Археология средневековых финно-угров обширна по территории, разнообразна по археологическим комплексам. В средневековье финно-угорские народы вступили, значительно расширив территорию своего обитания, имея контакты с другими этносами. Проблемы же формирования общности, этапов ее развития и разделения нельзя считать решенными. Они уходят в эпоху бронзы и неолита и поэтому в этой главе не рассматриваются. Важно отметить, что средневековая история финно-угорских народов, в отличие от истории балтов, плохо освещена письменными источниками. В силу этого археологические материалы приобретают особую ценность. На востоке территории финно-угорского мира как район особой группы археологических культур угров и самодийцев, отмеченных рядом общих черт, выделяются Урал и лесная территория Западной Сибири. Еще в раннем железном веке, в I тысячелетии до н. э., угро-самодийцы заселяли почти все лесное и лесостепное Прииртышье и Приобье. Эти археологические культуры мы рассматривали в соответствующей главе. Во второй половине I— начале II тысячелетия н. э. в лесном Зауралье существовало несколько археологических культур, связанных с угорским этносом. Они выделены в основном по особенностям керамики и поэтому осторожно называются памятниками молчановского (VII—IX вв.), юдинского (X—XIII вв.) и макушинского (XIII—XIV вв.) типов. К позднему периоду (XIV—XVI вв.) относятся памятники туралинского типа. Памятники молчановского типа лока- 385 лизуются по среднему и нижнему течению р. Туры. Это городища, расположенные на мысах (Петровское, Ирбитское), они защищены валами и рвами. На площади городищ заметны впадины. Жилищами служили прямоугольные полуземлянки площадью 30—50 м. Основной инвентарь — керамика. Характерными являются приземистые кругло- донные сосуды, плечики которых украшены оттисками шнура, ямочными вдавлениями и оттисками гребенчатого штампа. Обнаружены железные ножи с прямоугольной спинкой, изделия из кости, костяные наконечники стрел с листовидным пером, железные прямоугольные пряжки, широко известные в Евразии, медные скрученные браслеты, перстни и подвески. Бассейны рек Туры и Тавды занимали памятники юдинской культуры, изученной по поселениям, городищам, фунтовым и курганным могильникам и жертвенным местам. Небольшие по площади городища укреплены валом с деревянной конструкцией в виде срубов. На Юдинском, Ликинском, Андреевском III городищах исследованы остатки крупных жилищ в виде полуземлянок. Известны и наземные конструкции трех типов: шатровые полуземлянки, наземные столбовые жилища и срубовые дома. Обнаружено несколько фунтовых могильников этой культуры. Людей пофебали по обряду кремации и ингу- мации с остатками костров. В инвентаре много украшений: браслеты из серебра и бронзы, плоские, витые, круглые серьги и височные подвески, бронзовые бубенчики, пронизки, зооморфные подвески. Юдинскую культуру связывают со средневековыми манси. К востоку, в лесном Прииртышье расположены памятники потче- вашской культуры, охарактеризованной нами в связи с памятниками раннего железного века лесной полосы Восточной Европы и Северной Азии. Южнее, в Барабе известны археологические памятники венге- ровской культуры XII—XVI вв. К IX—XIII вв. в лесном Нижнем Прииртышье относятся памятники усть-ишимской культуры, представленные укрепленными городищами, фунтовыми и курганными могильниками. Раскопки поселений производились в основном по Иртышу и в низовьях Тары: Новоягодное I, Белый Яр, Кипо-Кулары, Безымянное. Городища укреплены валами и рвами. На поселениях были жилища двух типов: полуземлянки и постройки шатровой конструкции с полом, деревянными стенками, которые крепились на опорных столбах, и входом в виде коридора. Пофебальный обряд связан с земляными округлыми или овальными курганами. Хоронили по обряду фупоположения под курганной насыпью. В ногах у пофебенных ставились глиняные сосуды, клались наконечники стрел, зооморфные и анфопоморфные бляшки, железные ножи. В Притомье и Причулимье к началу II тысячелетия н. э. относятся поселения Усть-Киргизка и курганные