Первая технология. Открытие огня и способов его добывания. Простые орудия эпохи палеолита
Человек не является единственным животным, пользующимся орудиями, так как представители многих видов животных применяют для добывания пищи или в иных целях различные предметы, камни, палки. Шимпанзе иногда даже обрабатывают их, чтобы получить простейшие орудия, необходимые для добычи съедобных насекомых, воды, а также для груминга (обыскивания), что прекрасно описано в ките Дж. Гуддолл «Шимпанзе в природе: поведение». Этому поведению молодые шимпанзе обучаются, подражая старшим собратьям. Однако шимпанзе могут обходиться и без орудий, тогда как для человека их использование является важнейшим условием существования. Редкие люди смогут выжить в дикой природе, не имея под рукой тех или иных орудий. В связи с этим возникает вполне правомерный вопрос: когда же и как появились первые орудия? Мы можем предложить лишь гипотетическую реконструкцию процесса становления орудийной деятельности. Первым шагом на этом пути было высвобождение руки. «В разных областях Европы, Азии и Африки в результате изменения природных условий и связанной с этим нехваткой пищи предки человека спустились с деревьев и стали наземными животными» (С.В. Шухардин). Этот сдвиг произошел в начале четвертичного периода. Сначала наш древнейший прапредок просто собирал пищу или захватывал ее силой, т.е. пользовался готовыми дарами природы. Постоянная борьба с самыми разнообразными врагами заставляла его пользоваться для самозащиты камнями» и палками, и таким образом усиливать действие своих «прирезных орудий» рук. В конце концов, это привело к тому, что он начал обрабатывать, переделывать камни и палки, придавая им ту или иную удобную и целесообразную форму. Он стал уже пользоваться не только природными, но и искусственными предметами, созданными его руками. В результате человек по своему отношению к природе стал особым, качественно новым существом. При помощи изготовленных орудий люди смогли вести борьбу с природой не пассивно, как животные, а активно в форме труда, подчиняющего природу человеку. Таким образом, лишь сознательно изготовив себе первое искусственное орудие, начав трудиться, предок современного человека стал действительно превращаться из животного в человека. Иными словами, в известном смысле верно замечание Ф.Энгельса, что «труд создал самого человека». Перед нами второй решающий шаг на пути становления человека; разумеется, в научной литературе имеется несколько гипотез (они приведены в нашей книге «Если бы... Исторические версии) возникновение человека в связи со вспышкой Сверхновой звезды, современный человек появился в результате инверсии земного магнитного поля, гипотеза роста массы мозга у гоминидов в силу адаптации к экстремальному тепловому стрессу, стохастическая модель культурогенеза С.Лема, - однако это отнюдь не умаляет значимость труда в становлении вида «homo sapiens». Изобретение орудий труда означало, что предмет, данный природой (камень, палка, кость, раковина), был превращен в орган деятельности человека. Но, прежде чем камень стал ножом, человеческая рука должна была приобрести способность выполнять сотни операций, недоступных животному. Усваивая все новые и новые движения, вырабатывая все большую гибкость, передаваемую по наследству и возраставшую от поколения к поколению, рука сделалась пригодной для выполнения все более сложных операций. Это явилось предпосылкой развития искусства обработки камня камнем при помощи скалывания. А появление каменных орудий сделало более продуктивной охоту и открыло возможность обработки резанием дерева, кожи и кости. Истоки становления современного человека следует искать, в африканском прошлом люден (2…3 млн. лет назад). «Где-то в этот период наши предки встали на такой путь развития,- подчеркиваем Н.