Для характеристики памятника особенное значение имеют его профили, т. е. вид вертикальных стенок. Их чертежи должны выполняться с максимальной точностью и возможно больше приближаться к натуре1. Перед началом вычерчивания профиля желательно от колышков, стоящих по его верхнему краю, опустить отвесы. Впрочем, полностью доверять этим отвесам нельзя, так как стена раскопа или курганной бровки наклон-
стр.249 на, груз отвеса к ней прикасается, а значит, вертикаль не будет достаточно точна. Поэтому положение отвеса нужно проверять. Это можно сделать с помощью диоптров буссоли, установленной на противоположной стенке раскопа. Вычерчивание профиля раскопа или кургана начинается с нанесения на чертеж его верхней линии по данным нивелировки. Сначала намечается линия, соответствующая нулевой отметке (нулевому уровню) нивелировки. Затем на соответствующем расстоянии от этой линии, соблюдая масштаб, наносятся точки под нулевой линией, если цифры нивелировки отрицательны, или над ней, если цифры положительны. Верхняя линия профиля проводится по этим точкам, причем, нанося ее, нужно все время делать сравнения с натурой, так как между нивелировочными отметками возможны подъемы и углубления. После этого на чертеже отмечаются все крупные предметы: камни, торцы бревен, доски, яркие грунтовые пятна. Они являются опорными точками чертежа. Затем
стр.250 вычерчиваются прослойки, каждый камень, доски, балластный слой и т. д. При визуальном изучении профиля желательно, чтобы он был ярко освещен, но не высушен солнцем. Поэтому перед вычерчиванием профиля его нужно зачистить. Чтобы не пропустить ни одной прослойки, перед вычерчиванием следует обвести контуры прослоек острой палочкой. (При вычерчивании профиля полезно пользоваться цветными очками.) Нанесение горизонтов культурного слоя является главной задачей при вычерчивании профиля, поэтому они должны быть намечены и выделены до начала чертежной фиксации. Следует помнить, что границы культурных слоев не резки, один слой проникает в другой. Поэтому, хотя и нужно стараться уловить эти границы, это не всегда возможно. Если на раскопе установлены стратиграфические ярусы, важно обозначить их на профиле. Для этого сначала обозначают номером яруса строительные остатки, уходящие в стену раскопа, а потом прилегающие к этим остаткам слои и прослойки. Для экспонирования и в иных целях, требующих наглядности, на сухих и не слишком твердых почвах для снятия профилей может быть использован способ, предложенный X. А. Моора. Полотняная калька покрывается слоем быстро сохнущего клея и приклеивается к избранному для съемки месту профиля. Ввиду того что клей быстро сохнет, им покрывают кальку не сразу, а постепенно, по мере приклеивания, снизу вверх. При этом надо следить, чтобы калька приклеивалась вертикально, без складок. Когда клей подсохнет, кальку отделяют от
стр.251 профиля вместе с приклеенным к ней тонким слоем поверхности профиля. Для прочности этот слой еще раз покрывают клеем при помощи пульверизатора. Полученное изображение точно передает особенности профиля, но является зеркальным. Калька транспортируется и хранится, свернутая в трубочку. При изучении культурных слоев большое внимание уделяется фиксации перекопов и ям, так как от их количества и направления зависит оценка достоверности тех или иных слоев и участков раскопа. Каждый горизонт культурного слоя обозначается условным знаком. В местах проникания одного слоя в другой эти условные знаки также как бы проникают друг в друга. Ямы обозначаются условным знаком слоя, из которого они выходят.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Чертежи профилей» з дисципліни «Польова археологія СРСР»