтом печатали учебники, периодические издания и календари. Развитие гражданского книгопечатания на Украине связано с деятельностью университетов. Харьковский университет был основан в 1805 г. За первые пятьдесят лет работы университетской типографии было выпущено более 600 названий книг. На первом месте стоят курсы лекций, пособия для студентов, большое количество учебников и учебных пособий для начальных и средних школ. Типография при Киевском университете была учреждена в 1835 г. Основную часть продукции типографии (в первой половине XIX века было отпечатано боле 250 названий книг) составляли учебники и учебные пособия для университета. В Одессе было три типографии (одна казенная и две частные). Присоединение Литвы к России вызвало изменения в книгоиздании: появились новые типографии, изменилось содержание книг. В 1803 г. был основан Вильнюсский университет, к которому перешла типография от Главной литовской школы. Типография была хорошо оборудована, принимала заказы из Петербурга. Довольно значительной была типография А. Марциновского. Здесь выходили книги на русском и польском языках. По инициативе А. Марциновского было создано вильнюсское «Товарищество типографов» (1818-1822). Календари и книги различного содержания выпускали гродненские типографы Ром и Нохумович в основанной им в Вильнюсе совместной типографии. В первой половине XIX века в Эстонии типографии были в трех городах: Таллине, Тарту и Пярну. Основной печатной продукцией Эстонии оставались произведения на немецком языке. Немецкий язык в Тартуском университете был официальным, поэтому труды ученых печатались на немецком и латинском (международном) языках. В это время здесь появились книги, изданные на русском языке. Деятельность тартуских типографий сосредоточилась на издании диссертаций, в основном по медицине. Тартуские литографы снабжали иллюстрациями научные труды и диссертации профессоров университета. Особую известность приобрел литограф Г.Ф. Шлатер. Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России. Она выполняла заказы Румянцевского кружка на издание высококачественных книг, печатала календари, проповеди, Библии, светские книги. Рижскую городскую типографию в 1789 г. унаследовал И.-К.-Д. Мюллер. Он печатал книги на латышском языке, издательство В.Ф. Геккера в Риге выпускало книги по истории. В XIX веке главным центром общественно-политической жизни восточных армян был Тбилиси, где в 1824 г. была открыта армянская Нерсисянская семинария, при которой была сооружена типография. В 1838 г. восстанавливается типография при Эчмиадзинском монастыре. Вторая после эчмиадзинской типографии на армянской земле была создана в городке Шуши Арцахской области. Здесь в 20-е годы начала свою деятельность приехавшая из Базеля группа протестантских проповедников. Очаги армянского книгоиздания находились также в России, Италии, Константинополе и Индии. Новая армянская типография открыта под руководством печатника О. Ованесяна. В ней печатались книги Российского библейского общества. Позднее, в 1829 г., оборудование типографии было перевезено в Москву в типографию Лазаревского армянского института. Грузинские типографии в XIX веке действовали во Владикавказе, Константинополе, Венеции, Париже, Лондоне. В основном издавались книги научно-практического характера. В самой Грузии в начале XIX века работала типография в Имеретии, в Кутаиси, где печатали книги по разным отраслям знаний. В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания — что-то среднее между журналом и непериодическим изданием – было легче получить разрешение властей. Впервые в России «альманах» выпущен в 1794 г., инициатором был Н.М. Карамзин. Первые опыты не создали подлинно нового типа книги – ежегодника. «Собрание стихотворений», которое выпускал В.А. Жуковский в 10-х годах XIX века, тоже не совсем тот тип альманаха, который сложился в 20-х годах под известным воздействием Запада, но с сохранением национальных русских черт. В пушкинские годы именно альманахи были наиболее типичными примерами новых приемов искусства иллюстрации, типографского мастерства и редакционно-издательской подготовки текста. Альманахи 20-х годов XIX века неизбежно вызывают в памяти имена декабристов – К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера. В 1823 г. А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев начали издавать альманах «Полярная звезда». Это была карманная книжка для любителей русской словесности. На ее страницах целая россыпь имен – Крылов, Баратынский, Вяземский, Пушкин, Дельвиг и др. В альманахе печатались произведения демократически настроенных писателей Д.В. Давыдова, А.С. Грибоедова, И.А. Крылова, В.А. Жуковского. Здесь была напечатана поэма К.Ф. Рылеева «Исповедь Наливайки» – о герое национального освободительного восстания на Украине. В альманах вошли поэмы А.С. Пушкина – «Цыганы» и «Братья-разбойники». Гуманистические статьи декабристов, в которых звучали революционные идеи, привлекли к «Полярной звезде» внимание передовой общественности и придавали альманаху четкую направленность. Первый выпуск альманаха «Полярная звезда» вышел тиражом 600 экземпляров и сразу же был раскуплен. Его отличает изящное оформление и карманный формат. Издание «Полярной звезды» было прервано событиями 14 декабря 1825 г. Незадолго до этого был подготовлен альманах «Звездочка» на 1826 г., но издание не увидело свет, а отпечатанные листы были уничтожены. В.К. Кюхельбекер и В.Ф. Одоевский издавали альманах «Мнемозина», на страницах которого, помимо художественных произведений, появились анекдоты, путешествия, критика. Альманах А.О. Корниловича и В.Д. Сухорукова «Русская старина» состоял из материалов исторического характера. Альманах А. Дельвига «Северные цветы» отличался удивительным долголетием — он просуществовал с 1825 по 1832 гг. Оформление альманахов более или менее однородно. Формат — обычно в 1/24 долю листа. Обложка — из цветной нетолстой папки, с типографской наборной рамкой и политипажным украшением. Затем гравированный первый титул, часто — фронтиспис, обычно аллегорического содержания, за ним — обыкновенный наборный титул, дальше самый текст альманаха, проза и стихи, отделенные, как правило, друг от друга. «Картинок» чаще всего немного, пять-шесть. Они гравированы на меди, представляют собой или репродукции с картин русских художников (в «Северных цветах» 1826 г.), или иллюстрации к литературным произведениям. Часто самих этих произведений в данном альманахе нет, но предполагается, что они известны читателям альманаха; иногда даны отрывки из тех произведений, к которым относятся гравюры. В таком случае «картинки» являются основным элементом, текст к ним — вспомогательным. Расправа над декабристами и последовавшая за ней реакция особенно сказались в усилении цензуры. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший название «чугунного». В 1828 г. «чугунный» устав был пересмотрен. Новый устав в какой-то части был смягчен, а в какой-то еще более затруднял выпуск книг и периодических изданий. В первое время после его опубликования — в конце 20-х и в начале 30-х годов — при всей строгости цензуры гнет ее не так чувствовался, как позднее, и неоднократно Главное управление цензуры отменяло запреты чересчур зарвавшихся цензоров. С 1848 г. по 1855 г. цензура стала особенно жесткой вследствие тех опасений, которые возникли у государственной власти в связи с прокатившейся по Западной Европе революционной волной. 8 апреля 1848 г. учреждается специальный комитет под председательством Д.П. Бутурлина, начинается период гонений на печать, окрещенный в свое время «эпохой цензурного террора». Против «охранительных» порядков вели борьбу демократические журналы — «Современник» (1836-1837), издававшийся А.С. Пушкиным, а с 1846 г. — «Отечественные записки», издателем которых был журналист А.А. Краевский. По выражению А.И. Герцена, эти журналы были «властителями дум» молодежи. 30-е годы XIX века научили русских людей по-настоящему ценить книгу. Многосторонняя творческая деятельность А.С. Пушкина оказала значительное воздействие на развитие не только литературы, но и русского книгоиздательского дела. Успех произведений поэта в читательских кругах вызвал рост тиражей книг и способствовал превращению книгоиздания в «отрасль промышленности». Пушкин стал первым русским писателем-профессионалом, который успешно защищал свои авторские права от произвола издателей-коммерсантов. Он горячо поддерживал молодых поэтов: напечатал книги никому не известных тогда А.В. Кольцова и Ф.Н. Слепушкина, опубликовал целую тетрадь стихов Ф.И. Тютчева, до тех пор нигде не печатавшегося. Поэт с большой требовательностью относился к изданию своих книг. Оформлены они все строго и просто, хотя и выходили в разных типографиях. Титульные листы набраны одним или двумя рисунками шрифтов, а текст произведений — преимущественно шрифтом умеренно-контрастного типа. Размер шрифта и его размещение на странице гармонически сочеталось со смысловым значением различных элементов текста и форматом издания. Одним из лучших памятников издательского мастерства пушкинской эпохи можно считать безупречное миниатюрное (в 1/64 долю листа) издание «Онегина», выпущенное в 1837 г. типографией Экспедиции заготовления государственных бумаг». Новыми в эпоху Пушкина стали книги с портретными гравюрами. К таким изданиям следует отнести «Историю пугачевского бунта» (1834 г.) Пушкина с реалистическим портретом Пугачева, гравированным во Франции с портретов из собрания П.П. Бекетова, собиравшего и публиковавшего портреты русских деятелей. Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. Классик графики Ф.П. Толстой (1783-1873) довел до высокого уровня очерковую гравюру. По-прежнему, начиная с конца XVIII века, применялась «карандашная» манера и «акватинта», введенная Н.А. Львовым (1751-1803). К. Афанасьев первый в России начал резать на стали. В начале XIX века на первое место выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги. Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Рождение и развитие этого нового стиля можно видеть на многих примерах. Внешность книги отражала новые требования книжного рынка. Серую, лишенную текста обложку, являвшуюся лишь временной оберткой, заменяет цветная бумага с обычным для нас наборным текстом. Менялся и формат книги — он становился больше по размеру, и это давало возможность уместить в печатный лист больше текста, и таким образом сэкономить на печати и брошюровке. Точно также становится более компактным шрифт: он сделался мельче. Создание новых рисунков шрифтов велось на основе использования опыта парижской фирмы Ф. Дидо. Русские шрифты резал прославленный итальянский мастер шрифта Д. Бодони. Во второй четверти XIX века наиболее широкую известность получило заведение Ж. Ревильона. Он впервые в России организовал словолитню как самостоятельное коммерческое предприятие, ввел в России международную систему типографских измерений. Ведущим началом русской книги всегда было содержание, в 40-е годы XIX века его значение безусловно еще усилилось. Н.В. Гоголь в письме по поводу гравюр к «Мертвым душам» писал: «Я — враг всяких политипажей и модных выдумок». Вопрос о внешности книги временно отошел на второй план, и изящные издания были вытеснены доступной по цене, убористо набранной книгой, хотя гравюра этого времени действительно поднялась на определенную высоту. Художники, выполнявшие для гравюры свои рисунки, — Т.Г. Шевченко, В.Ф. Тимм, Е.И. Ковригин, А.Е. Коцебу, Р.К. Жуковский, П.А. Федотов, А.А. Агин — были и превосходными художниками-реалистами, и, безусловно, тонкими наблюдателями действительности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Книга в России начала-середины XIX века» з дисципліни «Історія книги»