Границы ее проходят: на западе - по низовьям Днестра и Дуная; на севере -по степным, лесостепным районам, по Южному Уралу и далее к Алтаю; на востоке - по Алтайским горам, Саянскому хребту; на юге - по Тянь-Шаню, Семиречью, границам земледельческих цивилизаций Средней Азии. Эта историко-культурная область делится на ряд районов: 1) "Европейская" Скифия, восточная граница которой проходит по реке Дон, остальные совпадают с общей северной и западной границей; 2) племена меотов (скифская культура, хозяйство и быт, но не иранский язык) - к юго-востоку, границы - по побережью Азовского моря, Таманский полуостров; 3) савроматы - первоначально проживали в междуречье Дона и р..Урал; по степям Предкавказья и Поволжья; 4) дахи - племена, родственные савроматам, - Южный Урал; 5) по характерным чертам погребального обряда - культура "усатых курганов" - Казахстан; 6) массагеты - Средняя Азия и Семиречье на юго-западе их часть - парны - предки парфян; 7) саки - 4 группы: приаральские, сыр-дарьинские, памирские, семиречен-ские - к востоку от массагетов; 8) Пазырыкская культура - Алтай. Общие черты: хозяйственно-культурный тип - скотоводство с различной степенью использования земледелия. Процент земледелия особенно высок у меотов. Савроматы и массагеты - чистые кочевники. Все племена, кроме меотов, принадлежат к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Погребальный обряд схожий - захоронения в подкурганных ямах. Характерно нали-
37 чие так называемой "скифской триады'': вооружение, конская упряжь, "звериный стиль" в искусстве. Встречаются находки бронзовых зеркал (на востоке -китайского, на западе - греческого производства), литых бронзовых котлов больших размеров, на высокой ножке. Найдены вещи, в интерпретации которых есть расхождения, - навершия (украшались либо дышла колесниц, либо жезлы знати, посохи жрецов). Вооружение. Чешуйчатые панцири, кожаные щиты, маленький лук и стрелы, копье и меч (были и длинные мечи длинной до 1 м - рубящие). С расселением на запад - переходят постепенно на лёгкое вооружение. В Причерноморье скифы столкнулись с греческой фалангой и начали применять тактику изматы-вания, где главную роль стала играть легкая конница. Развиты предметы дальнего боя. Лук - маленького размера - двояковыгнутый, его носили в особом футляре - горите. Чем знатнее был воин, тем меньше он носил стрел (в среднем 200-300). Наконечник стрелы имел длину 2-3 см, древко было красного цвета, у стрелы имелось оперение. Наконечник по форме был трехгранный, втульчатый, литой из бронзы. Ранее наконечники были двухлопастные, лавролистные. Меч -акинак, короткий, двух видов: ранний - колящий и рубящий и поздний - только колющий, с треугольным лезвием и "бабочковидным" перекрестием и наверши-ем. В качестве материала для защиты использовали кожу: кожаную одежду и шит (деревянная рама, обтянутая кожей, на которой потом закреплялись металлические пластины). Щит нескольких видов: квадратный, прямоугольный и полулунный - пельта. Вооружение скифского дружинника (и в Европе, и в Азии): лук и стрелы, акинак и длинный рубящий меч или секира, копьё, кожаная одежда с нашитыми металлическими пластинами в виде чешуек. У сарматов - панцирные штаны, чешуйчатый доспех для коня. Копья более тяжелые и длинные, рассчитанные для таранного удара, длинные рубящие мечи. У знатных воинов - кованые греческие панцири-кирасы, повторяющие изгибы тела. Шлемы использовались греческие, закрывающие лицо полностью или частично (коринфские или аттические), кроме того, греческие деревянные круглые с умбоном (металлической пластиной в виде оленя или пантеры) в центре. В тактическом плане в сражениях скифы стремились избегать генеральных лобовых атак, часто использовали притворное отступление, отстреливаясь на ходу. "Звериный стиль". Скифское искусство характеризует "звериный стиль", вообще он присущ человеческим общностям на определенной стадии развития. Чаще - в период варварства или ранней цивилизации. Для "звериного стиля" свойственно изображение, как реальных животных, так и мифических: человеко-зверей (в Ассирии, Урарту, Персии (ахеменидский или иранский "Звериный стиль"), Скандинавии (характерен символизм, декоративность, часто животные трудно узнаваемы). "Звериный стиль" делится на 3-4 этапа:
1. Скифский "звериный стиль" пришёл из Южной Сибири, обогатился в Иране и Ассирии, по дороге через Кавказ в Северное Причерноморье. Ранний (сибирский) курган Арджан - максимальный реализм и простота изображения, граничащая с примитивизмом, нарушены пропорции частей тела животных, животных изображали в движении или наиболее характерных позах. 2. Его расцвет в V в. до н.э.: в целом продолжение традиций, но теперь нарушение пропорций связано не с умениями художника, а желанием подчеркнуть наиболее характерную деталь для того или иного животного (олень из Костромского кургана, пантера из кургана Келермес); появляется дополнение узловых элементов основного изображаемого животного деталями других животных (когти хищников заменяются клювами хищных птиц). 3. В угоду знати изображения животных излишне перегружены дополнительными деталями (олень из кургана Куль-Оба) — все тело основного животного покрывается изображениями других животных, это упадок "Звериного стиля". 4. Этот этап связан с сарматами, у которых был более чистый, сибирский "Звериный стиль". Они не покрывали гравировкой тела животных, а вставляли полудрагоценные поделочные камни (красного и синего цветов). По мере проникновения изделий из Рима, начали использовать цветное стекло. В конце концов, в средние века "Звериный стиль" перешел к тюркским народам - хазарам, печенегам. Сейчас элементы "Звериного стиля" есть у казахов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СКИФСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ОБЛАСТЬ» з дисципліни «Основи археології»