могильники; Багандайка, Змеинкинский и др. Материалы свидетель- 386 Материальная культура средневековых финно-угров: 1—жилище родановской культуры (реконструкция), 2, 3 — корелы, 4 — марийцы, 5—8 — эсты ствуют о сложном процессе тюркизации местного населения и формирование западносибирских татар. В Прикамье и Верхнем и Среднем Поволжье археологические памятники рассматриваемого периода отождествляются с предками современных финских народов: мордвой (эрзы и мокша), марийцами, меря и исчезнувших мещере и мурали, а на Коми —с коми-зырянами и удмуртами. Более ста лет изучаются грунтовые могильники муромы на Оке. Были раскопаны могильники Кочкинский, Пятницкий в черте города Мурома. К X в. относится появление славян в землях муромы, и в дальнейшем мурома постепенно ассимилируется славянами. 387 Средневековая история муромы изучена по могильникам. Известно два типа погребений: трупоположение в фунтовой яме и трупосожже- ние. Трупы сжигались на стороне на особых площадках или в кремационных ямах. Состав инвентаря для обоих типов погребений один и тот же. Особенно примечательны женские украшения —от головного убора до обуви, отражавшие имущественное, семейное и социальное положение женщины. Богатые женские погребения отличались инвентарем и захоронением с конем. Особым богатством инвентаря отличаются мужские погребения с конем. С набором производственных инструментов хоронили кузнецов, литейщиков. Почти во всех погребениях мужчин встречается оружие: железные наконечники стрел и копий, иногда мечи. Весьма показательны головной убор, пояс и украшения обуви муромских женщин. Они и являются основными признаками для определения этнической принадлежности. Головной убор состоял из жгутов, сделанных из конского волоса, кожи и бересты, сшитых в виде трубочки, а также венчиков, ремней, височных колец и накосников. Жгуты охватывали голову кругом. Венчики прикреплялись в лобной части или на темени. Этот сложный головной убор существовал у муромы до XI в. Отдельную группу образуют памятники финских племен рязанско- окской группы. Это фунтовые могильники, расположенные на территории от устья Москвы-реки до Касимовской возвышенности, где известны Борхинский, Вахинский, Константиновский, Кулаковский, Тырновский и другие могильники. Исследование их началось еще в конце прошлого века. Это могильники с трупосожжением и трупопо- ложением с восточной ориентировкой. Отмечается фуппа пофебений с северной ориентировкой, которая в средневековье была характерна для широкого круга финских племен. Различия касаются и инвентаря. Для трупоположений с меридиональной ориентировкой характерны специфические шумящие подвески, входившие в состав нафудных, поясных и головных украшений. Инвентарь пофебений с восточной ориентировкой включает браслеты с утолщенными концами, витые шейные фивны, головной убор из рядов спиральных пронизок. Выделение двух комплексов пофебений свидетельствует о появлении нового населения. Судя по набору характерных украшений, это были балты, пришедшие с верховий Оки. В междуречье Оки, Волги и Суры расположены памятники средневековой мордвы. Это фунтовые могильники с северной и южной ориентировкой пофебенных, селища, городища, в северной части территории известны курганы. Наиболее характерное украшение мордвы — височные привески с фузиком и спиралью. Они изготавливались из серебра и бронзы, прикреплялись к головному убору или надевались на ухо. Этот тип украшений существовал с середины I тысячелетия н. э. до XII в. включительно. Еще одним типично мордовским предметом является пряжка с круглым ажурным щитком и изображе- 388 нием конских голов. В их декоре круги и спирали — солярные символы. По Волге, в устье Ветлуги и до Вятки на севере расположены грунтовые могильники и городища марийцев (средневековых черемисов). Для могильников V—XI вв. характерны три типа захоронений: ингумация, трупосожжение и кенотафы, представляющие собой захоронение завернутых в одежду вещей. В поздних могильниках XII— XIII вв. отмечается только трупоположение. Умершие погребались в