Еще на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. на этой территории проживали племена культуры ямочно-гребенчатой керамики, не знавшие металла. В III тысячелетии до н.э. сюда с востока (с Урала) приходит новое население и в районе Поочья, Рязанской область, к востоку от Москвы, создается Волосовская культура. Продвижение шло мирным путем. С запада в Европейскую Россию вторгаются племена культуры боевых топоров. Их характеризует свой тип керамики - "бомбовидные" сосуды с шнуровым орнаментом. Бронзовых предметов обнаружено мало: шильца, проколки, подвески. Медных и бронзовых топоров тоже немного. Это связывают с тем, что племена, зная медь в Европе, постепенно продвигались на восток и утрачивали источники меди, переходя снова на камень. Об их знакомстве с медью говорит форма каменного топора: рубчик сверху топора имитировал медный топор. В керамической индустрии преобладали "бомбовидные" сосуды. Крайняя восточная точка продвижения - слияние Оки и Камы - Балановс-кая культура, на западе существует Прибалтийская культура, вокруг Москвы -Фатьяновская культура, крайний юг - Среднеднепровская культура. Основной вид хозяйства - стойлово-пастушеское скотоводство. Фатьяновская культура -разводили крупный рогатый скот, Среднеднепровская - свиней. Эти культуры имеют непосредственную связь по языку с последующими культурами, все это -индоевропейцы возможно разных языковых групп: Прибалтийская и Среднеднепровская - балтийская языковая группа, Балановская культура - иранская группа; о фатьяновцах сведений нет, т.к. они исчезли. Индоевропейцы или вытесняли финно-угров, или же вместе с финно-уграми, вытесняли палеоевропей-цев, следов которых не сохранилось. Характер продвижения не всегда мирный; на территории фатьяновской культуры, в могильнике Николо-Перевоз, нашли скелеты носителей культуры, убитых стрелами с кремневыми наконечниками местных жителей. Поселков фать-яновцев долго не могли найти. Стали считать, что они жили на завоеванных поселениях, но потом выяснилось, что они жили не вдоль рек, а на водоразделах. Поселки располагались также на территории старых энеолитических поселений. Во II тыс. до н.э. фатьяновцы были уничтожены или ассимилированы. Остальные три культуры существовали и в железном веке. После смешения Балановской культуры с местной культурой, появились абашевская и поздняков-ская культуры (сказывалась влияние Урала). Среднеднепровская культура (среднее течение Днепра, Припять, Десна) покрывала всю территорию Брянщины. Датируется она III - началом II тысячелетия до н.э.
34 В середине II тысячелетия до н.э. население среднеднепровской культуры не менялось, но сама культура находилась под воздействием южных культур (ката-комбной и срубной). В итоге, на территории Брянской и прилежащих областей Украины и Белоруссии, появилась единая Сосницкая культура. Было найдено много металлических изделий, принадлежащих к этой культуре: кинжалы, топоры наконечники копий. Здесь занимались скотоводством и земледелием, с юга сюда проникает лошадь. На востоке Брянщины присутствует влияние абашевс-кой, а потом и поздняковской культур: верховье и среднее течение реки Навля; по реке Снежеть, до окраин Брянска; Карачевский район. Сосницкая культура без глобальных смен населения заканчивает эпоху бронзы в Брянском крае.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭПОХА БРОНЗЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ» з дисципліни «Основи археології»