ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
Изучение изобразительного искусства, мифологии и эстетических взглядов на основе археологических материалов является особой областью археологии. Мировоззрению племен, занимавших рассматриваемую территорию в раннем железном веке, присущи общие черты. Это представления о солнце, солнечном божестве, а также культы 277 растительных сил природы, животных и предков. Нельзя сказать, что эти культы присущи исключительно железному веку. Они появились раньше, в эпоху палеометалла и были связаны со становлением про. изводящего типа хозяйства. По направленности и территориальной принадлежности в скифо-сибирском искусстве можно выделить четыре больших пласта: искусство звериного стиля степной Евразии; искус, ство лесной полосы, которое в ряде случаев испытывает влияние степного искусства; орнаментальное, в основном искусство Дальнего Востока и искусство Средней Азии и Кавказа. Основу и специфику этого искусства составляет так называемый звериный стиль — бронзовые или золотые рельефные стилизованные изображения оленя и хищников. Изучение скифо-сибирского искусства имеет длительную историю и составляет целое направление в русской археологии. Оно подразделяется на два больших периода. Первый связан с накоплением археологических материалов, характеризующих звериный стиль. Его можно назвать историко-искусствоведческим. Основное внимание в ходе исследований уделялось типологической характеристике образов искусств, их художественным особенностям, хронологии, ареалам распространения. Семантика исследовалась значительно меньше, причем интерпретация отдельных сюжетов, как и раскрытие их содержания давалось в основном через сравнение с образами переднеазиатского ассиро-вавилонского искусства. До конца 50-х годов искусствоведческий подход при исследовании предметов скифо-сибирского искусства явно преобладал в советской археологии. Надо заметить, что искусствоведческая направленность исследований практически исчерпала себя. Современный период исследования искусства скифо-сибирского мира можно охарактеризовать как семантический. С начала 70-х годов в археологии появляются работы, в которых художественные произведения скифского времени рассматривались как символы, как отражение определенных мировоззренческих категорий и идеологии скифо-сибирского мира в целом или как своеобразная знаково-коммуникативная система. Вместе с тем открылись и новые возможности исследования памятников искусства, которые отражали идеологическое единство скифо-сибирского мира. Скифо-сибирское искусство представлено большим количеством бронзовых бляшек, изображающих оленей в традиционной манере звериного стиля —с подогнутыми ногами; объемными, горельефными изображениями стоящих баранов, являющихся декоративно-смысловым оформлением сакских и тагарских предметов; изображениями свернувшихся хищников, стилизованных фигур животных на навер- шиях ножей и предметах вооружения. Образы животных составляют ту характерную черту искусства обширного скифо-сибирского мира, которая позволила установить общие тенденции в развитии искусства этого времени и выдвинуть теории его происхождения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА» з дисципліни «Археологія»