Тот, - который включал в себя овладение существенно новым элементом, прежде не встречавшимся у животных других видов: изготовление орудий с помощью оббивки камня. Эта первая технология, вероятно, развивалась в тесной связи с важнейшими изменениями питания и биологических особенностей. Пока не совсем ясно, каким образом использование каменных орудий стало составной частью образа жизни их создателей». Известно, что исследование этого вопроса традиционными методами обычно затруднено из-за отсутствия сравнительной информации, так как древних гоминидов (представителей семейства, к которому относится и современный человек) нельзя полностью отождествить ни с современными людьми, ни с шимпанзе или другими обезьянами. Чтобы преодолеть эту трудность некоторые археологи пытаются «поставить себя на место» древних гоминидов, дабы понять, как могли изготовляться и использоваться первые орудия. В расположенном в северной Кении районе Кооби-Фора, где древнейшие археологические остатки да тируются временем 1,9 млн. лет назад, археологом Н. Тотом была проведена серия репликативных и функциональных экспериментов по изготовлению и использованию древнейших типов орудий. Результаты этой «экспериментальной археологии» оказались весьма интересными. «Они показывают, делает он вывод, - что существенным элементом древнейшей каменной технологии был отщеп, а не только оббитое ядрище или кусок породы, как это всегда предполагали». Получены также доказательства тою, что уже около 2 млн. лет назад наши предки становятся праворукими. Этот вывод имеет важное значение для теории развития мозга, для понимания деятельности левого и правого полушарий в человеческой деятельности, чему сейчас уделяется немалое внимание. Почти каждое из ранних механических достижений человека, даже ткачество и шитье, уже были предвосхищены отдельными видами животных, птиц пли даже насекомых. «Но одно изобретение – употребление огня, пишет Дж. Бернал, которое должно было появиться раньше многих из них (предки человека научились пользоваться огнем 150 тысяч лет назад – В.П.), совершенно недостижимо для любого животного. Еще предстоит открыть, каким образом человек пришел к использованию огня и почему он решился обуздать и поддерживать его». Огонь в естественных условиях встречается либо в особых местах, как, например, по соседству с вулканами, или у источников природного газа, либо, что случается очень редко, в лесных пожарах. Его сохранение и распространение было устрашающим, опасным и трудным делом, о чем свидетельствуют все мифы и легенды об огне. Вначале он должен был использоваться для согревания тела в холодные ночи - туземцы в Австралии окружают себя факелами, которые употребляются вместо одежды в холодную погоду, и для отпугивания животных. Пищу начали приготавливать только тогда, когда поддержание костра в местах стоянок стало установившимся обычаем. Искусственное добывание огня относится к гораздо более позднему времени - вероятно, началу верхнего палеолита. Известно несколько древних способов добывания огня: скобление, сверление и пиление, основанные на трении двух кусков древесины друг о друга, высекание искр из кремня. Последний способ с начала железного о века был усовершенствован при помощи огнива и применялся до изобретения в XIX В. фосфорных спичек. Овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силою природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (Ф.Энгельс). Огонь, видимо, сыграл значительную роль в формировании и упрочении социальных связен внутри первобытной орды: во-первых, поддержание огня требовало от членов орды непрерывающихся; согласованных коллективных действий; во-вторых, костёр, очаг были тем центром, вокруг и вблизи которого происходила вся жизнедеятельность первобытною коллектива. Впоследствии люди научились применять огонь для различных технических целей: при добыче кремня и обработке дерева, для обжига глины и пр. Не удивительно, что в религиозных воззрениях и мифологии многих народов мира огонь занимал важное место. Изобретение способа добывания огня было одним из важных шагов па пути культурного развития человечества, о чем свидетельствуют многие сцены, связывающие открытие огня с древними героями, похитившими его с неба, и придающие огню характер божественности (достаточно вспомнить - миф о Прометее). Способы добывания огня воспроизводятся в священных хороводах, круговых танцах, которые составляют существенную принадлежность многих религиозных обрядов. Судя по данным языка, огонь первоначально обратил внимание наших предков не своими полезными или разрушительными свойствами, а своим цветом и блеском. «Древнейшими памятниками языка, говорится в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, прославляются его светлый блеск, его красное пламя; древнейшие названия огня также, указывают не на теплоту, не на свойство жечь, разрушать, вызывать боль, а на красный цвет, который