фунтовых ямах без фобов, на подстилке из коры или войлока. Специфической чертой культуры является женский нафудник в виде кожаной полосы, пришивавшейся к одежде на фуди. К нему по сторонам подвешивались украшения — наборные проволочные и коньковые подвески. Пермскую фуппу финно-уфов составляют сформировавшиеся в средне^ковье коми-пермяки, коми-зыряне и удмурты. Во второй половине I тысячелетия до н. э. в Вычегодском крае по р. Вычегде, Вишере, Печоре и в верховьях Мезени сформировалась ванвиздинская археологическая культура, изученная по поселениям и могильникам. Для нее характерны неукрепленные поселения с остатками наземных или слегка углубленных жилых прямоугольных домов, основу которых составлял низкий сруб. На площади жилищ обнаружены косфища. Раскопки могильников дали представление об обряде пофебения. Хоронили в фунтовых ямах, в вытянутом положении на спине, головой на запад. Основным показателем и здесь является инвентарь женских пофебений, состоящий в основном из бронзовых украшений женского костюма. В женских и мужских пофебениях всфечаются пояса с металлическими пряжками, накладками и наконечниками. В мужских пофебениях находят ножи, мечи, кольчуги, золотые и серебряные пластины пофебальных масок. Однако ванвиздинскую культуру отличает в основном керамический комплекс. Сосуды обычно круглодон- ные двух основных типов: крупные с невыделенной шейкой, предназначавшиеся для хранения продуктов, и сосуды для приготовления и упофебления пищи. Края их венчиков утолщены и украшены оттисками пальцев. В бассейне р. Чепца локализуются памятники удмуртской культуры IX—XV вв., известные под названием чепецкой культуры. Основным видом памятников являются городища, расположенные равномерно на береговых мысах (Иднакар, Вальнар и др.). Для этой культуры характерны бревенчатые посфойки с открытыми очагами и ямами- кладовыми внутри. В развитии культуры выделяются два этапа: первый датируется IX—началом XIII в., второй —XIII—XV вв. В материалах археологической культуры всфечаются предметы кузнечного, меднолитейного, костерезного и керамического производства. Керамическая посуда изготавливалась вручную. Наиболее распросфаненными были горшки с короткой шейкой. Материалы могильника Чемтай и других 389 позволяют реконструировать одежду. Женским головным убором был своего рода кокошник из обтянутой материей бересты. На эту основу нашивался бисер, бляшки и бусы, прикреплялись шумящие украшения на цепочках или кожаных ремешках. В Верхнем Прикамье к середине I тысячелетия н. э. относятся памятники харино-ломоватовской культуры. К ранним памятникам этой культуры принадлежат Харинский могильник на Каме, Демен- ковский на р. Обве, Бурковский, Полудонский и Неволинский курганные могильники. По берегам Камы и ее притоков зафиксировано много городищ, расположенных на высоких приречных мысах. В ходе раскопок Лаврятского городища обнаружены остатки бревенчатых наземных построек. В могильниках встречаются железные мечи с брусковидными перекрестиями, топоры, многочисленные изделия из кости, гребни, рукоятки ножей, ложки, совки, предметы конского снаряжения, женские украшения. Это кольцеобразные височные подвески, украшенные зернью полые металлические шары, шейные гривны и круглые в сечении браслеты. Считается, что культура сложилась в середине I тысячелетия н. э. в результате переселения в Верхнее Прикамье населения угорской языковой общности из южных районов Западной Сибири, имевшего обряд курганных захоронений. В IX в. складывается родановская культура (IX—XV вв.), названная по Родановскому городищу. Культура изучена по материалам раскопок на городищах Анюшкар, Искорское, Троицкое, Кудымкарское I и др. Жилища были наземными с глинобитными полами, основу стен составлял бревенчатый сруб с берестяным покрытием. Внутри помещения были нары. На территории поселений открыты следы железоделательного производства, обработки кости, рога, бронзолитейного производства и изготовления украшений. Глиняная посуда лепилась вручную. По форме это высокие чаши или низкие горшки с округло- уплощенным дном. Родановская культура занимала ту же территорию, что и харино-ломатовская и являлась ее дальнейшим развитием. Средневековые эсты, ливы, водь, ижора, весь и чудь, корелы составляли группу прибалтийских финнов. Среди различных теорий о происхождении этих народов наиболее аргументированной является точка зрения о том, что формирование прибалтийских финнов и их отделение от поволжских произошло во второй половине I тысячелетия до н. э. В конце I тысячелетия н. э. сформировался общебалтийский финский язык, просуществовавший до VIII в. н. э. Однако существует и другая теория, относящая формирование прибалтийско-финской общности к более раннему периоду и связывающая ее с ареалом гребенчато-ямочной керамики III тысячелетия до н. э. Значительный материал получен по археологии средневековых эстов в результате раскопок городищ в Тарту и Кививаре, Соонтана, Тырве, Коновере, Пада и др. На о. Сааремаа в Рандвере, Паю раскапывались каменные могильники. Они представляют собой довольно 390 крупные сооружения из валунных камней. Пристроенные друг к другу, такие ограды образуют могильники длиной до 70 м. Это коллективные усыпальницы. Кремация совершалась на стороне, а внутрь оградки ссыпались остатки трупосожжения. В более позднее время, в XII— XIV вв., распространяются фунтовые могильники с погребением по обряду трупоположения. Для инвентаря характерны нагрудные украшения в виде цепочки, булавки с крестообразной головкой, массивные уплощенные и витые шейные гривны, ожерелья из бус и спиральные браслеты. На городищах открыты остатки наземных бревенчатых жилищ размером 3x5 и 5x7 м с земляными, дощатыми или каменными полами. Для поселений характерна лепная керамика с желтоватой поверхностью. К югу от территории эстов обитали средневековые ливы. В ходе исследований установлено, что ливы в ряде случаев жили чересполосно с куршами. Хорошо исследовано поселение Кенте недалеко от Риги. Там выявлены жилища двух типов: наземные бревенчатые постройки и углубленные в землю полуземлянки, которые располагались вблизи оборонительного вала. Наземные жилища выявлены на неукрепленных поселениях ливов по остаткам очагов и развалам печей. На берегу Даугавы были раскопаны могильники ливов Саласпилс и Лаукскола. Погребения совершались в фунтовых ямах головой на северо-запад. К востоку от эстов была территория племени водь (еще сто лет назад насчитывалось несколько тысяч представителей этой народности). На территории води раскопано несколько сотен курганов и жальников, которые исследователями делятся на три фуппы: пофебе- ния с многобусинными кольцами и другими украшениями, характерными для финно-уфов, пофебения исключительно со славянскими украшениями и могильники северо-западной части Новгородской земли, где в пофебениях всфечаются как славянские, так и финно- угорские украшения. Исследование могильников показало, что средневековая водь занимала значительную территорию современной Новгородской области, Причудье, часть Ижорского плато. Слабо изучены археологические памятники ижоры. Это могильники в Гатчине, Усть-Рудицкий, у с. Гималово и Мишкино. Совсем не изучены поселения. В XI—XIV вв. ижора расселяется на запад на южное побережье Финского залива. Средневековая ижора проживала на территории Новгородской земли и выполняла сторожевую службу по охране рубежей. Средневековая корела занимала земли к западу от Ладожского озера (к северу от него жили саамы). Основным археологическим источником являются фунтовые могильники корелы, расположенные по берегам рек и озер и не имеющие внешних признаков. Характерны пофебения по обряду кремации в фунте на небольшой глубине с вещами: топорами, наконечниками копий, удилами, серпами, мотыгами и ножами. 391 Из украшений известны шейные гривны, браслеты, фибулы и металлические накладки для пояса. Для культуры XII—XIII вв. характерно трупоположение, часто в деревянном срубе. Из Северного Приладожья происходят карельские специфические фибулы с орнаментом в виде плетенки или с изображением ветвистого растения. В XII—XIV вв. вокруг многих карельских поселений возникают каменные укрепления. Значительный материал получен в ходе раскопок городища Паасо недалеко от г. Сортавала. Городище было укреплено двумя валами, сложенными из камня. Здесь открыты остатки жилищ с каменными фундаментами. Такой тип жилищ характерен для культуры XII—XIV вв. В это же время в культуре корелы отмечается влияние новгородской традиции в ремесле, орнаменте, украшениях. Весь, или чудь, по славянским летописям, занимала значительную территорию от Белого моря до Онеги и Ладоги. Зафиксировано большое количество поселений и грунтовых могильников веси. Из них исследовано несколько могильников X—XIII вв. с захоронениями по обряду ингумации. На ряде территорий известны и курганные погребения. Считается, что они заимствованы у славян и скандинавов. В курганах зафиксирован обряд трупосожжения, обнаружены нагрудные цепи, пряжки, трубчатые игольники из бронзы и железа, бронзовые бусы, зооморфные украшения в виде плоских прорезных подвесок-уточек, височные кольца, подвески-коньки и так называемые лунические подвески, пластинчатые кресало, наконечники стрел и детали поясного набора. Со средневековьем связано формирование еще одного финно-угорского народа — венгров. В Паннонии венгры появились в конце IX в. Судя по языку, принадлежащему к угорской группе, первоначально они, вероятно, жили в Приуралье. Проблема прародины венгров не решена, существует несколько точек зрения: лесное Приуралье, Южное Приуралье, Поволжье, Заволжье. Для каждой из этих теорий имеются доказательства как «за», так и «против». В 20—30-х годах IX в. венгры появились в Леведии — территории в составе Хазарии, откуда началось их продвижение в Паннонию. Эту территорию отождествляют то с Приднепровьем, то с Приуральем, то с Поволжьем, то с Подоньем. Перед монгольским завоеванием венгерский монах Юлиан путешествовал в Восточную Европу в поисках своих предков. Он нашел венгров на р. Волге. Имеются некоторые археологические свидетельства в пользу территорий между Днепром и Доном и на Дону. Имеются лишь отдельные весьма разнообразные археологические свидетельства о пребывании венгров в Подонье. Территорию Великой Венгрии конца I тысячелетия н. э. венгерские и советские ученые с большим основанием отождествляли с бассейном р. Белой. В то же время считается, что в это время население было уже смешанным и состояло из угров-мадьяр и тюркоязычного населения, с которым связывается бахмутинская культура в Башкирии. Наиболее изученными памятни- 392 ками являются огромный Бирский могильник и городище. Важно, что захоронения в этом огромном могильнике производились на протяжении почти 500 лет. К ранним памятникам относятся погребения Бахмутинского и Каратамакского могильников. В погребениях V— VII вв. наблюдается преемственность в инвентаре и обряде погребения. В поздних погребениях много стеклянных бус (например, в Бирском могильнике найдены янтарные бусы), проволочных браслетов, есть круглые серьги из бронзовой и серебряной проволоки, фибулы-застежки, обувные и поясные пряжки. В мужских погребениях найдены железные и костяные наконечники стрел, железные мечи. Весьма показательно, что бахмутинская культура прекратила свое существование в VIII в. В IX—X вв. по материалам Кушулевского могильника установлено появление нового типа памятников. Вероятно, это было связано с уходом бахмутинских племен мадьяр с этой территории. Археологический комплекс бахмутинской и древнемадьярской культур имеет определенное сходство. Это неглубокие грунтовые захоронения с западной ориентировкой, в них имеются кости жертвенных лошадей, поясные ремни с подвесками, украшенными металлическими накладками. В Венгрии они известны в могильниках Пербете, Яхомсаллаш. При этом все же необходимо учитывать, что между бахмутинской культурой и мадьярами на Дунае почти 200-летний перерыв, когда их культура растворяется в условиях совместного обитания со славянами, тюрками и печенегами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Археология финно-угров и других этносов» з дисципліни «Археологія»