Хунну, или гунны,—древний центральноазиатский народ, основной территорией первоначального расселения которого были степи Центральной и Северной Монголии, Северо-Восточного Китая и Южной Бурятии. Основные археологические памятники ранних гуннов в России расположены в долинах р. Селенги и ее притоков Орхона, Джиды и Никоя. Еще в конце XIX в. около г. Кяхты в Ильмовой пади и Дэристуйском култуке Ю.Д. Талько-Гринцевичем было открыто и частично исследовано древнейшее кладбище. Всего было раскопано около 100 могил в так называемых срубах и гробах. В 1924—1925 гг. экспедицией П.К. Козлова были раскопаны знаменитые Ноинулин- ские курганы в Монголии. Значительное количество древнегуннских памятников было исследовано за последние годы в Черемуховой и Ильмовой падях близ г. Кяхты и близ с. Дэристуй. Значительный материал также дали исследования поселений в Дуренах на Чикое и знаменитое Иволгинское городище, расположенное на левом берегу р. Селенги около Улан-Удэ. Громадный археологический фонд составляют около 1500 гуннских могил. Почти треть их уже исследована. В большинстве своем это невысокие насыпи из камней. Первоначальная форма надмогильной кладки имела вид четырехугольника или круга. Среди малых, или рядовых, могил выделяются крупные сооружения в виде обширных курганов. Рядовые гунны были погребены в деревянных гробах и срубах, а представители знати — в погребальных камерах с двойными срубами. Такие могилы известны в Северной Монголии по раскопкам в горах Ноин-Ула. Там было открыто кладбище, на котором гунны торжественно погребали своих верховных правителей — шаньюев. Роскошные золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, расшитые шелковые ткани и роскошные ковры из богатых курганов Ноин-Улы дают нам представление о могуществе и богатстве гуннской знати эпохи образования государства. Культура ранних гуннов представлена прежде всего предметами вооружения, среди которых известны трехлопастные и листовидные железные наконечники стрел, снабженные специальными свистунками в виде боченковидных полых насадок с отверстиями по бокам, которые издавали звук при полете стрелы. Известны костяные накладки на лук. Значительную группу представляют предметы одежды и конского снаряжения: удила и псалии, костяные и железные пряжки, кольца, застежки, ножи и шилья. В погребениях наряду с глиняной посудой встречаются лаковые чашки, костяные и деревянные палочки и ложеч- 266 Гунны Забайкалья: / — глиняный сосуд, 2 — пряжка, 3 — костяная пластина для лука, 4 — черешковый железный нож ки. Из культовых предметов известны обломки бронзовых зеркал. Довольно часто находят игральные кости. Помимо могильников в Забайкалье обнаружены остатки гуннских поселений, из которых особое значение имеет Иволгинское городище, расположенное на левом берегу р. Селенги около г. Улан-Удэ. Поселения Забайкалья позволяют восстановить картину жизни и быта, хозяйство и социальный строй ранних гуннов. Основной отраслью хозяйства было скотоводство. Поэтому в большинстве погребений обнаружены кости домашних животных. Первостепенное значение в хозяйстве имела лошадь, о чем свидетельствуют не только археологические материалы, но и письменные источники. Интересно, что железные конские удила найдены как в мужских, так и в женских и даже в детских захоронениях. Вместе с тем археологический материал показывает, что у гуннов существовало земледелие. Так, при раскопках Нижне-Иволгинского городища обнаружены зерна проса, каменные зернотерки и ямы для хранения зерна. % У гуннов было развито и ремесло, базой для которого служили местные месторождения медных и железных руд. На Нижне-Иволгин- ском городище обнаружен хорошо сохранившийся сыродутный горн для выплавки железа, обломки криц и шлаков. На гуннских поселениях и в погребениях встречаются глиняные сосуды самых различных размеров и форм: большие сосуды высотой более метра, служившие для хранения продуктов, котлы и горшки для приготовления пищи, низкие глиняные сосуды и миски. Посуда в большинстве случаев хорошего качества. Она изготовлена на гончарном круге, украшена орнаментом. Наиболее характерные орнаментальные мотивы —волнистые линии, сетка из косых линий и накладной валик. Быт гуннов зависел от сочетания кочевых и оседлых форм хозяйства. На поселениях открыты постоянные жилища—полуземлянки. 267 Что касается внутреннего устройства помещений на Иволгинском городище, то следует отметить своеобразную, характерную для суровых сибирских зим систему отопления: дым из очага проходил через специальные, проложенные внизу вдоль стен дымоходы и таким образом использовался для обогревания помещения. Над дымоходом сооружались лежанки или нары, которые обогревались снизу. Но наиболее распространенным типом жилища были войлочные юрты устланные коврами. Археологический материал дает возможность представить некоторые другие особенности быта гуннов. В частности, одежда рядовых гуннов изготовлялась из кож, мехов и грубых шерстяных тканей, а представители знати одевались в дорогие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные привозные ткани. В ходе раскопок обнаружены все упомянутые в письменных источниках виды оружия гуннов. На основании этих материалов выяснилось, что боевой лук у них был составным, с костяными и роговыми накладками, придававшими ему большую прочность и упругость. В длину он достигал 1,5 м и обладал, по-видимому, большой убойной силой. Лук вкладывался в футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились справа — в колчане за спиной воина. С гуннами связан первый значительный подъем «кочевой цивилизации» на восточной окраине пояса степей Евразии. В гуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. На известной стадии становления классового общества, в связи с ростом имущественного неравенства и, как следствие, стремления многих племен к богатству, война становится постоянным промыслом, средством обогащения. Возвысившись среди местных племен, ранние гунны создали могущественное объединение. Это было первое в истории Центральной Азии государственное объединение. Гунны были ближайшими северными соседями Китая. С середины I тысячелетия до н. э. отношения между гуннами и Китаем обострились. Участившиеся набеги жителей степей побудили правителей северных китайских княжеств начать строительство Великой китайской стены — своеобразного сооружения для защиты от внезапных нападений со стороны конницы кочевников. Стена, которую китайцы начали строить еще в IV в. до н. э., фактически являлась границей между ними и их северными соседями. Известно, что к концу III в. до н. э. окончательно оформился племенной союз гуннов во главе с шаньюем Модэ. В это время они, захватив Центральную Азию, вели упорные войны с Китаем и распространили свою власть далеко на запад. В период с 205 по 201 г. до н. э. кочевники-гунны обрушились на живших в Хакас- ско-Минусинской котловине людей татарской культуры—оседлых земледельцев и скотоводов. Значительная часть гуннов в самом конце I тысячелетия до н. э. продолжала продвигаться на запад, покоряя одни племена, оттесняя 268 другие, втягивая в свой союз и приводя в движение третьи. Это движение продолжалось в общей сложности более трех веков, пока, наконец, в IV в. н. э., пройдя всю Южную Сибирь, степи Прикаспия и Причерноморья, гуннские орды не достигли границ Римской империи. Но за это время сами гунны настолько изменились, что мы не можем поставить знак равенства между ранними гуннами (хунну) и теми, которые спустя несколько столетий появились на границах римской империи. Это явление евразийской истории получило название Великого переселения народов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гунны Забайкалья и Северного Китая» з дисципліни «Археологія»