привлек, по-видимому, прежде всего внимание человека» Огонь сыграл значительную роль в становлении человека и общества, явился необходимой предпосылкой возникновения разума у человека и творческой интуиции. В своей весьма оригинальной небольшой монографии «Психоанализ огня» французский философ Г. Башляр показал психологию восприятия огня и его значимость в культурном развитии человечества. Во-первых, он исходит из понимания природы как категории социального познания и поэтому подчеркивает, что «огонь изначально подлежит всеобщему запрету», что «социальный запрет - это наше первое всеобщее знание огня» (именно отсюда рождается комплекс Прометея); во-вторых, огонь <...> показал человеку изменчивость мира явлений (феноменов) и положил тем самым начало развитию разума человека; в-третьих, огонь лежит в основе всех классификационных метафор продуктов и синестезического фундамента основополагающих интуиции в философии, что позволяет бессознательно нащупать переходную форму от неживой природы к живой. Разделывая добычу, в том числе брошенную хищниками, человек столкнулся с проблемой костей. Они содержат высококалорийный костный и головной мозг; в одном костяке копытного жиров столько, что это превышает суточную энергетическую потребность взрослого человека. Однако добыть его оттуда не просто: справиться с трубчатыми костями может не всякий хищник. Льюис Р. Бинфорд установил, что гоминиды использовали первые свои каменные орудия именно для разбивания костей, придавая им удобную и целесообразную форму. Изобретение орудий труда означало, что предмет, данный природой (камень, палка, кость, раковина), был превращен в орган деятельности человека. Но, прежде чем камень стал ножом, человеческая рука должна была приобрести способность выполнять сотни операций, недоступных животному. Усваивая все новые и новые движения, вырабатывая все большую гибкость, передаваемую по наследству и возраставшую от поколения к поколению, рука сделалась пригодной для выполнения все более сложных операций. Это явилось предпосылкой развития искусства обработки камня камнем при помощи скалывания. А появление каменных орудий сделало более продуктивной охоту и открыло возможность обработки резанием дерева, кожи и кости. Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь, согревавший его обитателей, - все это с естественной необходимостью сплачивало и объединяло людей. В своей деятельности человек стал применять большое количество простых орудий. С этого времени начался новый этап в развитии человеческого общества, длившийся с 40 до 12 тыс. лет до н.э., именуемый верхним палеолитом. Техника этого этапа характеризовалась накоплением простых орудий, которые создавал человек уже современного типа (homo sapiens). «В процессе жизненной практики человек накопил большое количество случайно отличавшихся друг от друга орудий. Человек не мог не заметить, – пишет С.В. Шухардин, – что одними из них удобнее выполнять одни операции, а другими - другие. Это способствовало созданию различных орудий труда, их дифференциации». Первым набором специальных орудий, которыми осуществлялись различные действия процесса резания, явились: остроконечник, прикреплявшийся к древку путем обвязывания или с помощью вязкого смолистого вещества; скребло для соскабливания и подчистки кожи, перерезывания мяса, сухожилий; скребок для более чистого выскабливания кожи; проколка. Таким образом, человек, не наделенный ни клыками, ни когтями, ни чем-либо вроде черепашьего панциря для защиты, ни способностью к полету, подобно птице, ни скоростью бега антилопы или гепарда, нашел свой собственный способ выживания, опираясь на силу ума. Чарлз Дарвин так охарактеризовал древнего человека: «Он изобрел и умеет употреблять в дело различное оружие, снаряды, западни и пр., которыми защищает себя, убивает или ловит добычу и вообще добывает себе пищу. Он строит плоты и лодки, чтобы ловить рыбу или переезжать на плодоносные соседние острова. Он открыл искусство добывать огонь, при помощи которого твердые, деревянистые корни можно сделать удобоваримыми, а ядовитые корни и травы безвредными. Это последнее открытие, вероятно, самое великое из всех, за исключением речи, сделано еще до исторических времен. Все разнообразные открытия, которыми человек так выдался, будучи еще в самом грубом состоянии, суть прямые последствия развития его наблюдательной