ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Кочевники Восточной Европы
Жившие в степях и лесостепях Восточной Европы племена в
I тысячелетии н. э. переживали период острой ломки
первобытно-общинных отношений и образования классового общества. В степях этот
процесс сопровождался усилением роли скотоводства и развитием
полукочевого и кочевого уклада жизни. Складывается так называемый
кочевой феодализм со значительными пережитками патриархальных
родоплеменных отношений и примитивной организацией управления.
Поэтому на протяжении I тысячелетия н. э. степи Восточной Европы
341
были ареной формирования и распада союзов племен, непрочных
государственных образований, территорией сложения и исчезновения
народов, историю которых позволяют восстановить исторические
источники и археологические памятники. Несмотря на разное
происхождение, язык и культуру, у этих народов была одна общая черта -^
войны, которые они постоянно вели и которые были в ту эпоху
источником грабежа, источником имущественного неравенства. В ходе
исторического развития в степях постепенно накапливаются
тенденции перехода от полукочевого и кочевого образа жизни к оседлому,
происходит процесс перехода от кочевий к городам. С этим
историческим периодом связано и начало формирования современных народов
Восточной Европы.
В первые века н. э. в степях Восточной Европы жило смешанное
полукочевое население, образовавшееся после сарматского завоевания.
Во II—III вв. это население объединяется в два больших племенных
союза — готов и аланов.
Аланский племенной союз образовался во главе с одним из
сарматских племен —аланами, которые подчинили себе многие народы,
жившие к востоку от Дона. Они были скотоводами-кочевниками,
кое-где по берегам рек занимались земледелием. Основными
археологическими памятниками этого периода являются курганные
могильники, которые свидетельствуют об обособлении племенной знати и
значительном имущественном неравенстве. Большинство аланских
погребений не содержит никаких вещей. Погребения знати
устраивались по-особому: под большими курганами помещались роскошные
склепы-катакомбы. Выделяются погребения воинов с оружием,
которое близко к сарматскому: длинные двусторонние и односторонние
железные мечи, железные трехлопастные наконечники стрел и
предметы конской сбруи. В склепах богатых аланов много привозной
посуды, особенно стеклянной, украшений из золота. Однако
ювелирные предметы сделаны грубо, чувствуется упадок художественных
традиций античного мира.
Значительная часть аланов, перемешавшись с гуннами, ушла в
конце IV в. на территорию Западной Европы, в пределы Римской
империи. Их погребения известны даже в Испании. Однако часть
аланских племен осталась в Предкавказье. Здесь они стали жить оседло
в поселениях, занимались земледелием и отгонным скотоводством.
Поселения обносились земляным валом, на котором возродились
каменные стены. Поселки состояли из жилищ, основой которых
служил обмазанный глиной плетень. Известны и каменные жилые
постройки. Внутри таких домов обнаружены остатки очагов, а рядом
располагались большие хозяйственные ямы-хранилища. Уже с V в. у
оседлых аланов известно плужное земледелие. В аланских поселках
развивались ремесла: изготавливалась великолепная лощеная посуда,
342
предметы из металла, кожи, ювелирные изделия, а также разнообразное
оружие, среди которого выделяются железные боевые топоры.
В это же время к западу от аланского племенного союза образовался
еще один союз племен—во главе с готами, известный также как
«царство Германариха». В его состав входили готы, кочевые сарматы
и жившие в степях оседлые земледельцы. Границы этого объединения
охватывали огромную территорию от среднего течения Днепра до
берегов Черного моря и от Нижнего Дуная до Дона—почти всю
территорию современной Украины. Археологические памятники готов
пока трудно выделить из массы других памятников, известных на этой
территории. С готами более или менее определенно связывают
небольшие, выложенные каменными плитами могилы (каменные ящики). В
них стоят сосуды с остатками трупосожжений. Такие памятники
встречаются на Киевщине и на Волыни. Однако больше всего их в
Скандинавии и в Дании, откуда пришли готы и где они жили до I в.
н. э.
Культура готов и их соседей аланов II—IV вв. несет на себе следы
значительного влияния римской цивилизации. В археологических
материалах, относящихся к этому времени, много римских монет,
сосудов, стекла римского производства, различных ювелирных
поделок. Очевидно, здесь шили одежду из римских тканей и знали мыло,
которое было изобретено римлянами. Распространение римского
культурного влияния шло через причерноморские города и римские
провинции, образовавшиеся в Передней Азии и на Дунае.
Огромные по своим историческим масштабам и последствиям
изменения произошли в IV в. Они были связаны с вторжением в степи
Восточной Европы гуннов. С культурой и историей этого народа,
известного под названием хунну, мы уже знакомились, рассматривая
памятники раннего железного века в Забайкалье. Сначала в Приаралье
образовалось большое объединение гуннов, откуда они, тесня аланов,
начали движение на запад. Захватив Придонские степи и Приазовье,
гунны двинулись на Крымский полуостров и разгромили города Бос-
порского государства. Под их напором распался племенной союз готов.
Многие входившие в него племена стали поддерживать гуннов и
объединились под их властью. В IV—V вв. гунны были силой,
наводившей страх на весь цивилизованный мир, и прежде всего на Римскую
империю.
Особенность этого народа состоит в том, что, завоевывая обширные
пространства, сталкиваясь с массой различных народов, сами они
постепенно растворялись в их среде. Показателем этого процесса
является то, что их памятники в Европе очень трудно выделить из
общей массы археологических материалов середины I тысячелетия
н. э.
Собственно гуннских памятников известно очень мало. К ним
343
относятся несколько погребений и кладов, бронзовые котлы
восточного типа с фигурными ручками, деревянные седла и железные
стремена, покрытые золотом деревянные и медные украшения. Гуннские
погребения известны в Южном Приуралье, на Волге и в Курской
области. Среди них интересно погребение гуннского вождя на р. Судже
в Курской области. За ним закрепилось название «Судженский клад»,
хотя на самом деле это погребение, в котором рядом с умершим лежали
золотые и серебряные вещи. Среди них выделяется замечательный
серебряный византийский сосуд в форме амфоры с изображением
девяти муз.
Гунны создали военную державу, мощь которой всецело зависела
от грабительских набегов. Ее расцвет связан с именем талантливого
полководца древности Аттилы. После его смерти в 453 г. начался распад
этого военно-политического объединения.
Особенно сложной была политическая обстановка в южнорусских
степях в VI—VIII вв. В середине VI в. в степях Восточной Европы
сложился союз кочевых племен во главе с аварами. В это же время в
Приазовье кочевали болгарские племена, у которых в 635 г. также
образовался сильный союз племен во главе с Кубратом. В VII в. под
контролем этого союза находились земли Прикубанья, нижнего
течения Дона, Северного и Восточного Приазовья. Под покровительством
болгар возродились к жизни многие города, а древняя Фанагория,
вероятно, стала столицей Болгарского государства—так называемой
Великой Болгарии. В VII в. город начал отстраиваться: на развалинах
вырастали новые дома, выстроенные из камня, улицы мостились
щебенкой, обломками античной керамики. Археологами открыты
остатки сезонных кочевий болгар на берегах рек и морском побережье.
Основной инвентарь этих стоянок —обломки керамики VII—VIII вв.
Однако это государство просуществовало недолго. Мощный удар
болгарам нанесли с востока хазары, жившие в пределах Северного
Кавказа. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом двинулась на запад,
прошла все Северное Причерноморье и остановилась на границах
Византийской империи, в дельте Дуная, подчинив живших там славян
и создав новое государство —Дунайскую Болгарию. Кочевники
болгары, появившись на Дунае, перешли к оседлому образу жизни,
восприняли язык славян, их веру и быт, войдя как составная часть в
один из современных славянских народов и дав ему название.
Одновременно началось переселение значительной части древних болгар и
алан на северо-восток, на Среднюю Волгу и в низовья Камы. У них
наблюдается переход к оседлости, к земледелию и ремеслу. Здесь было
создано еще одно древнее государство — Волжская Болгария. Однако
значительная часть болгар осталась в придонских степях и вошла в
середине VII в. в состав огромной державы—Хазарского каганата,
представлявшего собой обширную федерацию различных племен Во-
344
сточной Европы. Колыбелью хазар были прикаспийские степи
Северного Кавказа. Их власть постепенно распространилась на Приазовье,
а потом на Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Так
образовался Хазарский каганат.
