В середине VI в. тюркские племена распространили свою власть на степи Монголии, Алтай, Туву. Возник Тюркский каганат, установивший свою власть на огромной территории — от Монголии на востоке до Памира на западе. Важную роль в этом военно-политическом объединении играли древнетюркские племена Алтая и Тувы. Развитие имущественного и социального неравенства у тюркских племен вообще и алтайцев в частности связано с интенсивным развитием скотоводства, поливным и пашенным земледелием и, что особенно важно, широким применением железа. Древние алтайцы были искусными плавильщиками, своим железом и изделиями из него они снабжали многие соседние народы. Остатки железоплавильных печей обнаружены на р. Юстыд и в других местах Горного Алтая. 332 Древнетюркские изваяния Тюрки Алтая подчинили различные по своему происхождению племена и народы, в том числе и нетюркские. Власть, как указывают письменные источники, была сосредоточена в руках племенной знати кочевников-скотоводов, скопившей огромные табуны скота, награбленное имущество и имевшей в своем хозяйстве рабов. Во главе этого феодально-патриархального объединения стоял каган. Однако сохранялась родоплеменная, во многом еще первобытная общественная организация. Государство было всего лишь непрочным объединением родственных племен на основе экономической и внеэкономической зависимости при наличии кочевого скотоводческого хозяйства. История алтайских тюрок I тысячелетия н. э. известна в основном по археологическим и письменным источникам. Основными археологическими источниками,являются погребения и обнаруженные в них вещи. В большинстве своем это погребения воинов вместе с конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири известны курганы из камней и земли, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде совсем небольших каменных выкладок. Люди погребены в вытянутом положении на спине. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. В центре могильника обычно находилась основная могила знатного человека, а вокруг располагались могилы погребенных с ним воинов или рабов. Бедность последних подчеркивает пышность 333 Тюрки Южной Сибири: / — крепость, 2 — курган, 3 — предметы конской сбруи, 4 — керамические сосуды, 5—древне- тюркская надпись, 6 — железные мечи и кинжалы и богатство центральной могилы. Также встречаются большие курганы. Погребения в них отличаются особым богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древ- нетюркскими письменами. За перегородками обнаружены скелеты лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туяхте, на могильнике Кудыргэ в Восточном Алтае и на р. Ур в Кузбассе, на могильниках Тувы (например, могильник Саглы). С древнетюркскими погребальными сооружениями связаны каменные изваяния мужчин- воинов с сосудом в руках и поясом, к которому прикреплен меч или кинжал. Около могилы ставили также обычные каменные стелы. С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение самой ранней для этого региона формы письменности —так называемой «рунической», которая была потом забыта и расшифрована только в середине прошлого века академиком 334 В.В. Радловым. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях. В Туве и на Алтае известно более ста рунических надписей. Набор орудий труда скотоводов был невелик: однолезвийный железный нож и универсальный топор-тесло. Специальной отраслью ремесла было изготовление предметов конского снаряжения: стремян, удил с псалиями и сбруйных пряжек. В это время появляется седло с жесткой основой. Как принадлежность седла стали употребляться стремена. Самые ранние экземпляры имели форму неправильной восьмерки с большой нижней петлей для ноги и совсем маленькой верхней для ремня. Дужки некоторых из стремян красиво закручены винтом, украшены затейливым узором, выгравированным растительным орнаментом. Характерным предметом одежды древнетюркского воина был пояс, украшенный бронзовыми, серебряными или золотыми бляшками. К поясу прикреплялись железный нож, оселок и прибор для добывания огня. Разнообразным было оружие. Употреблялись сложные луки, длинные железные мечи, железные черешковые трех- перые наконечники стрел с костяными шариками—«свистунками». При полете такие стрелы издавали пронзительный свист. Стрелы хранили в берестяных колчанах. Воины носили панцири, шлемы, были вооружены копьями, длинными однолезвийными мечами, саблями и кинжалами. Алтайцы умели искусно обрабатывать цветные металлы, изготавливая наконечники ремней, украшения для седел и конской сбруи, посуду из золота и серебра. Однако ремесло, несмотря на его высокое развитие, не являлось основным занятием. Ведущим в хозяйстве алтайских племен было кочевое скотоводство. Оно наложило свой отпечаток на различные стороны жизни этих племен и их культуру. В VI—VII вв. на Енисее сложились племена древних хакасов (кыргызов). В 840 г. они стали играть главенствующую политическую роль в Южной Сибири. В государстве енисейских кыргызов сложился высокий уровень развития хозяйства на базе плужного земледелия и развитого скотоводства. К концу I тысячелетия окончательно сложился физический тип местного населения — ближайших предков современных хакасов. Памятники кыргызов IX—XI вв. известны в Туве, Горном Алтае. На востоке их власть простиралась, очевидно, до Прибайкалья. Культура древних кыргызов этого времени изучена по могильникам, поселениям и памятникам древнетюркской орхоно-енисейской письменности. В погребальном обряде, конструкции могил, орудиях труда и предметах быта прослеживается связь с предшествующей таштыкской культурой. Знатных кыргызов хоронили под насыпями больших курганов, так называемых чаатасов (камень войны). Они представляют собой четырехугольные по форме курганы, обставленные вертикально врытыми в землю каменными плитами. В таких курганах 335 находят кучки пепла и пережженных костей, керамические сосуды и вещи. Рядом с огромными сооружениями находятся насыпи средних размеров и совсем небольшие, диаметром 3—5 м, в которых совершены погребения по обряду трупоположения без вещей. Кладбища Копенского и Уйбатского чаатасов в Хакасии свидетельствуют о социальном расслоении общества. Большие курганы возводились над людьми, занимавшими при жизни высокое общественное положение, а под небольшими покоились рядовые члены общества. В погребальном ритуале особое место занимал баран: кости баранов найдены во многих Серебряный сосуд кыргызов Южной Сибири древнехакасских ПОфебени- ях, а в некоторых богатых склепах находились искусно вырезанные деревянные фигурки животных, обложенные золотой фольгой. Скот был основным мерилом богатства родовой знати, о чем свидетельствуют надгробные эпитафии, восхваляющие заслуги и богатство умерших. В одной такой надписи, например, говорится: «Умерший разлучился со своими 6000 коней». О богатстве кыргызской знати свидетельствуют тайники с драгоценной посудой, обнаруженные в Копенском чаатасе. На прекрасном серебряном блюде стояли четыре золотых сосуда. В другом тайнике находилось сильно помятое золотое блюдо и золотые украшения пояса и конской сбруи. На дне одного из сосудов была процарапана древне- тюркская надпись: «Бекское серебро мы дали», а на изящном, украшенном орнаментом кувшинчике было написано: «Золотое... дар Арча». Эти надписи раскрывают данническое положение народа, а может быть, и целых народов. Найденные вещи представляют большую художественную ценность. В этом отношении интересна не только драгоценная посуда, но и бронзовые рельефные изображения зверей, фигурки всадников, скачущих на конях и стреляющих из луков. Они крепились спереди на луке седла. Эти фигурки дают представление об одежде людей: всадники одеты в кафтаны, перетянутые поясом, а на 336 Тюркские наскальные рисунки ногах у них мягкие сапоги без каблуков. Не менее интересны древне- хакасские изображения на скалах — писаницы. На них в скупой манере, путем прочерчивания, представлены сцены охоты, военные битвы, запряженные в повозки верблюды. Поселения того времени обычно небольшие по размерам. Одно такое поселение исследовано около с. Малые Копены. Люди жили в жилищах, похожих на круглые юрты. В их хозяйстве большую роль играл домашний скот. Однако население занималось и земледелием. В частности, на поселении были найдены жернова от ручной вращающейся мельницы, сошники, литые плужные лемехи и серпы. Для орошения широко использовались каналы, отводившие воду на засушливые степные земли. У древних хакасов качественно новое развитие получило ремесло. В основе его лежала добыча и обработка железа, изготовление из него орудий труда и оружия. Широко распространены были широколопастные железные черешковые наконечники стрел, массивные длинные мечи и железные наконечники копий, а также серпы, сошники, конские удила, стремена. Очевидно, ремесло уже отделилось от сельского хозяйства, им занимались специальные кузнецы. Большим мастерством отличалось гончарное ремесло. Наряду с простой кухонной посудой изготавливались высокие, необычайно прочные сосуды, так называемые кыргызские вазы, поверхность которых украшалась штампованным орнаментом. В состав Хакасского государства входили различные племена, населявшие обширную территорию Алтая-Саянского нагорья. Население не было однородным по своему происхождению и языку. На востоке владения этого государства доходили до Прибайкалья, на западе включали Алтай. β С XI в. древнехакасское государство утрачивает завоеванные земли и былое могущество. В это время складывается новая, аскызская культура, которая в своем развитии прошла два этапа: домонгольский — XI—XII вв. и поздний—XIII—XIV вв. Носители этой культуры, тюркоязычное в своей массе население, унаследовало от предшествовавшего времени письменность и многие элементы материальной культуры. Могильники этой поры — типичные погребения дружинников. Основным инвентарем были предметы конской сбруи, военные доспехи, скобковидные кресала для высекания огня, пряжки различных форм, разнообразные по форме удила и псалии, характерные для разных периодов развития аскызской культуры. Широкое распространение получили так называемые крюковые удила с кольчатыми пса- лиями, бесплечиковые тесла, четырехлепестковые бляхи с прорезями, галковидные бляшки. Ранние курганы аскызской культуры расположены на той же территории, что. и памятники древнехакасского 338 государства: Хакасско-Минусинский и Красноярске-Канский районы, Тува, Алтай. На огромной территории лесов Западной Сибири в I тысячелетии И. э. произошли значительные изменения. Здесь сложилось несколько археологических культур: в Нижнем Приобье—усть-полуйская, в таежном Прииртышье—потчевашская, а в Среднем Приобье — релкинская. В I тысячелетии н. э. в Нижнем Приобье возникла усть-полуйская культура, занимавшая территорию от побережья Ледовитого океана до устья Иртыша. Основными памятниками этой культуры являются поселения. Они располагались на высоких береговых террасах, укреплялись валом и рвом. Культура получила название по наиболее характерному поселению. В ходе раскопок в Усть-Полуе, Салехарде и в других местах открыты остатки полуземлянок и наземных построек в виде шалашей. Жители усть-полуйских поселений вели комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте, о чем свидетельствуют остатки культурного слоя. Подавляющее большинство различных поделок сделано из рога оленя. Усть-полуйцы охотились с помощью сложного лука, укрепленного пластинками из оленьего рога. Поразительно разнообразны по форме и назначению наконечники стрел. Большинство их сделано из кости и рога, но встречаются и бронзовые. Имелись трехгранные и ромбические в сечении наконечники с шипами-отростками и круглые, использовавшиеся при охоте на мелкого пушного зверя с тем, чтобы его оглушить, не испортив шкуры. Значительное место в жизни людей занимала рыбная ловля. На поселениях найдено огромное количество рыбьей чешуи и костей, а среди орудий труда широко известны рыболовные крючки и костяные остроги из трех зубцов. На поселениях обнаружено громадное количество железных ножей, которые служили основным инструментом для обработки дерева и кости. Применялась также и бронза, из которой отливали наконечники стрел, кельты и множество различных украшений и культовых фигурок. Среди материалов усть-полуйской культуры встречаются предметы вооружения —секиры, кинжалы и клевцы. Усть-полуйцы создали богатое и самобытное искусство, представленное графикой, скульптурой и орнаментом. Костяные предметы — рукоятки ножей, застежки, ложки—обычно украшают плоские и объемные резные изображения голов зверей и птиц. Усть-полуйская культура впитала в себя много элементов предшествовавших культур как лесной, так и степной зоны, как бы законсервировала их. В Среднем Приобье в I тысячелетии н. э. сложилась релкинская культура, получившая название по могильнику Релка на Оби в Томской области. Культура изучена по многочисленным археологическим памятникам середины и второй половины I тысячелетия н. э. Могильник 339 Антропоморфные и зооморфные металлические изображения релкинской культуры (по Л.А. Чиндиной) Релка состоял из курганов, под насыпями котдрых находилось по нескольку могильных ям с погребениями. Некоторые черты этой культуры были унаследованы от предшествовавшей кулайской культуры. Погребения весьма разнообразны. Встречаются грунтовые и на- 340 земные погребения, полное или частичное сожжение, захоронение церепов отдельно вне могилы под насыпями курганов. Очевидно, насыпи курганов сооружались постепенно, по мере захоронений. Наиболее массовым материалом является керамика. Сосуды украшались в верхней части орнаментальным узором, выполненным оттиском гребенки, вдавлениями, выпуклостями и другими приемами. Орнамент образуют зигзаообразный штамп, ромбы, стилизованные изображения водоплавающей птицы («уточка») и другие комбинации. По форме сосуды весьма разнообразны. Известны различные формы горшковид- ных сосудов, чаши, ковши. В инвентаре довольно много орудий труда и бытовых предметов: железные черешковые ножи, разнообразные по форме топоры-тесла, каменные и керамические пряслица. Весьма разнообразны предметы вооружения: многочисленные железные прямые массивные палаши — оружие ударного, рубящего действия, сабли, наконечники копий, черешковые и разнообразные по форме пера наконечники стрел из кости и железа. Много предметов конской сбруи. Особую художественную ценность представляют антропоморфные и зооморфные изображения, весьма разнообразные по сюжетам и технике литья. Среди них выделяются простые фигуры, передающие образ человека или личины, образ птицы или животного (например, медведя, соболя, глухаря), и сложные бляшки, сочетающие в себе несколько образов. Таковы, например, изображения ушастых сов с личинами на фуди, встречавшиеся еще в предшествующих культурах — кулайской и усть-полуйской. Характерны также плоские литые металлические подвески с изображением сложных композиций, включающих образы человека, лося, хищника, змеи. Хозяйство населения релкинской культуры было комлексное, значительное место в нем занимали рыболовство и охота. Наряду с этим было развито лесное скотоводство. Вероятно, основным домашним животным была лошадь. Лошадей клали в погребения вместе с умершими. Значительную роль в хозяйстве занимали различные ремесла: обработка шкур, дерева, кож и ткачество.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тюрки Южной Сибири и Средней Азии» з дисципліни «Археологія»