Сложная этническая и культурологическая ситуация сложилась в середине I тысячелетия н. э.— начале II тысячелетия н. э. на обширной территории лесной зоны Восточной Европы от берегов Балтийского моря и на восток до Урала и лесной территории Западной Сибири. Исконными древними этническими образованиями на западе территории были балты, занимавшие территорию юго-восточной Прибалтики, включая значительную часть бассейнов Немана и Западной Двины. Северные и северо-восточные территории до Урала и Западной Сибири были заселены финно-угорскими племенами. Этническая локализация, однако, не свидетельствует о том, что существовали четко обозначенные границы расселения этносов. При этом надо учитывать низкую плотность населения, наличие в лесной местности значительных незаселенных пространств. В средневековье эта территория была заселена еще двумя этносами: славянами, а в южных районах по Волге и на Урале и в Западной Сибири тюрками, которые образовали в Поволжье и Заволжье довольно компактные этнические группы. Археологические памятники средневековых балтов представлены в основном тремя группами: латышской, литовской и западнобалтской. В ходе накопления материала удалось связать латышские археологи- 380 ческие памятники с тремя этническими группами: латгалами, селами и земгалами, образовавшими латышскую народность. На территории Литвы археологические памятники удается в ряде случаев связать с аукштайтами, литвой и жемайтами, а в юго-западной Прибалтике — с пруссами, куршами, ятвягами и скалвами. Жемайтия — это территория северо-западной части современной Литвы. Важнейшими археологическими памятниками являются грунтовые могильники второй половины I—начала II тысячелетия н. э. Это известные могильники Юодсоде, Мауджиорай, Каштауналяй, Жвиляй, Упина, Вайтиекинай и др. Хоронили в продолговатых могильных ямах, в вытянутом положении. Интересно, что погребения мужчин и женщин имеют разную ориентацию: женщины — головой на юго-запад, а мужчины — на северо-восток. В погребениях мужчин встречаются топоры, ножи, втульчатые и черешковые наконечники копий, а в более поздних погребениях IX—XII вв.— железные мечи и подковообразные застежки. В женских погребениях — головные украшения из бронзовых спиралей, колечек, нашитых на налобную ленту, бронзовые булавки и шейные гривны. В поздних погребениях значительно увеличивается количество бронзовых украшений. Аукштайтам принадлежит значительное количество городищ и фунтовых могильников. Ранние погребения совершались по двум обрядам: кремация и трупоположение. С VII в. в могильниках преобладают погребения остатков совершенных на стороне трупосожжений. Инвентарь немногочисленный. Обычно это металлические украшения. Орудия труда и оружие встречаются очень редко. В поздних погребениях рядом с могилой человека хоронили коня, часто вместе с богато украшенной сбруей. Наиболее хорошо изучены могильники Граужяй, Обяляй, Рамонишкяй и Пакалнишкяй. На городищах Жидканяй и Бургайчяй производились небольшие раскопки. В юго-восточной части современной Литвы и частично Беларуси проживала средневековая литва, давшая название литовской народности. Исследование археологических памятников на этой территории началось еще в конце прошлого века. Основными археологическими памятниками являются так называемые восточнолитовские курганы и поселения. Наиболее изучены могильники Забелишкес, Немайтонис, Майсеюнай, поселения Аукштадварим, Маэкулоним и др. В курганных насыпях, иногда близко от поверхности, встречаются погребения костей, сожженных на стороне. В ранних мужских погребениях обычно присутствуют предметы вооружения, а в погребениях конца I— начала II тысячелетия н. э. оружие встречается очень редко. В ранних погребениях находят короткие однолезвийные мечи, а в поздних —двусторонние, распространенные на значительной территории Европы. Известны два типа поселений: неукрепленные, где главным образом и жили люди, и городища, основанные еще в I тысячелетии н. э., которые использовались как временные убежища. Примером является горо- 381 Женские украшения финно-угров и балтов: / — корелы, 2, 3, 4, 7—л ивы, эсты, водь, 5 — балты, 6—литва, 8—курши Материальная культура балтов: /, 5 — балты, 2 — литва, 3, 4, 6—10—латыши дищеБродялишкес, площадью 80 χ 30 м, располагавшееся на мысу и укрепленное валом. По письменным источникам IX—XIII вв. известны три этнонима западных балтов: пруссы, скалвы и курши. Пруссы населяли балтийское побережье от Вислы до Немана. На этой территории известно большое количество городищ как с простыми одновальными укреплениями (Куликово, Пионерск, Лазовское), так и со сложными сооружениями с двумя-тремя валами высотой до 5 м (Логвиново I, Окунево, Таммовшикен и др.). Пруссы жили в прямоугольных в плане жилищах столбовой или срубовой конструкции с очагом в центре. Основание жилищ выкладывалось из камня. На территории обитания пруссов широко известны фунтовые могильники. Они расположены на возвышениях по берегу моря или рек. В фунтовых овальных ямах хоронили остатки кремации, совершенной на стороне. Пофебения сопровождают глиняные пряслица, железные ножи, изделия из янтаря, иногда предметы вооружения. Выделяются отдельные богатые по инвентарю пофебения с позолоченными и серебряными предметами. Для VI— VIII вв. характерны фибулы, витые браслеты и фивны. В конце X— начале XII в. в пофебениях появляются длинные франкские мечи, стремена с тонкими дужками и удила с уплощенными псалиями. С XII в. получает распространение обряд трупоположения. Археологические материалы, к сожалению, мало что могут прибавить к известным свидетельствам письменных источников о событиях подчинения пруссов в XIII—XIV вв. Тевтонским орденом и их постепенного уничтожения. К востоку от пруссов до низовьев Немана жили курши. Ранние могильники середины I тысячелетия н. э. (Курманчяй, Капсиде) имеют каменные сооружения — венцы. Для более позднего времени характерны фунтовые могильники. Типичным для этой этнической фуппы является обычай класть в могилы миниатюрные сосуды, которые, однако, не повторяют по форме бытовую керамику. Пофебения совершались по обряду как трупоположения, так и трупосожжения. Иногда остатки кремации помещались в небольшие деревянные ящики. Известны как неукрепленные, так и укрепленные поселения кур- шей. Например, поселение в Приедниеки площадью 100 χ 20 м было защищено двумя параллельными валами. В поздний период (XIII— XVI вв.) существовали наземные каменные жилища с глинобитными или каменными печами. К югу от куршей жили скалвы, а к югу от прусских и литовских поселений —ятваги, занимавшие значительную территорию Литвы, Брестской области и Белорусское Понеманье. Археологически территория их обитания в средневековье отмечена специфическими могильниками, состоящими из каменных курганов. Это пофебальные насыпи, сложенные только из камня или из камня и земли. Они круглые в плане, их диаметр 10—15 м. Большой могильник раскопан в Литве в 384 деревне Вилькяутиним. Сожжение умерших совершалось на стороне. Затем кости ссыпались на площадку, которая ограждалась камнями. В верхнем Понеманье известен ряд городищ конца I—начала II тысячелетия н. э., располагавшихся на возвышенностях и имевших характерные укрепления. Основным материалом культурных слоев является так называемая шероховатая керамика — с шершавой поверхностью и венчиками, украшенными защипами. Вал на поселении Кумелёнис был сделан из глины, бревен и камней. На вершине вала обнаружены остатки сгоревших деревянных укреплений. На городище Кайкай обнаружены каменные вымостки по краю вала, камнем мостились и полы хозяйственных и жилых помещений. Внутри домов находились выложенные из камней круглые или овальные очаги. Различными оказались судьбы западнобалтийских племен в средневековье. Скалвы и курши вошли в состав литовской и латышской народностей, а ятвяжские земли были заселены славянами. Ятвяги, жившие на северо-востоке территории, вошли в состав литовской народности. Земли же пруссов были полностью завоеваны немцами- крестоносцами и ассимилированы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Археология балтов» з дисципліни «Археологія»