способности, памяти, пытливости, воображения и рассудка». Использование специальных орудий привело к разработке и технологии палеолита. Для изготовления каменного орудия человек сначала брал кремень или обсидиан определенной величины и качества, служивший ядрищем (так называемый «нуклеус», обычно дисковидной формы), и с помощью второго твердого камня (отбойника) получал отщепы. Отщепы представляли собой только заготовку, которая подвергалась вторичной обработке. Для получения желаемой формы она оббивалась и подправлялась специальным приемом, получившим название «ретуши». Ретушь представляла собой тонкую подправку орудия для увеличения эффективности его действия в целом или для усиления рабочих частей орудия, в особенности острия. Дальнейшее совершенствование техники выражалось в применении все большего количества простых дифференцированных орудий труда, в использовании огня, изобретении лука и стрел с каменными наконечниками, применении глиняной посуды. Появление лука и стрел, а затем и широкое их распространение относится к эпохе мезолита и раннего неолита (с 12 до 4 тыс. лет до н. э.). В это время было сделано еще одно важное изобретение: обжиг глиняной посуды, придавший глиняной массе камневидность, водоустойчивость и огнестойкость. (Технология обжига глины впервые возникла на палеолитических стоянках Русской равнины (Костенки) и Богемии (Долни Вестонице. Павлов и др.: ок. 25 тыс. лет до н.э.). Здесь были найдены «палеолитические Венеры» терракотовые женские культовые статуэтки.) С.В. Шухардин в книге «История техники» приводит разнообразные гипотезы о появлении первой керамики. По одной из них древнейшие сосуды плелись из веток и обмазывались глиной. Когда эти сосуды случайно попадали в огонь, плетеная часть их сгорала, а глиняная затвердевала настолько, что люди со временем не могли не заметить преимущества сосудов из обожженной глины. С изобретением глиняных сосудов человек получил новые возможности для приготовления и хранения пищи. Не менее существенным в жизнедеятельности первобытного человека (и для истории пауки) были механические приспособления, используемые при охоте. Копье, дротик, в высшей степени оригинальный бумеранг, праща и болас, действие которого зависит от довольно сложных динамических и аэродинамических движений систем в пространстве, являются последовательным совершенствованием простого искусства бросания палок и камней. Более тщательно разработанным и более важным для будущего было выдающееся изобретение лука, которое, вероятно, имело место лишь в конце древнекаменного века. Лук представляет собой первое использование человеком механического запаса энергии, которая накапливается в луке при медленном натягивании тетивы и быстро расходуется в момент пускания стрелы. (Древнейшие древки стрел и наконечники, относящиеся к позднеледниковому периоду, т.е. к началу девятого тысячелетия до н. э. найдены археологами в Штелъмооре близ Гамбурга (Германия) (Макьюэн Э.. Миллер Р. Бергман К. Конструкции и изготовление древних луков // В мире науки. 1991. №8 с 42)). «Следовательно, - замечает Дж.Бернал, - лук является первой используемой человеком машиной. Он должен был привести к более результативной охоте, и его употребление, по-видимому, распространилось с необычайной быстротой по всему миру». По его вполне справедливому мнению, дня истории науки лук как одна из первых машин интересен втройне. Изучение полета стрелы стимулировало появление и развитие динамики. Лучковое сверло, заменяя действия рук по кручению трута или сверла и освобождая одну из них, было первым примером поддерживаемого вращательного движения. Звук натянутой тетивы, вероятно, привел к созданию струнных инструментов, и, таким образом, это был вклад, как в науку, так и в музыку. В древнекаменном веке возник и способ извлечения музыкальных звуков с помощью духовых инструментов, из которых горн и труба восходят, вероятно, к временам древнекаменного века. Из своего опыта первобытный человек достаточно хорошо знал, что воздух и ветер материальны, Пневматика началась с дыхания. Его можно было направлять, выдыхая или вдыхая воздух через полые кости или тростинки. Воздухом могли быть наполнены пузыри для переправы и он мог быть вытеснен из кузнечных мехов для раздувания огня. Его сила могла использоваться в духовом ружье для охоты или же в бамбуковом воздушном насосе для разжигания огня. Это движение свободного или управляемого поршня в цилиндре должно было привести к изобретению пушки и парового двигателя. «Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период между X и III тысячелетиями до н.э., называемый неолитом (новый каменный век), отмечается в книге «Хроника человечества», стало начало обработки земли. Археологические находки позволяют выделить в рамках каменного века несколько эпох. Первая начинается с появления человека и продолжается до X (VIII) тысячелетия до н.э., для нее характерно использование оббитых камней и отщепов. Во вторую эпоху уже появляются обработанные и отшлифованные каменные орудия с наконечниками из металла (Х-Ш тыс. до н.э.). Британский исследователь Дж. Лаббок ввел в 1865г. для первой эпохи название «палеолит» (древний каменный век; от греч. παλαιος – старый, древний и λιτηος – камень), а для второй - «неолит» (новый каменный век; νεος новый). С 1892 г. переходный период (Х-IХ тыс. до н.э., для некоторых районов VШ-V тыс.) стали называть «мезолитом» (средний каменный век; μεσος – средний). Обработка почвы в неолите оказала такое существенное влияние на жизнь человека, что говорят о неолитической революции в истории человечества. Сознательное выращивание растений создало условия развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н.э.). Именно обработка земли позволила человеку эпохи неолита впервые в истории начать широкомасштабное приспособление естественной среды обитания к собственным потребностям. Мелкомасштабным приспособлением можно считать создание древним человеком жилищ, наиболее ранние и эффектные из которых были созданы из мамонтовых бивней в приледниковых условиях Русской равнины.
Люди каменного века занимались присваивающим хозяйством (собирательством и охотой), поэтому они были неразрывно связаны с природой и зависимы от нее. В эпоху неолита возникает производящее хозяйство: получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. «В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, подчеркивается в «Хрониках человечества», были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н.э.» Возникновение земледелия представляет собою довольно сложную проблему, для се решения потребовалось привлечение ботанических, археологических, исторических, этнографических, геологических, географических и других свидетельств. Ведь «объяснение процесса перехода от охотничье-собирательского хозяйства к возделыванию растении и одомашниванию животных лежит в глубоком понимании сопряженного участия в этом процессе нескольких факторов геологического (палеографического), флористического, фаунистического и антропологического, которые действовали и последовательно, и синхронно» (С.А. Семенов). В четвертичном периоде геологический (определяющий) фактор привел к похолоданию и аридизации; последняя же обусловила вытеснение многолетних древесных форм травянистыми с однолетним циклом жизни. Широкое распространение травянистых покрытосеменных подготовило необходимые условия существования и развития человека. И когда в конце позднего палеолита, на исходе ледникового периода, человек занял все охотничьи угодья на планете, когда охотничье-собирательское хозяйство достигло своего предела, тогда наш биологический вид столкнулся с ситуацией рост числа охотников и собирателей и сокращение добываемой пищи. В итоге, замечает П.Кууси, «человечество как вид приобрело способность к освоению новых форм поведения... и постепенно перешло к сельскому хозяйству». (Земледелие в 400-600 раз продуктивнее охоты (Ю.В.Олейников)). Именно «аграрная революция» привела к изменению человека - на земледельческой основе выросли цивилизации и города, т.е. именно переход к земледелию (и скотоводству) заложил подлинное начало истории человеческого общества. Земледелие не было, конечно, чем-то придуманным сразу; оно явилось результатом множества отдельных достижении в этой области. «Развитие земледелия и сопровождавшее его развитие техники, пишет С.Лилли в своей книге «Люди, машины и история», представляют собой первую в человеческой истории великую техническую революцию». Действительно, чтобы развивать земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда: деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первая технология. Открытие огня и способов его добывания. Простые орудия эпохи палеолита» з дисципліни «Історія науки і техніки»