Кавказский центр металлургии. Культуры долин и гор
Кавказ в бронзовом веке играл особую роль, которая определялась его положением на стыке Европы и Азии, близостью к древнейшим очагам цивилизации и тем, что он являлся центром бронзовой металлургии и развития культур эпохи бронзы. Определенное значение имело то, что на Кавказе рано возникла собственная добыча меди и полиметаллов, начала развиваться бронзовая металлургия., В эпоху бронзы Кавказ выделяется как весьма важная горно-металлургическая область, которая включала по крайней мере два горно-металлургических центра —северокавказский и закавказский. На Северном и Центральном Кавказе и в Закавказье в эпоху бронзы сложилось несколько археологических культур. Можно выделить два больших хронологических этапа:- эпоха ранней бронзы и эпоха развитой и поздней бронзы. Различные по своему происхождению и физико-географическим условиям развития культуры Кавказа обладали некоторыми общими чертами: значительным развитием скотоводства и земледелия, распространением крашеной (расписной) керамики, строительством циклопических сооружений из огромных камней. Сложению общих черт культуры способствовали связи населения Кавказа с жителями Передней Азии, что привело к распространению некоторых достижений передневосточной цивилизации: мечей древнеассирийских форм, пе- реднеазиатских топоров, древневосточных секир. К эпохе ранней бронзы на Северном Кавказе относится майкопская культура (середина—вторая половина III тысячелетия до н. э.), названная так по раскопанному в конце прошлого века на р. Белой Майкопскому кургану. Огромная погребальная камера под десятиметровой насыпью кургана была разделена деревянной перегородкой на три части. Главное погребение находилось в южном отсеке, где обнаружен скелет мужчины, голову которого украшала золотая диадема, и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахин были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. Среди серебряных сосудов особенно интересны два, украшенные чеканкой: на поверхности одного из них изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящего на горе медведя. В двух других отсеках были погребены женщины с 138 Изображение на серебряном сосуде майкопской культуры III тысячелетия до н. э. хозяйственным инвентарем. В Майкопском кургане, очевидно, был погребен родоплеменной вождь. Предметы майкопской культуры известны из курганов около Но- восвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет, у Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада, состоящего из серебряного сосуда, серебряных фигурок быка и антилопы, золотой головки льва, золотых височных колец и других предметов. Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальными являются каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В подавляющем большинстве курганов умершие погребены в скорченном положении на боку, головами преимущественно в южном направлении. Ареал распространения май- скопской культуры включает Северо-Западный Кавказ, Кабардино- Балкарию, Чечню и Ингушетию. Она была распространена от Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке. Основной территорией майкопской культуры являлись центральные и западные районы Северного Кавказа. Здесь расположены и самые ранние памятники майкопского типа. Видимо, отсюда майкопская культура позднее распространилась на другие территории. Известно несколько десятков майкопских поселений, среди них такие, как Мешоко, Хаджох у г. Кисловодска, Скала, Ясенова Поляна, Нальчикское, Долинское. Большинство поселений расположено на труднодоступных мысах. Известны и пещерные поселения — Ворон- 140 цовская пещера и др. Многие поселения укреплены. Жилища пред- ставляют собой каркасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу на площади поселения. Открыты очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Орудия труда представлены каменными зернотерками, терочниками, клиновидными топорами, долотами, отбойниками, отжимниками, вкладышевыми пластинами, проколками, костяными рыболовными крючками, глиняными пряслицами, сделанными из черепков от сосудов. Из предметов вооружения известны кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений — каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки. В эпоху ранней бронзы почти все Закавказье, Северо-Западную часть Ирана и Восточную Анатолию охватывала куро-аракская культура. На севере и северо-востоке она занимала территорию Дагестана, Чечни, Ингушетии и некоторые районы Северной Осетии. Куро-аракская культура изучена в основном по поселениям. Наиболее густо были заселены Араратская равнина в Армении, Картлийская низменность в Грузии, бассейн Куры в Азербайджане и дагестанское побережье Каспийского моря. Наиболее известными памятниками этой культуры являются второй слой Кюль-Тепе I в Нахичевани, Мингечаурский комплекс в Азербайджане; Шенгавит, Гарни, Эчмиадзин в Армении и др. Поселения располагались у рек, на естественно укрепленных холмах, на участках, благоприятных для развития земледелия и скотоводства. Как и в предшествующую эпоху, наиболее распространенным типом жилища были круглые дома на каменном фундаменте, известны и прямоугольные дома (Караз, Амиранис-гора), глинобитные и сложенные из сырцового кирпича овальные и квадратные в плане дома площадью до 60 кв. м с глиняными толстостенными очагами переносного типа. На некоторых поселениях открыты большие хозяйственные ямы для хранения зерна. Обработка земли производилась примитивной сохой с применением тягловой силы животных. Обнаружено значительное количество злаков и каменных зернотерок. С III тысячелетия до н. э. скотоводство было связано с сезонными перегонами скота из долин в горы, что способствовало освоению и заселению горных районов. В Закавказье открыты погребальные комплексы куро-аракской культуры. Погребальные сооружения и способы захоронения были различными: подкурганные погребения, грунтовые захоронения в могилах округло-овальной формы и каменных ящиках, погребения в скорченном положении на боку, также прибегали к трупосожжению. Куро-аракская культура просуществовала от рубежа IV—III тысячелетий до н. э. до конца III тысячелетия до н. э. Во II тысячелетии до н. э. в разных районах Кавказа сложилось 142 несколько археологических культур со своими особенностями. Значительную территорию Северного Кавказа от Кубани и Ставрополья до Грозного и р. Кумы занимали племена северокавказской культуры. К западу от нее вплоть до Черноморского побережья расселялись племена прикубанской культуры эпохи бронзы. А огромную территорию восточной части Кавказа до Дербента на юге занимали племена каякент- ско-хорочоевской культуры. Сложную картину представлял Центральный Кавказ. Здесь сформировалась центральнокавказская (кобанская) культура, в бассейне р. Куры возникла самтаврская (внут- рикартлийская) культура, к востоку от нее по р. Алазани и Иори — восточнозакавказская, а к югу—триалетская культуры. Западную часть Грузии и побережье Черного моря от Гагр до Батуми занимали племена колхидской культуры эпохи бронзы. Относительно хорошо изучена северокавказская культура, памятники которой открыты в разных местах Северного Кавказа, в речных долинах Терека и Кубани, в степях Ставрополья и высокогорных районах. Еще в прошлом веке были исследованы курганы у Ульского аула, станиц Новолабинской, Келермеской, Воздвиженской у г. Армавира и в окрестностях г. Пятигорска. Исследовано значительное количество курганных могильников северокавказской культуры. Они содержат скорченные (а более поздние — вытянутые) погребения в ямах, выложенных каменными плитами. Для раннего этапа культуры характерны костяные изогнутые булавки, каменные песты, много кремневых наконечников стрел и каменных шлифовальных топориков с просверленным отверстием для ручки, глиняные красновато-коричневые или черные сосуды, покрытые елочным орнаментом. Форма их различна; некоторые из них напоминают банку, другие имеют высокую шейку и шаровидное тулово (кувшины), встречаются массивные и приземистые сосуды. Среди бронзовых орудий труда особенно много топоров и тесел, долот, листовидных ножей, различных изящных и богато украшенных булавок. Северокавказская культура оставлена скотоводами и земледельцами. В ее материалах широко известны отлитые из бронзы серпы. Установлено, что земледелие у племен северокавказской культуры сочеталось с яйлажным сезонным скотоводством и охотой. Важную роль в хозяйстве играла металлургия и обработка металлов. Эта культура сложилась на основе предшествующей ей майкопской культуры и прошла в своем развитии три этапа: начало II тысячелетия —XVII в. до н. э.— время сложения культуры, XVII—XV вв. до н. э.— период ее расцвета, XV в.— конец II тысячелетия до н. э.—время ее упадка, который совпадает с интенсивным наступлением степных племен с севера. Поздний период северокавказской культуры обычно называют кобанским, выделяя его в отдельную культуру. Кобанская культура относится к концу бронзы и началу раннего железного века. Свое 143 Центральнокавказская, кобанская и триалетская культуры: У — поясная пряжка, 2 — фрагмент орнаментированного пояса, 3—топор с гравировкой, 4 — кинжал, 5 — бронзовый крючок, 6—булавка (Кобанский, Тлийский могильники), 7—керамический сосуд триалетской культуры, 8 — золотой инкрустированный сосуд ^вание она получила по могильнику, расположенному около села ркрхний Кобан и исследованному в середине прошлого века. В погре- бфиях Тлийского могильника (XV—X вв. до н. э.) много бронзовой и керамической посуды. Среди вещей выделяются хорошо обожженные соЬуДЫ с ручками, украшенные геометрическим орнаментом, бронзовые кружки с зооморфными ручками, чаши и миски. Много предметов в0рружения: втульчатые наконечники копий, красивые боевые топоры с сёчкообразным лезвием и длинным изящным обухом, гравированные кийжалы с ажурными рукоятками, серпы и мотыги, бронзовые ложечки-лопатки, пинцеты, пластины, украшения пояса. Некоторые из них покрыты орнаментом и изображениями различных сцен. Встречаются предметы конской сбруи —удила, бляхи, свидетельствующие о широком использовании лошадей для верховой езды. Много разнообразных украшений: бронзовые фибулы-застежки и подвески в виде фигур людей, оленей, лошадей, собак и кабанов. Обработка бронзы в кобанской культуре достигла своего совершенства. Кобанская бронза отличается высоким содержанием олова, хорошими техническими качествами. Древние мастера знали различные способы отливки по твердым и восковым моделям, применяли ковку листовой бронзы, гравировку и инкрустирование. Людям кобанской культуры в первые века I тысячелетия до н. э. было уже известно железо. Население, оставившее нам памятники кобанской культуры, занималось пастбищным скотоводством в горах и земледелием в речных долинах. Для эпохи ранней и особенно средней бронзы в Грузии характерны курганы с земляной или каменной насыпью. Такие курганные могильники известны в Оле, Лило, Земо Бодбе. Однако встречаются и грунтовые погребения. В позднюю бронзу преобладают грунтовые погребения с небольшими каменными насыпями, исследованные в Холве, Гостибе, Нареквави и других местах. Такие погребения известны на значительной территории, в Минчичаури (Азербайджан), у озера Севан (Армения). В позднюю бронзу отмечаются различные ритуалы: трупосожжение, вытянутое трупоположение, расположение отдельно женских и мужских погребений. Могильники устраивались недалеко от поселений. В Восточной Грузии известны места добычи медной РУДЫ, литейная мастерская в Квелё-Кеди. Значительный материал дали святилища, поселения и клады. Среди них святилище конца II— начала I тысячелетия до н. э. на горе Гохеби недалеко от Рустави, где на площадке с остатками трупосожжения обнаружена модель бронзовой колесницы. Более двадцати поселений с слоями эпохи бронзы известно в долине р. Алазани. Здесь найдены открытые четырехугольные в плане полуземлянки, стены которых возводились из камней, а Пол был выложен каменными плитами, печи для выпечки хлеба, Жертвенники. На горных поселениях эпохи поздней бронзы обнаружены остатки каменных строений, каменные ограды и хозяйственные 145 ямы. Для памятников эпохи бронзы Восточной Грузии характерна чернолощеная керамическая посуда. Поселения свидетельствуют 0 развитии неполивного земледелия. Бронзовые серпы и кремневые зубчатые вкладыши составных серпов, камни от молотильных досок, зернотерки встречаются на всех поселениях, известны бронзовые и каменные наконечники мотыг. Население сеяло пшеницу и ячмень. В эпоху бронзы уже использовалась тягловая сила крупного рогатого скота. В Центральном Закавказье во II тысячелетии до н. э. сложилась яркая своеобразная культура эпохи бронзы. По месту наиболее значительных находок она называется культурой курганов Триалети: наиболее характерные памятники ее были открыты в 50-х годах в долине Триалети в Грузии. Многочисленную группу среди них составляют могилы общинников с довольно скромным инвентарем. Их хоронили на поверхности глиняных площадок, на которых потом сооружали курган из многопудовых камней. Однако часть курганов содержит обширные погребальные камеры глубиной до 8 м и размером 8 χ 14 м. Дно камер устилалось камышовой циновкой, а стены выкладывались каменными плитами. В камеру вел специальный коридор, по которому на колеснице ввозились останки покойника и предметы погребального культа. Погребальный обряд был весьма пышным. В одном из курганов были найдены остатки повозки с четырьмя колесами, сделанными из цельных деревянных кругов. В камеру вместе с умершими клали убитых животных (быков, свиней), металлические предметы: бронзовое оружие, медные котлы, украшения из серебра и золота. Исключительно интересны фигурные кубки, украшенные драгоценными камнями. Один кубок был выкован из целого куска серебра и украшен двумя поясами чеканных изображений. Верхний пояс рисунка передает ритуальную сцену: идущие друг за другом фигуры с волчьими хвостами, одетые в длинные хитоны и с чашками в руках. Процессия направляется к дереву, под которым на троне перед жертвенником сидит такая же фигура. Нижний пояс рисунка образуют повторяющиеся изображения оленей — безрогих самок и самцов с пышными ветвистыми рогами. Исключительно изящны золотые головки серебряных булавок, крупные золотые бусины величиной с грецкий орех, ожерелья, нашивные штампованные пластинки и золотые фигурки животных. Несомненно, в этих курганах была погребена родовая знать. Известны и поселения, относящиеся к этой культуре. Люди жили в домах, сложенных из каменных плит. Поселки были обнесены крепостными стенами из камней. В целом культура характеризуется бронзовыми кинжалами в виде клинков, крупными втульчатыми наконечниками копий. В это время сохраняются даже кремневые наконечники стрел, изготовление которых достигает высокой степени совершенства. Среди глиняной посуды выделяются черные блестящие сосуды и расписные, обычно красно- 146 Wroro цвета. По их поверхности нанесены черные узоры в виде пускающихся сверху треугольников, заполненных зигзагообразными Униями. На поверхности сосудов встречаются также изображения ^ЛЦ и спиралеобразные линии, символизирующие растущие посевы. • В центральнокавказской культуре выделяются памятники XVI— 2(Ц1 вв. до н. э. и более поздние, относящиеся к XII—X вв. до н. э. известны могильники и небольшое количество поселений. К этому времени относятся могильники Верхняя Рутха, Фаскау в ущелье р. риони; большое количество могил исследовано в Тлийском могил ь- нике. Поселения центральнокавказской культуры известны в ущелье на р. Баксан. Погребения в основном двух типов—вытянутые и скорченные. В памятниках этой культуры эпохи поздней бронзы очень много бронзы. Большой археологический материал дали раскопки Тлийского могильника. К периоду XVI—XIII вв. до н. э. относятся своеобразные трубчатообушные топоры, известные еще в IV тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Иране, кинжалы с составными ручками, наконечники копий, своеооразные каменные булавы, крючки, шилья, диадемы (налобные украшения) и спиральные пронизки для кос.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кавказский центр металлургии. Культуры долин и гор» з дисципліни «Археологія»