В долинах Горного Алтая расположены курганы скифского времени. Они известны в урочище Пазырык, долинах Башадар и Туэкты, на плато Укок и Кош-Агач и в других местах. Курганы Горного Алтая представляют собой большие каменные насыпи. Под ними в глубоких ямах сооружались двойные рубленые бревенчатые камеры. Внутри обширной камеры, по размерам не уступающей жилому помещению, находилась другая, меньших размеров. Между ними было воздушное пространство. Под курганами образовались участки вечной мерзлоты, так как затекавшая внутрь влага замерзала, а камни за лето прогревались столь незначительно, что образовавшийся под их покровом лед не мог растаять. Вечная мерзлота сохранила то, что в других условиях исчезло бы бесследно. В камерах пазырыкских курганов уцелели все деревянные конструкции, драгоценные ткани, ковры, изделия из шерсти, меха, кожи, войлока и многое другое, включая погребенные в них забальзамированные трупы людей. Все это позволяет составить представление о том, как жили строители пазырыкских курганов. Это были скотоводы, достигшие высокого уровня развития, очень близкие по культуре и типу хозяйства сакам долины Семиречья, известным по курганам Иссык и др. В курганах Горного Алтая найдены остатки былых сокровищ, в том числе различные предметы роскоши, доставленные из далеких стран. Таковы, например, иранские ткани ахеменидского времени с изображениями жриц в высоких тиарах, изделия из шкуры леопарда, семена кориандра и раковины каури, привезенные с берегов Индийского океана. О богатстве и знатности погребенных свидетельствует бальзамированный сохранившийся полностью труп женщины, обнаруженный Н.В. Полосьмак. Удалось реконструировать одежду знатной молодой женщины. Монументальные размеры могил, их великолепие и пышность свидетельствуют о той важной роли, которую играли среди своих сородичей погребенные в курганах. Это были, очевидно, вожди, возглавлявшие крупные племена или целые племенные объединения, область влияния которых, должно быть, далеко выходила за пределы Долины, где они погребены. Интересно погребение вождя во Втором пазырыкском кургане. К подбородку погребенного была привязана длинная борода, густо окрашенная черной краской, а его тело покрывала роскошная татуировка. На груди была изображена фантастическая фигура зверя или грифона с птичьей головкой на конце хвоста. На правой руке уцелела татуировка, состоящая из серии рисунков: кулана, фантастического крылатого Зверя, горного козла, оленя с птичьим клювом на конце морды, Клыкастого хищника и, наконец, оленя с подстриженной зубцами гривой. Пазырыкская культура: /—сосуды, 2 — бронзовые предметы, 3—божество плодородия, 4 — аппликации, 5 — сфинкс О глубокой связи с другими культурами скифо-сибирского мира свидетельствуют и предметы искусства из пазырыкских курганов. Центральное место принадлежит изображениям животных (лось, косуля, лев, тигр, кабан) и птиц (лебедь, гусь и особенно хищные птицы). Здесь сложился своеобразный «звериный стиль», в котором важное место принадлежало изображению нереальных, мифических существ, причудливо совмещающих в себе признаки различных животных. Один из наиболее часто повторяющихся фантастических образов — грифон, представляющий собой существо с телом льва или тигра, крыльями птицы и ушастой головой. Среди других изображений выделяется расцвеченный яркими красками сфинкс с красно-коричневым лицом, мясистым горбатым носом и закрученными кверху усами. На голове у сфинкса пышный олений рог, на спине возвышается эффектно оформленное крыло из длинных разноцветных перьев. Как реальные, так и фантастические звери часто представлены в сценах яростной борьбы. Таковы композиции, изображающие борющихся животных: грифона, терзающего горного козла, и др. Специфические признаки стиля сближают алтайские изображения с искусством Древнего Востока, в первую очередь ахеменидского Ирана. Несмотря на это, искусство древних племен Алтая, образцы которого уцелели в ледяных камерах пазырыкских курганов, глубоко самобытно, оно связано с высокой культурой местного населения. В Пятом пазырыкском кургане были найдены два уникальных ковра. Первый из них, изготовленный из войлока, поражает одними только размерами: его длина 6,5 м, ширина 4,5 м. По всему полю ковра расположены двумя горизонтальными рядами повторяющиеся изображения всадника и сидящей женщины. Женщина в высоком головном уборе и длинной одежде сидит в кресле и держит в руке цветущую ветвь. Это, вероятнее всего, богиня земли и плодородия. Перед ней изображен всадник, одетый в короткую куртку с развевающимся сзади коротким плащом —епанчей. На ковре изображена культовая сцена: всадник получает из рук сидящей на троне богини символ власти. Второй ковер размером 4 кв. м —древнейший в мире многоцветный тканый ковер с бархатным ворсом. Вокруг центрального поля квадратной формы, заполненного геометрическим узором в виде лучистых розеток, расположены широкие орнаментальные каймы, на которых изображены фигуры фантастических грифонов, олени, лошади со всадниками. В одном из курганов Горного Алтая была обнаружена четырехколесная повозка, на которой, очевидно, доставляли в могилу саркофаг с вождем. Повозка состояла из легкой станины на больших колесах с втулкой и спицами и крытого верха. Ее можно было разбирать в нужный момент: верхняя часть снималась с колес и превращалась в удобные носилки. Наряду с огромными усыпальницами родовой и племенной знати на Алтае известно большое количество курганов, принадлежавших 231 рядовым общинникам. Люди в них погребались с минимальным количеством инвентаря (бронзовый нож, кинжал, зеркало), а часто и совсем без него. Установлено, что высокая культура племен Алтая скифского времени возникла и развивалась в тесной взаимосвязи с другими культурами скифо-сибирского мира и странами Древнего Востока. В соседней Туве к скифскому времени относятся курганы и грунтовые погребения, поминальные и ритуальные сооружения, так называемые оленные камни и наскальные изображения. Памятники очень разнообразны. Только курганных сооружений известно несколько типов: земляные и каменные курганы с кольцом, с прямоугольной оградой, с отходящими от них по сторонам света дорожками и каменными столбами. На оленных камнях Тувы, которые воздвигались в VII—III вв. до н. э., выбиты изображения маралов, лосей, кабанов, лошадей, различные предметы вооружения и знаки — кинжалы, чеканы, луки, круги, четырехугольники, пояса. По мнению большинства исследователей, оленные камни являются посмертными памятниками. Однако основные археологические памятники Тувы — это курганы погребальных комплексов Саглы-Бажи, Кызылган, Усть-Хемчик, Уюк и др. Разными исследователями культура скифского времени в Туве называлась по-разному: кызылганская, уюкская, саглынская. В настоящее время выделяется ранняя, так называемая алдыбельская культура, синхронная кургану Аржан и датируемая VIII—VI вв. до н. э. Для нее характерны парно расположенные курганы, сложенные из камней, укрепленные по краю более крупными камнями. Алдыбельские погребения одиночные, в каменных ящиках, составленных из вертикально врытых в землю плит. Положение погребенных скорченное на боку. Под курган клалась сбруя коня: удила, пряжки, уздечки. Среди инвентаря выделяются кинжалы предскифских и раннескифских форм с так называемым почковидным перекрестием, изображения свернувшихся хищников и втульчатые наконечники стрел с ромбическим пером и жальцем у основания. К таком типу погребальных памятников относится упоминавшийся ранее знаменитый курган Аржан. В V—III вв. до н. э. в долинах Тувы сложилась уюкская культура, курганные комплексы которой составляют насыпи из камней и земли и каменной ограды. Погребения совершались внутри бревенчатых четырехугольных камер-срубов. В таких склепах погребено до десяти и более человек. С погребенными клали бронзовые кинжалы — аки- наки, чеканы, наконечники стрел из бронзы, кости и дерева (тамары), аналогичные наконечникам стрел на других территориях скифо-сибирского мира, бронзовые котелки шаровидной формы, деревянную посуду, бронзовые и костяные украшения одежды. Значительную группу археологического инвентаря составляют металлические предметы конского снаряжения, солярные бляшки —«зеркала» и украшения, среди которых различные бусы из камня, подвески из клыков кабана, 232 Курган Аржан. Сооружение из бревен раковины каури, штампованные из золота бляшки в виде головы антилопы, крылатых орлов, баранов с подогнутыми ногами, грифов и хищников семейства кошачьих, а также разнообразные бронзовые бляшки, изображающие животных. В могилах находились остатки ритуальной пищи в виде костей и черепов баранов. Жители Тувы скифского времени кочевали по определенным маршрутам, что определяло их хозяйственный уклад. Скот круглый год содержался на подножном корму. В Забайкалье к раннему железному веку относится культура поздних 233 плиточных могил, названных по характерному устройству в виде погребальных ящиков, сделанных из каменных плит. В V в. до н. э. появляются первые железные изделия: сложные кованые прямоугольные пластины с заклепками, являющиеся деталями наборных лат, пряжки, железные наконечники стрел. На памятнике у с. Кункур обнаружены остатки железоплавильной печи в виде прямоугольного каменного ящика, покрытого сверху глиняным сводом. В целом же инвентарь из плиточных могил невелик, известны отдельные предметы вооружения из бронзы и железа скифской эпохи. Характерной особенностью являются так называемые оленные камни. Это вытянутые каменные глыбы, на поверхности которых выбиты «летящие» олени с развевающимися рогами. Оленные камни распространены и в Монголии. Их концентрация в степной части этой территории Евразии и набор инвентаря скифской эпохи позволяет поставить вопрос о выделении своеобразной культуры оленных камней. Восточная окраина скифо-сибирского мира — это культура ордос в Северо-Восточном Китае. Собранная там коллекция археологических материалов из бронзы рассредоточена по ряду музеев мира, плохо документирована. При сравнении с известными материалами соседних территорий становится ясно, что там есть предметы как ранние, так и более поздние, относящиеся в основном к последним векам до новой эры и первым векам новой эры. Большинство предметов принадлежит к образцам скифо-сибирского мира. Однако имеются и специфические отличия. Все это свидетельствует о том, что мы имеем дело с особой, самой восточной культурой скифской эпохи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Горный Алтай, Тува, Ордос в скифскую эпоху» з дисципліни «Археологія»