Основу хозяйства в каганате долгое время составляло кочевое
сезонное скотоводство. Вдоль рек, на местах кочевий, на зимних
стоянках возникали постоянные поселения. Они укреплялись
мощными рвами, глинобитными и каменными стенами. В долине р. Сулак у
с. Чир-Юрт в Дагестане исследовано огромное городище площадью
около 16 тыс. кв. м. Возможно, что это и есть древняя столица Хазарии,
известная под названием Беленджер. Обнаружены также крупные
города хазар—Семендер и Варачан. Рядом с городищем Чир-Юрт
открыт огромный, растянувшийся на несколько километров курганный
могильник. Встречаются и бескурганные катакомбные и ямные
могилы, относящиеся к VII—началу IX в. Три типа погребений
принадлежат, видимо, трем этническим группам: катакомбы —аланам, ямные
погребения —болгарам, а подкурганные катакомбы —хазарам. Вещи,
найденные в катакомбах, свидетельствуют о богатстве погребенных.
Остатки другого города хазарского времени обнаружены на
западной окраине Махачкалы. Жилищами в городах служили палатки и
строения из дерева. Города, видимо, окружали виноградники и сады.
Палеоботанические исследования подтвердили существование
земледелия. Города-крепости известны на Тереке (Акташ, Азар,
Некрасовская и др.), в горных долинах Северного Кавказа. Остатки древних
поселений обнаружены и на равнинной территории.
Хазарский каганат занимал значительную территорию: на севере —
верховья Донца и Дона, на западе — Северное Приазовье и Восточный
Крым, на юге — предгорья Кавказа, на востоке — Каспийское море и
междуречье Волги и Дона.
От эпохи Хазарского каганата осталась яркая и самобытная салто-
во-маяцкая культура, созданная различными племенами, входившими
в его состав. Границы этой культуры точно еще не определены, она
как бы расплывается по степным и даже лесостепным просторам
Восточной Европы. Она делится на ряд локальных вариантов. Судя по
надписям на камнях того времени, был распространен тюркский язык.
Волга была, очевидно, естественной восточной границей
распространения памятников этой культуры. Памятники разнообразны. Одних
только поселений обнаружено около двухсот. Кроме того, известно
много кочевий, сезонных стойбищ. Памятники салтово-маяцкой
культуры свидетельствуют о процессе оседания кочевников и образовании
земледельческих и ремесленных поселений. К периоду расцвета
культуры относятся поселения с земляными укреплениями, каменные
городища, развалины величественных цитаделей. Они располагались
на высоких мысах, по берегам больших рек. Такой характер носили,
например, Салтовское, Архангельское, Дмитровское и другие городи-
345
цха. Салтовское городище имело несколько укрепленных сооружений,
я комплексе очень похожих на средневековый замок. Особый интерес
Представляет Цимлянское правобережное городище, поскольку оно
раскопано почти целиком и дает полное представление о жизни
средневекового замка. Оно находилось на высоком мысе, соединенном
с берегом узким перешейком. Через перешеек был прорыт ров. По
краям мыса хорошо сохранились остатки мощных белокаменных стен
и башен. Раскопки показали, что восточная и южная части замка были
заняты жилищами-юртами и различными хозяйственными
постройками. В восточной, наиболее просторной и укрепленной части,
находилось жилище феодала — обычная юрта, отличавшаяся от соседних
только размерами и планировкой.
В это время возникают настоящие города, выросшие из крепостей.
Большую известность приобрели Саркел, Итиль и Семендер. Саркел
возник в начале IX в. В его постройке принимали участие византийские
мастера, однако влияние византийской строительной традиции почти
не чувствуется. Город размещался на левом берегу Дона. Открыто более
половины крепости, имевшей форму четырехугольника, обнесенного
кирпичными стенами с многочисленными башнями. Кроме того,
крепость окружал глубокий ров и земляной вал. Город был густо
заселен, в нем насчитывалось не менее 100—120 жилищ. Раскопки
показали, что население Саркела было очень пестрым. Судя по
керамике и типам жилищ, оно состояло из трех групп: алано-болгарское
население, славяне и тюрки. Каждая из этих этнических групп занимала
в черте города особую территорию.
Многочисленные привозные вещи—художественные поделки,
поливная керамика и, наконец, монеты —свидетельствуют об
оживленных торговых связях Саркела с Византией, Крымом, Закавказьем
и Средней Азией. В городе жили ремесленники: гончары, литейщики,
кузнецы и оружейники. В конце X в. Саркел был взят киевским князем
Святославом и в дальнейшем известен как славянский город Белая
Вежа.
Таким же был, вероятно, и другой город Хазарии, зимовище кагана,
его столица Итиль. Попытки найти развалины этого города, который
по сведениям письменных источников находился где-то в дельте Волги,
не увенчались успехом. Не исключено, что его остатки были затоплены
в результате изменения русла реки. Известно только, что Итиль состоял
из двух частей: кирпичного дворца —замка на острове и собственно
города, соединенного с замком мостом.
