ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Неолитическое искусство
Неолитическое искусство — это значительное
культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое
искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой
пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и наскальными
изображениями. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите
создавались целые галереи наскальных изображений. Наиболее ранние
из них возникли в самом начале голоцена, характерны для
неолитической и последующих эпох. Сейчас наскальные изображения широко
известны на всех континентах, где обитал человек. В Европе скопления
наскальных изображений известны в Швеции и Норвегии (Богуслен,
Таннум), в Северной Италии (Велкамоника), в Португалии и Испании,
Северной Африке (Тассили) и на юге в ЮАР, на Аравийском
полуострове. Наскальных изображений много в Индии и Пакистане, они есть
в Китае, Корее и Японии. На Американском континенте памятники
наскального искусства известны в Канаде, США, в Аргентине, Чили
и Бразилии. Их довольно много обнаружено в Австралии. Многие из
них открыты за последние десятилетия. Они свидетельствуют о том,
что наскальное искусство является важным общечеловеческим
явлением культуры.
Петроглифы обнаружены в самых различных местах России и стран
СНГ, почти везде, где обитали неолитические охотники и рыболовы
и где был камень: на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, на Урале, на
104
крайнем Севере и на Дальнем Востоке. В них отразились особенности
исторического развития больших территориальных общностей
неолитического населения Северо-Восточной Европы, современной
Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала, лесной полосы Сибири,
дптая, верховьев Енисея, Восточной Сибири, Приамурья и
Северо-Восточной Азии. В каждом из этих регионов петроглифы имеют свой
неповторимый облик. Так, например, обособленную группу
изображений представляют амурские и уссурийские петроглифы, где главным
сюжетом является изображение чудовищных личин с ушами, змей и
солнечных дисков. Наиболее характерными для неолита Дальнего
Востока являются рисунки, найденные у села Сакачи-Алян на берегу
дмура. В них отразилось своеобразие исторического прошлого края,
где в неолите развивались оригинальные местные культуры предков
современных тунгусо-маньчжурских племен. На северо-восточной
оконечности Азиатского материка расположены писаницы древних
охотников на морского зверя.
Огромную своеобразную область составляют неолитические
наскальные рисунки таежной и лесостепной зоны Сибири. К ним
относятся знаменитые изображения у д. Шишкино и святилище
Суруктах-Хая на р. Лене, писаницы каменных островов на Ангаре,
наскальные изображения у д. Усть-Писаная нар. Томь. Неолитические
охотники сибирской тайги изображали в основном животных, среди
них прежде всего хозяина сибирской тайги —лося, который был
основным объектом охоты. Следует отметить, что животные
изображались с необыкновенной точностью: тщательно прорисовывались
массивная передняя часть туловища с типичным горбом, мягкие
пышные губы, тонкие изящные ноги. К петроглифам таежной Сибири
по сюжетам и технике близки наскальные рисунки севера европейской
части России. Две большие группы петроглифов расположены в
многочисленных местах на Онежском озере и на побережье Белого моря.
На Онежском побережье наиболее значительными памятниками
изобразительного искусства являются рисунки на каменистых мысах
Бесов Нос и Пери Нос. На скалах Бесова Носа изображены олени,
антропоморфные фигурки со звериными головами, идущие на лыжах
люди, водоплавающие птицы, среди которых выделяются лебеди с
длинными, грациозно изогнутыми шеями, исполинская
рыба—скорее всего сом, символы Солнца и Луны и огромная человекообразная
фигура, олицетворяющая духа-покровителя удачной охоты или,
возможно, мифического предка. Богатейшие скопления изображений
известны на Белом море, в низовьях р. Выг — Бесовы Следки и
Залавруга. Более 300 изображений известно у Бесовых Следков. Здесь
изображены цепочки следов босой ступни, стадо лосей, погоняемое
охотником на лыжах, лебеди, тюлени. В Залавруге выбиты олени,
лодки, группы лыжников, сцены охоты на морского зверя.
Особую группу представляют петроглифы Средней Азии, Казахста-
10S
Петроглифическое искусство.
У —изображения на Шишкинских скалах, 2 — сцена охоты на морского зверя (Залавруга)
на, Алтая и Тувы. Среди петроглифов Средней Азии и Казахстана
известны комплексы изображений в горах —Тамгалы в Казахстане и
Саймалы-Таш в Киргизии. К ним очень близки по сюжетам наскальные
изображения Монголии и Забайкалья. Основным объектом творчества
у живших здесь неолитических племен были горные козлы и бараны,
вооруженные луком и стрелами охотники. Наиболее ранние
изображения относятся к неолиту. Они продолжали существовать и в эпоху
бронзы.
Большой интерес представляют петроглифы Кавказа. Пожалуй,
наиболее ценными среди них являются наскальные изображения в
Кобыстане на Апшеронском полуострове. Рисунков здесь очень много,
они различны по времени —от самых ранних мезолитических до
средневековых процарапанных ножом изображений всадников и
караванов верблюдов. Однако большинство изображений было
выполнено в неолите. Это целое панно из танцующих человечков, контурные
изображения быков, стада лошадей и лучники. Изображения больших
групп животных и солярных знаков известны в ущельях Дагестана —
Чинна-Хитта, Чувал-Хварабнохо, Харитани.
В неолите существовали два основных приема исполнения изобра-
106
^ений —красной охрой и путем выбивания контура на поверхности
камня. Нарисованных изображений меньше. Рисунки выбивались
твердым каменным наконечником. При помощи выбивки достигалась
определенная рельефность рисунка: оставляли, например, выпуклыми
глаз у лося, ноздри, разрез рта. Иногда путем выбивки показывали
костяк и внутренности зверя —ребра, аорту, сердце и желудок. Таким
образом, в технике нанесения рисунка существовали вполне
определенные приемы, которые были везде одинаковы. Особенностями
художественного стиля является плоскостное профильное изображение
животных. Человеческие фигуры чаще всего изображали в фас, с
повернутой в профиль головой. В рисунках не соблюдались пропорции;
рядом с маленьким лосем мог быть изображен непропорционально
большой человек.
Особенностями стиля наскального искусства является сочетание
условности, даже схематизма, с реализмом в манере изображения.
Самые ранние писаницы появились еще в мезолите. Большинство их
объединено единством стиля и творческой манеры древних мастеров,
в чем сказались не только художественные традиции, но и
мироощущение людей того времени. Искусство возникло не ради
удовлетворения эстетических потребностей. Оно по своей сути отличается от
искусства нового времени. Смысл этого искусства очень глубокий, а
образы наделены значительным содержанием: в них запечатлены
различные легенды, предания и мифы о происхождении рода, о предках,
о строении Вселенной, действующими лицами которых были
мифологические персонажи и герои. Нередко рисунки носят явно
повествовательный характер —это сцены размножения животных, картины
охоты или просто отдельные изображения птиц, зверей, рыб. В целом
петроглифы отображают не только духовную, но и материальную жизнь
людей.
В отдельных рисунках и особенно сюжетных группах
прослеживается несколько основных идей, которые волновали неолитических
охотников и были связаны с их повседневной трудовой деятельностью.
Они как бы застыли на тысячелетия в изображениях писаниц, придав
им глубокий внутренний смысл. На рисунках часто изображены сцены
размножения животных, от чего во многом зависело благополучие
родового коллектива, и удачной охоты. Эти два мотива присутствуют
во многих писаницах. Первый воплощается в простодушных
изображениях спаривания животных, в многочисленных сценах, когда в
оплодотворении звериной самки участвует антропоморфное существо
с телом мужчины и головой зверя.
Значительно шире в изображениях передана вторая жизненно
важная тема—удачная охота. Особенно интересные сцены охоты
изображены в Кобыстане, Залавруге, на Урале, на берегах Томи, Ангары
и Лены. На Белом море и на Чукотке известны изображения сцен охоты
на крупную рыбу и морского зверя с лодок при помощи гарпунов. На
107
писаницах показаны все основные приемы охоты. Среди них и сцены
массовой, коллективной охоты на животных — загонная охота и покол.
Уникальная в своем роде сцена загонной охоты—целое полотно
первобытной жизни — изображена на Томской писанице. По кругу
нарисованы вежки, две фигуры охотников с натянутыми луками и
стремительно убегающий зверь. На Урале, в Сибири и других местах
можно увидеть интересные сцены другого массового способа охоты на
животных —покола. Этот способ охоты был широко распространен в
древности. Во время массовой сезонной переправы животных через
реки охотники устраивали засады и убивали выходящих на берег
животных.
Скалы с петроглифами, вероятно, были культовыми центрами
неолитических племен, своего рода святилищами. Рисунки могли
наноситься во время родовых праздников. У подножия скал во время
этих праздников, должно быть, совершались магические обряды,
связанные с культами предков, лося или Солнца, под лучами которого
оживает вся природа. Во время праздников совершались магические
обряды, складывались сказания. Составной частью таких праздников
было создание рисунков, в которых люди запечатлели свое понимание
окружающего мира.
На неолитических памятниках Севера, Урала, Сибири встречаются
небольшие скульптурные изображения лося или лосиных голов, змей,
медведя и человека. Они весьма реалистичны и выполнены из камня,
дерева, кости и рога в разной манере. По сравнению с фигурками
животных изображения людей более схематичны, однако и в них
проявляется стремление подчеркнуть определенные детали, например
признаки пола.
Третья составная часть неолитического искусства — орнамент. В
неолите наблюдается подлинный расцвет орнаментального искусства.
Известны орнаментированные нарезным зигзагом костяные пластинки
и основы составных кинжалов. Орнамент богато украшает
неолитическую керамику, является важным показателем ее принадлежности к
той или иной культурной общности. Неолитический орнамент на
керамике многообразен по сюжетам и приемам. Использовались все
основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора,
чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании
равносторонних треугольников и ромбов. Иногда на сосудах схематично
изображены водоплавающие птицы, однако основу неолитического
орнамента составляют наклонные или волнистые линии, встречаются
треугольники, квадраты, круги, вдавления (ямки), оттиски гребенки и
веревки. Чередуя эти элементы, неолитический человек получал
сложный, гармоничный и нарядный узор, свидетельствующий о его высоком
художественном вкусе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неолитическое искусство» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
Ліцензування банківської діяльності
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Теорія інвестиційного портфеля


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 1437 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП