ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Археология финно-угров и других этносов
Археология средневековых финно-угров обширна по территории,
разнообразна по археологическим комплексам. В средневековье
финно-угорские народы вступили, значительно расширив территорию
своего обитания, имея контакты с другими этносами. Проблемы же
формирования общности, этапов ее развития и разделения нельзя
считать решенными. Они уходят в эпоху бронзы и неолита и поэтому
в этой главе не рассматриваются. Важно отметить, что средневековая
история финно-угорских народов, в отличие от истории балтов, плохо
освещена письменными источниками. В силу этого археологические
материалы приобретают особую ценность.
На востоке территории финно-угорского мира как район особой
группы археологических культур угров и самодийцев, отмеченных
рядом общих черт, выделяются Урал и лесная территория Западной
Сибири. Еще в раннем железном веке, в I тысячелетии до н. э.,
угро-самодийцы заселяли почти все лесное и лесостепное Прииртышье
и Приобье. Эти археологические культуры мы рассматривали в
соответствующей главе. Во второй половине I— начале II тысячелетия н. э.
в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур,
связанных с угорским этносом. Они выделены в основном по
особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками
молчановского (VII—IX вв.), юдинского (X—XIII вв.) и макушинского
(XIII—XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV—XVI вв.) относятся
памятники туралинского типа. Памятники молчановского типа лока-
385
лизуются по среднему и нижнему течению р. Туры. Это городища,
расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены
валами и рвами. На площади городищ заметны впадины. Жилищами
служили прямоугольные полуземлянки площадью 30—50 м. Основной
инвентарь — керамика. Характерными являются приземистые кругло-
донные сосуды, плечики которых украшены оттисками шнура,
ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены
железные ножи с прямоугольной спинкой, изделия из кости, костяные
наконечники стрел с листовидным пером, железные прямоугольные
пряжки, широко известные в Евразии, медные скрученные браслеты,
перстни и подвески.
Бассейны рек Туры и Тавды занимали памятники юдинской
культуры, изученной по поселениям, городищам, фунтовым и курганным
могильникам и жертвенным местам. Небольшие по площади городища
укреплены валом с деревянной конструкцией в виде срубов. На
Юдинском, Ликинском, Андреевском III городищах исследованы
остатки крупных жилищ в виде полуземлянок. Известны и наземные
конструкции трех типов: шатровые полуземлянки, наземные столбовые
жилища и срубовые дома. Обнаружено несколько фунтовых
могильников этой культуры. Людей пофебали по обряду кремации и ингу-
мации с остатками костров. В инвентаре много украшений: браслеты
из серебра и бронзы, плоские, витые, круглые серьги и височные
подвески, бронзовые бубенчики, пронизки, зооморфные подвески.
Юдинскую культуру связывают со средневековыми манси.
К востоку, в лесном Прииртышье расположены памятники потче-
вашской культуры, охарактеризованной нами в связи с памятниками
раннего железного века лесной полосы Восточной Европы и Северной
Азии. Южнее, в Барабе известны археологические памятники венге-
ровской культуры XII—XVI вв.
К IX—XIII вв. в лесном Нижнем Прииртышье относятся
памятники усть-ишимской культуры, представленные укрепленными
городищами, фунтовыми и курганными могильниками. Раскопки
поселений производились в основном по Иртышу и в низовьях Тары:
Новоягодное I, Белый Яр, Кипо-Кулары, Безымянное. Городища
укреплены валами и рвами. На поселениях были жилища двух типов:
полуземлянки и постройки шатровой конструкции с полом,
деревянными стенками, которые крепились на опорных столбах, и входом в
виде коридора. Пофебальный обряд связан с земляными округлыми
или овальными курганами. Хоронили по обряду фупоположения под
курганной насыпью. В ногах у пофебенных ставились глиняные
сосуды, клались наконечники стрел, зооморфные и анфопоморфные
бляшки, железные ножи. В Притомье и Причулимье к началу II
тысячелетия н. э. относятся поселения Усть-Киргизка и курганные
могильники; Багандайка, Змеинкинский и др. Материалы свидетель-
386
Материальная культура средневековых финно-угров:
1—жилище родановской культуры (реконструкция), 2, 3 — корелы, 4 — марийцы, 5—8 — эсты
ствуют о сложном процессе тюркизации местного населения и
формирование западносибирских татар.
В Прикамье и Верхнем и Среднем Поволжье археологические
памятники рассматриваемого периода отождествляются с предками
современных финских народов: мордвой (эрзы и мокша), марийцами,
меря и исчезнувших мещере и мурали, а на Коми —с коми-зырянами
и удмуртами.
Более ста лет изучаются грунтовые могильники муромы на Оке.
Были раскопаны могильники Кочкинский, Пятницкий в черте города
Мурома. К X в. относится появление славян в землях муромы, и в
дальнейшем мурома постепенно ассимилируется славянами.
387
Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно
два типа погребений: трупоположение в фунтовой яме и трупосожже-
ние. Трупы сжигались на стороне на особых площадках или в
кремационных ямах. Состав инвентаря для обоих типов погребений один и
тот же. Особенно примечательны женские украшения —от головного
убора до обуви, отражавшие имущественное, семейное и социальное
положение женщины. Богатые женские погребения отличались
инвентарем и захоронением с конем. Особым богатством инвентаря
отличаются мужские погребения с конем. С набором производственных
инструментов хоронили кузнецов, литейщиков. Почти во всех
погребениях мужчин встречается оружие: железные наконечники стрел и
копий, иногда мечи. Весьма показательны головной убор, пояс и
украшения обуви муромских женщин. Они и являются основными
признаками для определения этнической принадлежности. Головной
убор состоял из жгутов, сделанных из конского волоса, кожи и бересты,
сшитых в виде трубочки, а также венчиков, ремней, височных колец
и накосников. Жгуты охватывали голову кругом. Венчики
прикреплялись в лобной части или на темени. Этот сложный головной убор
существовал у муромы до XI в.
Отдельную группу образуют памятники финских племен рязанско-
окской группы. Это фунтовые могильники, расположенные на
территории от устья Москвы-реки до Касимовской возвышенности, где
известны Борхинский, Вахинский, Константиновский, Кулаковский,
Тырновский и другие могильники. Исследование их началось еще в
конце прошлого века. Это могильники с трупосожжением и трупопо-
ложением с восточной ориентировкой. Отмечается фуппа пофебений
с северной ориентировкой, которая в средневековье была характерна
для широкого круга финских племен. Различия касаются и инвентаря.
Для трупоположений с меридиональной ориентировкой характерны
специфические шумящие подвески, входившие в состав нафудных,
поясных и головных украшений.
Инвентарь пофебений с восточной ориентировкой включает
браслеты с утолщенными концами, витые шейные фивны, головной убор
из рядов спиральных пронизок. Выделение двух комплексов
пофебений свидетельствует о появлении нового населения. Судя по набору
характерных украшений, это были балты, пришедшие с верховий Оки.
В междуречье Оки, Волги и Суры расположены памятники
средневековой мордвы. Это фунтовые могильники с северной и южной
ориентировкой пофебенных, селища, городища, в северной части
территории известны курганы. Наиболее характерное украшение
мордвы — височные привески с фузиком и спиралью. Они
изготавливались из серебра и бронзы, прикреплялись к головному убору или
надевались на ухо. Этот тип украшений существовал с середины I
тысячелетия н. э. до XII в. включительно. Еще одним типично мордовским
предметом является пряжка с круглым ажурным щитком и изображе-
388
нием конских голов. В их декоре круги и спирали — солярные
символы.
По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере расположены
грунтовые могильники и городища марийцев (средневековых
черемисов). Для могильников V—XI вв. характерны три типа захоронений:
ингумация, трупосожжение и кенотафы, представляющие собой
захоронение завернутых в одежду вещей. В поздних могильниках XII—
XIII вв. отмечается только трупоположение. Умершие погребались в
фунтовых ямах без фобов, на подстилке из коры или войлока.
Специфической чертой культуры является женский нафудник в виде
кожаной полосы, пришивавшейся к одежде на фуди. К нему по
сторонам подвешивались украшения — наборные проволочные и
коньковые подвески.
Пермскую фуппу финно-уфов составляют сформировавшиеся в
средне^ковье коми-пермяки, коми-зыряне и удмурты. Во второй
половине I тысячелетия до н. э. в Вычегодском крае по р. Вычегде,
Вишере, Печоре и в верховьях Мезени сформировалась ванвиздинская
археологическая культура, изученная по поселениям и могильникам.
Для нее характерны неукрепленные поселения с остатками наземных
или слегка углубленных жилых прямоугольных домов, основу которых
составлял низкий сруб. На площади жилищ обнаружены косфища.
Раскопки могильников дали представление об обряде пофебения.
Хоронили в фунтовых ямах, в вытянутом положении на спине, головой
на запад. Основным показателем и здесь является инвентарь женских
пофебений, состоящий в основном из бронзовых украшений женского
костюма. В женских и мужских пофебениях всфечаются пояса с
металлическими пряжками, накладками и наконечниками. В мужских
пофебениях находят ножи, мечи, кольчуги, золотые и серебряные
пластины пофебальных масок. Однако ванвиздинскую культуру
отличает в основном керамический комплекс. Сосуды обычно круглодон-
ные двух основных типов: крупные с невыделенной шейкой,
предназначавшиеся для хранения продуктов, и сосуды для
приготовления и упофебления пищи. Края их венчиков утолщены и украшены
оттисками пальцев.
В бассейне р. Чепца локализуются памятники удмуртской культуры
IX—XV вв., известные под названием чепецкой культуры. Основным
видом памятников являются городища, расположенные равномерно
на береговых мысах (Иднакар, Вальнар и др.). Для этой культуры
характерны бревенчатые посфойки с открытыми очагами и ямами-
кладовыми внутри. В развитии культуры выделяются два этапа: первый
датируется IX—началом XIII в., второй —XIII—XV вв. В материалах
археологической культуры всфечаются предметы кузнечного,
меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая
посуда изготавливалась вручную. Наиболее распросфаненными были
горшки с короткой шейкой. Материалы могильника Чемтай и других
389
позволяют реконструировать одежду. Женским головным убором был
своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На эту основу
нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие украшения
на цепочках или кожаных ремешках.
В Верхнем Прикамье к середине I тысячелетия н. э. относятся
памятники харино-ломоватовской культуры. К ранним памятникам
этой культуры принадлежат Харинский могильник на Каме, Демен-
ковский на р. Обве, Бурковский, Полудонский и Неволинский
курганные могильники. По берегам Камы и ее притоков зафиксировано
много городищ, расположенных на высоких приречных мысах. В ходе
раскопок Лаврятского городища обнаружены остатки бревенчатых
наземных построек. В могильниках встречаются железные мечи с
брусковидными перекрестиями, топоры, многочисленные изделия из
кости, гребни, рукоятки ножей, ложки, совки, предметы конского
снаряжения, женские украшения. Это кольцеобразные височные
подвески, украшенные зернью полые металлические шары, шейные
гривны и круглые в сечении браслеты. Считается, что культура сложилась
в середине I тысячелетия н. э. в результате переселения в Верхнее
Прикамье населения угорской языковой общности из южных районов
Западной Сибири, имевшего обряд курганных захоронений.
В IX в. складывается родановская культура (IX—XV вв.), названная
по Родановскому городищу. Культура изучена по материалам раскопок
на городищах Анюшкар, Искорское, Троицкое, Кудымкарское I и др.
Жилища были наземными с глинобитными полами, основу стен
составлял бревенчатый сруб с берестяным покрытием. Внутри
помещения были нары. На территории поселений открыты следы
железоделательного производства, обработки кости, рога, бронзолитейного
производства и изготовления украшений. Глиняная посуда лепилась
вручную. По форме это высокие чаши или низкие горшки с округло-
уплощенным дном. Родановская культура занимала ту же территорию,
что и харино-ломатовская и являлась ее дальнейшим развитием.
Средневековые эсты, ливы, водь, ижора, весь и чудь, корелы
составляли группу прибалтийских финнов. Среди различных теорий о
происхождении этих народов наиболее аргументированной является
точка зрения о том, что формирование прибалтийских финнов и их
отделение от поволжских произошло во второй половине I тысячелетия
до н. э. В конце I тысячелетия н. э. сформировался общебалтийский
финский язык, просуществовавший до VIII в. н. э. Однако существует
и другая теория, относящая формирование прибалтийско-финской
общности к более раннему периоду и связывающая ее с ареалом
гребенчато-ямочной керамики III тысячелетия до н. э.
Значительный материал получен по археологии средневековых
эстов в результате раскопок городищ в Тарту и Кививаре, Соонтана,
Тырве, Коновере, Пада и др. На о. Сааремаа в Рандвере, Паю
раскапывались каменные могильники. Они представляют собой довольно
390
крупные сооружения из валунных камней. Пристроенные друг к другу,
такие ограды образуют могильники длиной до 70 м. Это коллективные
усыпальницы. Кремация совершалась на стороне, а внутрь оградки
ссыпались остатки трупосожжения. В более позднее время, в XII—
XIV вв., распространяются фунтовые могильники с погребением по
обряду трупоположения. Для инвентаря характерны нагрудные
украшения в виде цепочки, булавки с крестообразной головкой, массивные
уплощенные и витые шейные гривны, ожерелья из бус и спиральные
браслеты.
На городищах открыты остатки наземных бревенчатых жилищ
размером 3x5 и 5x7 м с земляными, дощатыми или каменными
полами. Для поселений характерна лепная керамика с желтоватой
поверхностью.
К югу от территории эстов обитали средневековые ливы. В ходе
исследований установлено, что ливы в ряде случаев жили чересполосно
с куршами. Хорошо исследовано поселение Кенте недалеко от Риги.
Там выявлены жилища двух типов: наземные бревенчатые постройки
и углубленные в землю полуземлянки, которые располагались вблизи
оборонительного вала. Наземные жилища выявлены на неукрепленных
поселениях ливов по остаткам очагов и развалам печей. На берегу
Даугавы были раскопаны могильники ливов Саласпилс и Лаукскола.
Погребения совершались в фунтовых ямах головой на северо-запад.
К востоку от эстов была территория племени водь (еще сто лет
назад насчитывалось несколько тысяч представителей этой
народности). На территории води раскопано несколько сотен курганов и
жальников, которые исследователями делятся на три фуппы: пофебе-
ния с многобусинными кольцами и другими украшениями,
характерными для финно-уфов, пофебения исключительно со славянскими
украшениями и могильники северо-западной части Новгородской
земли, где в пофебениях всфечаются как славянские, так и финно-
угорские украшения. Исследование могильников показало, что
средневековая водь занимала значительную территорию современной
Новгородской области, Причудье, часть Ижорского плато.
Слабо изучены археологические памятники ижоры. Это
могильники в Гатчине, Усть-Рудицкий, у с. Гималово и Мишкино. Совсем не
изучены поселения. В XI—XIV вв. ижора расселяется на запад на
южное побережье Финского залива. Средневековая ижора проживала
на территории Новгородской земли и выполняла сторожевую службу
по охране рубежей.
Средневековая корела занимала земли к западу от Ладожского озера
(к северу от него жили саамы). Основным археологическим источником
являются фунтовые могильники корелы, расположенные по берегам
рек и озер и не имеющие внешних признаков. Характерны пофебения
по обряду кремации в фунте на небольшой глубине с вещами:
топорами, наконечниками копий, удилами, серпами, мотыгами и ножами.
391
Из украшений известны шейные гривны, браслеты, фибулы и
металлические накладки для пояса. Для культуры XII—XIII вв. характерно
трупоположение, часто в деревянном срубе. Из Северного Приладожья
происходят карельские специфические фибулы с орнаментом в виде
плетенки или с изображением ветвистого растения.
В XII—XIV вв. вокруг многих карельских поселений возникают
каменные укрепления. Значительный материал получен в ходе
раскопок городища Паасо недалеко от г. Сортавала. Городище было
укреплено двумя валами, сложенными из камня. Здесь открыты остатки
жилищ с каменными фундаментами. Такой тип жилищ характерен для
культуры XII—XIV вв. В это же время в культуре корелы отмечается
влияние новгородской традиции в ремесле, орнаменте, украшениях.
Весь, или чудь, по славянским летописям, занимала значительную
территорию от Белого моря до Онеги и Ладоги. Зафиксировано
большое количество поселений и грунтовых могильников веси. Из них
исследовано несколько могильников X—XIII вв. с захоронениями по
обряду ингумации. На ряде территорий известны и курганные
погребения. Считается, что они заимствованы у славян и скандинавов. В
курганах зафиксирован обряд трупосожжения, обнаружены нагрудные
цепи, пряжки, трубчатые игольники из бронзы и железа, бронзовые
бусы, зооморфные украшения в виде плоских прорезных
подвесок-уточек, височные кольца, подвески-коньки и так называемые лунические
подвески, пластинчатые кресало, наконечники стрел и детали поясного
набора.
Со средневековьем связано формирование еще одного
финно-угорского народа — венгров. В Паннонии венгры появились в конце IX в.
Судя по языку, принадлежащему к угорской группе, первоначально
они, вероятно, жили в Приуралье. Проблема прародины венгров не
решена, существует несколько точек зрения: лесное Приуралье, Южное
Приуралье, Поволжье, Заволжье. Для каждой из этих теорий имеются
доказательства как «за», так и «против». В 20—30-х годах IX в. венгры
появились в Леведии — территории в составе Хазарии, откуда началось
их продвижение в Паннонию. Эту территорию отождествляют то с
Приднепровьем, то с Приуральем, то с Поволжьем, то с Подоньем.
Перед монгольским завоеванием венгерский монах Юлиан
путешествовал в Восточную Европу в поисках своих предков. Он нашел венгров
на р. Волге. Имеются некоторые археологические свидетельства в
пользу территорий между Днепром и Доном и на Дону. Имеются лишь
отдельные весьма разнообразные археологические свидетельства о
пребывании венгров в Подонье. Территорию Великой Венгрии конца
I тысячелетия н. э. венгерские и советские ученые с большим
основанием отождествляли с бассейном р. Белой. В то же время считается,
что в это время население было уже смешанным и состояло из
угров-мадьяр и тюркоязычного населения, с которым связывается
бахмутинская культура в Башкирии. Наиболее изученными памятни-
392
ками являются огромный Бирский могильник и городище. Важно, что
захоронения в этом огромном могильнике производились на
протяжении почти 500 лет. К ранним памятникам относятся погребения
Бахмутинского и Каратамакского могильников. В погребениях V—
VII вв. наблюдается преемственность в инвентаре и обряде погребения.
В поздних погребениях много стеклянных бус (например, в Бирском
могильнике найдены янтарные бусы), проволочных браслетов, есть
круглые серьги из бронзовой и серебряной проволоки,
фибулы-застежки, обувные и поясные пряжки. В мужских погребениях найдены
железные и костяные наконечники стрел, железные мечи. Весьма
показательно, что бахмутинская культура прекратила свое
существование в VIII в.
В IX—X вв. по материалам Кушулевского могильника установлено
появление нового типа памятников. Вероятно, это было связано с
уходом бахмутинских племен мадьяр с этой территории.
Археологический комплекс бахмутинской и древнемадьярской культур имеет
определенное сходство. Это неглубокие грунтовые захоронения с
западной ориентировкой, в них имеются кости жертвенных лошадей,
поясные ремни с подвесками, украшенными металлическими
накладками. В Венгрии они известны в могильниках Пербете, Яхомсаллаш.
При этом все же необходимо учитывать, что между бахмутинской
культурой и мадьярами на Дунае почти 200-летний перерыв, когда их
культура растворяется в условиях совместного обитания со славянами,
тюрками и печенегами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Археология финно-угров и других этносов» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...
Класифікація банківських кредитів
Історизми, архаїзми, неологізми і фразеологізми
Вартість власного капіталу
Розряди іменників за значенням


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 2269 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП