Народы русского Дальнего Востока в I тысячелетии н. э.
В первой половине I тысячелетия н. э. на территории южной части Дальнего Востока обитали различные, в основном тунгусо-маньчжурские, племена, среди которых наиболее значительными были илоу и мохэ. Свои поселения мохэ строили на склонах гор, по берегам рек и озер. Они занимали обширную территорию от р. Шилки до Тихого океана. Письменные источники сообщают, что мохэ жили в полуземлянках. Распространение железа у мохэ сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств. Уже в V в. летописи характеризуют их как хороших земледельцев, которые пашут землю парой лошадей, сеют просо, пшеницу, рис. В мохэское время земледельческое хозяйство приобрело совершенно другую, качественно новую основу. Начало применения в сельском хозяйстве тягловой силы животных и железного плуга явилось переломным моментом, способствовавшим прогрессивному развитию хозяйства в целом. В IV—VIII вв. на территории Дальнего Востока складывается единая на всей территории мохэская культура. В настоящее время открыты и исследованы десятки поселений и сотни погребений этого времени. Среди них поселения в пади Степаниха (на Амуре около Благовещенска), у Осинового озера и Михайловское городище, расположенное на высоком мысу и обнесенное валом и рвом. На его территории было более 300 жилищ прямоугольной формы с полом, обмазанным красной глиной. В центре располагался очаг. Площадь жилищ около 25 кв. м. В некоторых из них сохранились остатки угловых столбов и плахи от стен. 352 За последние годы ofKpbiTbi и исследованы крупные мохэские могильники у пос. Найдфельд Еврейской автономной области, на р. Кочковатке и в других местах. Уникальным памятйиком является огромный могильник у с. Троицкого в Амурской области. Исследованы погребения в прямоугольных или закругленных ямах, обложенных и покрытых сверху деревянными плахами. Рядом с покойником в большинстве случаев клали специально произведенные для этого вещи. У мохэских племен сложилось многоотраслевое хозяйство, которое не только давало им зее необходимое для жизни, но и способствовало возникновению обмена. Основной археологический материал мохэ- ской культуры — керамика. Сосуды изготовлялись вручную, они разнообразны по форме: вазообразндое с высоким туловом, четко выраженной высокой шейкой и отогнутым наружу венчиком, горшко- видные с круто отогнутым венчиком и маленькие керамические чашечки, похожие на пиалы. Из орудий труда применялись железные кельты, костяные мотыги, каменные тесла, черешковые железные ножи. В погребениях часто встречается оружие. Это слабо изогнутые железные сабли, появившиеся в VII—VIII вв., узколезвийные мечи, втульчатые железные наконечники копий нескольких типов. Однако наиболее распространенным вооружением был лук со стрелами. Лук был сложным, наконечники стрел изготавливались преимущественно из железа, реже из кости. Известны железные трехлопастные и плоские наконечники стрел нескольких разновидностей. Воин был защищен в бою пластинчато- наборным панцирем из металлических и костяных латных пластинок. Известно, что мохэ пахали землю с помощью лошадей, сеяли просо, пшеницу. Для вспашки земли использовали соху или плуг с железным наконечником. Разводили в основном свиней и лошадей. Особенно много костей свиней обнаружено в жилищах Михайловского городища. Уже в VI в. мохэ представляли значительную политическую и военную силу, с которой вынуждены были считаться соседние племена и государства. Они поддерживали тесные связи с тюрками Южной Сибири и другими племенами. Существовавшие у них предметы вооружения и украшения, атрибуты пояса были широко распространены Ъ это время от Тихого океана до Дуная. Мохэ положили начало классовому обществу на Дальнем Востоке и являются предками целой группы этнически родственных народов тунгусо-маньчжурской группы. Как закономерный итог исторического развития древних тунгусо- маньчжурских племен мохэ в конце VII в. возникло государство Бохай, которое первоначально занимало небольшую площадь, значительно расширившуюся в VIII—IX вв. Представление о характере бохайских городских поселений дают памятники в долине Раздольной, где сохранились развалины городов, крепостей и храмов, остатки благоустроенных дорог и пышные могильники знати, близ которых находятся монументальные статуи людей 12-113 353 и животных. Наиболее хорошо изучены остатки двух буддийских храмов по течению р. Чапигоу, Краснинское городище у озера Хасан и городище у пос. Тетюхе в континентальной части. Величественный вид имел Абрикосовый храм. Его окружал небольшой дворик, обнесенный каменной четырехугольной оградой. Сам храм возвышался на невысокой квадратной платформе. Перед его центральной частью были выложены каменные ступеньки, внутри были колонны. Стены храма покоились на каменном основании, но сами имели деревянную основу, к которой прикреплялись снопики тростника и обмазывались толстым слоем глины. Поверх глиняной обмазки наносился слой штукатурки. Снаружи стены покрывала цветная роспись. Храм венчала черепичная двухъярусная крыша. Ценным памятником древнебохайской культуры является открытая в Змеиной горе пещера с тремя высеченными изоображениями людей. Одно из них представляет собой мастерски исполненную женскую головку (так называемая спящая красавица). Простое население жило в полуземлянках, обогреваемых каном. Археологические предметы свидетельствуют о развитии земледелия и ремесел: были обнаружены сошники и серпы, каменная ступа и следы кузнечного производства —долота, железные шлаки, молотки. В больших количествах ремесленники изготавливали керамическую посуду и черепицы: плоскими покрывали крышу, полукруглыми и круглыми отделывали карнизы. Встречаются сосуды двух типов: глазурованные и неглазурованные, которые имеют очень тонкие и твердые стенки и окрашены в черный цвет. По форме это горшки, кувшины, чаши и высокие кубки. Все они изготовлены на гончарном круге. < Цветущее государство Бохай было уничтожено в XI в. чжурчженя- ми, которые явились преемниками культурных и политических традиций Приамурья, Приморья и соседней Маньчжурии. Они принадлежали к тунгусо-маньчжурским племенам, их считают потомками одного из древних мохэских племен. Первоначально чжурчжени заселяли речные долины Маньчжурии, жили в долинах Амура, Сунгари, Уссури. Ко времени господства чжурчженей в Приморье и Приамурье относятся памятники в виде сельских поселений, укрепленных крепостей, могильников, дорог и больших городов. Погребения X—XI вв. изучены по материалам раскопок Белопольского, Надеждинского и Молчанихинского могильников в бассейне Амура. Существовало несколько способов погребения в грунтовых могилах: трупоположение, трупосожжение и вторичное захоронение останков в могильную яму, после того как они были погребены где-то на поверхности. Жилища чжурчженей представляют собой деревянные полуподземные и наземные постройки. Холодный климат заставлял заботиться об утеплении помещений: внутри устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центральной глинобитной печки Έ лежанок — канов. 354 rw^f^Jt Дальний Восток в I тысячеле тип до н. э.— I тысячелетии н. э.: У — керамика и железные орудия производства культуры мохэ и бо- хай, 2 — территория государства Бо- хай (по Э. Шевкунову) — «I 2 Чжурчжэни: керамика, железные топоры, наконечники, чжурчжэньский воин (по В. Медведеву) Религией чжурчженей'было шаманство. Было обнаружено погребение шамана, рядом с которым лежало девять бронзовых зеркал, конусообразные шаманские подвески и монеты XII в. Подвески должны были висеть на поясе шамана. Подобный пояс сохранялся и в более позднее время у нанайских шаманов. Рядом с поселениями распахивались поля и огороды. Чжурчжени разводили лошадей, коров, овец, свиней и собак, занимались охотой и рыболовством. Материальная культура чжурчженей характеризуется высокой техникой производства изделий из глины, железа, бронзы и других материалов. Более половины сосудов сделаны на гончарном круге. Это горшки, кувшины, красивые вазы и большие корчаги. Значительную группу составляют предметы вооружения: плоские и граненые желез- 356 ные наконечники, палаши, кинжалы, панцирные доспехи. У чжурчже- ней были распространены железные топоры, различные принадлежности конской упряжи и металлические детали пояса: четырехугольные бронзовые бляхи и колокольчики. О тревожном времени войн с соседями свидетельствуют памятники около г. Уссурийска, где на левой стороне р. Раздольной находятся две большие крепости. Они были окружены высоким валом, укрепленным с трех сторон круглыми выступами башен, от которых сохранились только основания. У подножия вала располагались специальные укрепления для стрелков. Под валом были прорыты зигзагообразные проходы в рост человека. Кроме того, крепость с трех сторон защищалась глубоким рвом, который, вероятно, заполнялся водой. Внутри городища обнаружены остатки фундаментов больших разрушенных зданий. К северу от городища находились загородные сельские и военные поселения, а рядом с ними был могильник, состоявший из нескольких курганов. Важным для понимания характера городищ в окрестностях Уссурийска, их датировки и раскрытия конкретных исторических событий в истории Дальнего Востока является уникальный памятник, расположенный к востоку от крепости. В центре обнесенной невысоким валом площадки находились два кургана. На вершине одного из них было поставлено каменное изваяние черепахи со стелой на спине. Очевидно, над курганом возвышался храм с черепичной крышей. Внутри холма находилась каменная гробница с останками похороненного вождя. От кургана с черепахой на юг тянулась аллея каменных скульптур людей и животных. Она начиналась многогранными колоннами, за которыми следовали изваяния гражданских чиновников, воинов с мечами, четырех каменных баранов и двух львов. Весь этот величественный и торжественный погребальный комплекс был окружен с четырех сторон неглубоким рвом. В курганах рядом хоронили приближенных вождя. Кроме описанных двух крепостей на правом берегу р. Раздольной, на Красноярской сопке, расположено самое огромное на Дальнем Востоке городище. Высокие валы тянулись на 10 км и опоясывали его сплошным кольцом. Около валов найдены скопления каменных ядер для метательных машин. Здания сосредотачивались только в определенных местах, дополнительно укрепленных еще одним рядом валов. В особой части городища находились жилища в виде полуземлянок, в которых жили рядовые жители или размещался военный гарнизон. Возникновение укрепленных городищ в Приморье связано с борьбой, которую вели чжурчжени с Коре (Кореей) и Китаем. Вторжение монголов привело к падению чжурчженьского государства. Обезлюдели его города, были разрушены храмы и дворцы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Народы русского Дальнего Востока в I тысячелетии н. э.» з дисципліни «Археологія»