Известно довольно много погребений салтово-маяцкой культуры
VIII—IX вв. Для них характерны три способа захоронения: трупопо-
ложение в катакомбах, трупоположение в ямах и трупосожжение.
Самым большим могильником является Салтовский, в котором
раскопано более 300 катакомб. Основу погребального сооружения
составляли катакомбы—специальные сооружения, вырытые в твердом
347
Комплекс археологических предметов салтово-маяцкой культуры
фунте на склонах холмов. Каждая катакомба состояла из двух частей:
коридорного входа и погребальной камеры. Чем богаче погребение,
тем длиннее коридор (дромос). Погребения Салтовского могильника
весьма разнообразны. Интересны погребения богатых воинов,
снабженных всем необходимым для загробной жизни, в том числе и
348
«посмертной женой»—наложницей или рабыней. Во всех мужских
погребениях найдено оружие: сабли, стрелы, топоры. Почти каждый
мужчина был перепоясан поясом, украшенным бляшками. На руках у
многих мужчин были браслеты, а в ушах серьги. Чем богаче набор
вещей у захороненного мужчины, тем богаче он и у погребенной с ним
женщины. На поясе у каждой женщины был нож, а у ног или головы
лежали ножницы. Мотыги и сосуды клали как с мужчинами, так и с
женщинами.
Кроме катакомбных известны и ямные захоронения салтово-маяц-
кой культуры — в небольших ямах. Обряд погребения прост и
однообразен, а набор вещей очень скромен: один-два сосуда и лежащие
рядом кости животных, оставшиеся от жертвоприношений. Оружия в
таких могилах нет.
Могильники салтово-маяцкой культуры свидетельствуют о
сложном составе населения. Катакомбные могильники располагались в
районах, заселенных в основном аланскими племенами, ямные
соответствуют расселению болгар, а в могильниках с трупосожжением
погребены люди, близкие к кагану.
Археологический инвентарь салтово-маяцкой культуры эпохи
Хазарского каганата очень разнообразен и свидетельствует о занятии
кочевым скотоводством и земледелием. Все орудия земледельческого
труда делятся на две группы: орудия для возделывания почвы и для
уборки урожая. Для обработки земли предназначались лемехи, детали
плугов и тяжелые мотыги. Они своеобразны и имеют форму диска с
втулкой для насаживания на деревянную ручку. К орудиям для уборки
урожая относятся серпы и косы. Наличие постоянных поселений и
сельскохозяйственных орудий труда—яркое свидетельство оседлого
образа жизни значительной части населения Хазарии.
Салтово-маяцкая посуда отличается необычным богатством форм,
орнаментов и технических приемов изготовления, сложившихся в
результате взаимодействия кочевых и полукочевых традиций. Сосуды
делались лепным способом и на гончарном круге. Они поразительно
разнообразны по форме: это горшки, котлы, которыми пользовались
кочевники для варки пищи, кувшины, кружки, низкие узкогорлые
кубышки, огромные, с выпуклыми боками корчаги, имевшие по бокам
две ручки. Довольно много бытовых предметов делалось из железа.
Среди них встречаются кованые котлы, обломки цепей, железные путы
для лошадей, ножи, рыболовные крючки и ножницы для стрижки овец
с пружинистой дужкой —точно такими же пользуются для стрижки
овец ручным способом и сейчас.
Для кочевников-всадников, составлявших феодальное ополчение,
оружие и конь служили основными «средствами производства».
Конный воин был защищен железным шлемом, кольчугой.
Наступательным оружием были сабли, топоры, лук и стрелы с железными
наконечниками. Особенностью этой эпохи является распространение
349
слабо изогнутых сабель. Клинки их почти прямые, как у мечей. Конный
воин был соответствующим образом снаряжен и одет.
Принадлежностью каждого воина был пояс, украшенный художественными
бляшками, количество которых зависело от общественного положения
воина, его знатности. Бляшки различались по форме и орнаментации.
В большинстве случаев их украшал растительный или геометрический
узор, изображения людей и зверей. К поясу крепились различные
подвески, колчан, сабля, кинжал, мешочек для трута и прочие
приспособления. В это время уже существовало деление хазарского
общества на два класса. Один класс составляли земледельцы, ремесленники
и беднейшие кочевники. Очевидно, они были лишены права
становиться воинами-всадниками. Всадники составляли другой,
привилегированный класс. Они имели право носить боевой пояс и составляли
феодальную аристократию.
В VII в. на территории Хазарии частично распространилось
христианство, но в начале IX в. в каганате было официально принято
иудейство. Однако новая религия не только не объединила, а, наоборот,
разъединила и без того непрочное государственное образование, каким
был Хазарский каганат. Началась междоусобная борьба. В этих
условиях на территорию каганата вторглись кочевнические орды венгров
и печенегов.
Венгры пришли, вероятно, из степей Южного Приуралья, откуда
их теснили печенеги. Археологические памятники венгров прослежены
плохо. Отдельные памятники, которые можно связать с ранними
венграми, известны в Нижнем Прикамье, Приуралье и Поволжье.
Наиболее полно изучен Больше-Тиганский могильник.
Печенеги нанесли удар по народам Хазарского каганата с востока.
Первоначально они кочевали в северо-западных районах Средней
Азии. Захватив заволжские степи и жившие там племена, печенеги
образовали новый союз. Здесь они столкнулись с племенами
Хазарского каганата и двинулись на запад. Известны «тюркские» печенеги,
кочевавшие, по-видимому, в междуречье Дона и Донца, и «хазарские»
печенеги, занимавшие берега Азовского моря и Нижнего Подонья.
Очевидно, это названия двух племенных союзов.. Печенеги вытеснили
хазар из Крыма и вели упорную борьбу за расширение своей
территории. От нашествия печенегов пострадали северные провинции
Хазарии. Погибли Фанагория и приморские поселения на Боспоре,
болгаро-хазарские поселения в Крыму.
Годы завоевания печенегами южнорусских степей плохо отражены
в археологических источниках. Известно только, что оседлые печенеги
жили в наземных жилищах со стенами из плетня, в которых
располагались очаги, сложенные из четырех поставленных на ребро кирпичей.
Основными предметами вооружения были копье, сабля, лук и стрелы.
Сокрушительный удар хазарам нанес в 965 г. киевский князь
350
Каменные изваяния кочевников:
У — половецкие женские изваяния («половецкие бабы»), 2 — кыргызские изваяния
Святослав, который разбил хазар и захватил некоторые их города, в
том числе Итиль и Саркел.
В XI в. в южнорусские степи вторглись полчища кимаков-кипчаков.
Первоначально они жили в Прииртышье, Новосибирском Приобье,
на северных и западных склонах Алтая и, видимо, входили в состав
тюркских объединений Южной Сибири. Причины их передвижения
на запад — второго после гуннского крупного передвижения —
остаются неясными.
С середины XI в. и вплоть до начала XIII в. основной силой в степях
были половцы. Особенно усилился половецкий племенной союз в
XII в. при хане Кончаке, политическая деятельность которого была
направлена на создание из половецких орд единого государства с
наследственной властью. Однако государство половцев не имело ни
аппарата управления, ни налоговой системы, ни специального войска.
Весь вооруженный народ и был войском. Основными источниками
Доходов половцев были скотоводство, частично земледелие, грабежи
соседних государств, откупы и торговые пошлины с проходивших
караванов.
Таким образом, в социально-экономическом отношении половцы
значительно уступали как Русскому государству, так и завоеванным
Ими народам. Поэтому археологические памятники половцев выделить
Довольно трудно, так как на их материальную культуру оказали влияние
Покоренные народы. Известны половецкие глиняные сосуды, оружие,
351
зеркала и изделия камнетесов. Половецкая глиняная посуда
примитивна и груба, горшки вылеплены вручную. Половцы широко
пользовались привозной посудой, в частности русского производства.
Особенно следует отметить ремесло камнетесов, занимавшихся
изготовлением каменных статуй — характернейшего атрибута половецкой
культуры. Статуи изображают умерших воинов, богатых женщин ц
условно передают обобщенный образ половца с типичным овалом
лица, традиционно сложенными на животе руками или с сосудом в
руках. Только немногие каменные статуи отличаются реалистичностью
и имеют портретное сходство с конкретными людьми. Статуи
помещались на могилах воинов, на высоких скифских курганах,
перекрестках дорог. Им поклонялись и приносили жертвы. Обычай ставить
статуи и поклоняться им связан с представлением о загробной жизни
как продолжении земного существования.
Половецкое государство наследников хана Кончака рухнуло, не
выдержав первых же ударов татаро-монголов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кочевники Восточной Европы» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку з власників транспортних засобів та інш...
Змінні грошові потоки
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 2112 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП