Неолитическое искусство — это значительное культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и наскальными изображениями. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые галереи наскальных изображений. Наиболее ранние из них возникли в самом начале голоцена, характерны для неолитической и последующих эпох. Сейчас наскальные изображения широко известны на всех континентах, где обитал человек. В Европе скопления наскальных изображений известны в Швеции и Норвегии (Богуслен, Таннум), в Северной Италии (Велкамоника), в Португалии и Испании, Северной Африке (Тассили) и на юге в ЮАР, на Аравийском полуострове. Наскальных изображений много в Индии и Пакистане, они есть в Китае, Корее и Японии. На Американском континенте памятники наскального искусства известны в Канаде, США, в Аргентине, Чили и Бразилии. Их довольно много обнаружено в Австралии. Многие из них открыты за последние десятилетия. Они свидетельствуют о том, что наскальное искусство является важным общечеловеческим явлением культуры. Петроглифы обнаружены в самых различных местах России и стран СНГ, почти везде, где обитали неолитические охотники и рыболовы и где был камень: на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, на Урале, на 104 крайнем Севере и на Дальнем Востоке. В них отразились особенности исторического развития больших территориальных общностей неолитического населения Северо-Восточной Европы, современной Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала, лесной полосы Сибири, дптая, верховьев Енисея, Восточной Сибири, Приамурья и Северо-Восточной Азии. В каждом из этих регионов петроглифы имеют свой неповторимый облик. Так, например, обособленную группу изображений представляют амурские и уссурийские петроглифы, где главным сюжетом является изображение чудовищных личин с ушами, змей и солнечных дисков. Наиболее характерными для неолита Дальнего Востока являются рисунки, найденные у села Сакачи-Алян на берегу дмура. В них отразилось своеобразие исторического прошлого края, где в неолите развивались оригинальные местные культуры предков современных тунгусо-маньчжурских племен. На северо-восточной оконечности Азиатского материка расположены писаницы древних охотников на морского зверя. Огромную своеобразную область составляют неолитические наскальные рисунки таежной и лесостепной зоны Сибири. К ним относятся знаменитые изображения у д. Шишкино и святилище Суруктах-Хая на р. Лене, писаницы каменных островов на Ангаре, наскальные изображения у д. Усть-Писаная нар. Томь. Неолитические охотники сибирской тайги изображали в основном животных, среди них прежде всего хозяина сибирской тайги —лося, который был основным объектом охоты. Следует отметить, что животные изображались с необыкновенной точностью: тщательно прорисовывались массивная передняя часть туловища с типичным горбом, мягкие пышные губы, тонкие изящные ноги. К петроглифам таежной Сибири по сюжетам и технике близки наскальные рисунки севера европейской части России. Две большие группы петроглифов расположены в многочисленных местах на Онежском озере и на побережье Белого моря. На Онежском побережье наиболее значительными памятниками изобразительного искусства являются рисунки на каменистых мысах Бесов Нос и Пери Нос. На скалах Бесова Носа изображены олени, антропоморфные фигурки со звериными головами, идущие на лыжах люди, водоплавающие птицы, среди которых выделяются лебеди с длинными, грациозно изогнутыми шеями, исполинская рыба—скорее всего сом, символы Солнца и Луны и огромная человекообразная фигура, олицетворяющая духа-покровителя удачной охоты или, возможно, мифического предка. Богатейшие скопления изображений известны на Белом море, в низовьях р. Выг — Бесовы Следки и Залавруга. Более 300 изображений известно у Бесовых Следков. Здесь изображены цепочки следов босой ступни, стадо лосей, погоняемое охотником на лыжах, лебеди, тюлени. В Залавруге выбиты олени, лодки, группы лыжников, сцены охоты на морского зверя. Особую группу представляют петроглифы Средней Азии, Казахста- 10S Петроглифическое искусство. У —изображения на Шишкинских скалах, 2 — сцена охоты на морского зверя (Залавруга) на, Алтая и Тувы. Среди петроглифов Средней Азии и Казахстана известны комплексы изображений в горах —Тамгалы в Казахстане и Саймалы-Таш в Киргизии. К ним очень близки по сюжетам наскальные изображения Монголии и Забайкалья. Основным объектом творчества у живших здесь неолитических племен были горные козлы и бараны, вооруженные луком и стрелами охотники. Наиболее ранние изображения относятся к неолиту. Они продолжали существовать и в эпоху бронзы. Большой интерес представляют петроглифы Кавказа. Пожалуй, наиболее ценными среди них являются наскальные изображения в Кобыстане на Апшеронском полуострове. Рисунков здесь очень много, они различны по времени —от самых ранних мезолитических до средневековых процарапанных ножом изображений всадников и караванов верблюдов. Однако большинство изображений было выполнено в неолите. Это целое панно из танцующих человечков, контурные изображения быков, стада лошадей и лучники. Изображения больших групп животных и солярных знаков известны в ущельях Дагестана — Чинна-Хитта, Чувал-Хварабнохо, Харитани. В неолите существовали два основных приема исполнения изобра- 106 ^ений —красной охрой и путем выбивания контура на поверхности камня. Нарисованных изображений меньше. Рисунки выбивались твердым каменным наконечником. При помощи выбивки достигалась определенная рельефность рисунка: оставляли, например, выпуклыми глаз у лося, ноздри, разрез рта. Иногда путем выбивки показывали костяк и внутренности зверя —ребра, аорту, сердце и желудок. Таким образом, в технике нанесения рисунка существовали вполне определенные приемы, которые были везде одинаковы. Особенностями художественного стиля является плоскостное профильное изображение животных. Человеческие фигуры чаще всего изображали в фас, с повернутой в профиль головой. В рисунках не соблюдались пропорции; рядом с маленьким лосем мог быть изображен непропорционально большой человек. Особенностями стиля наскального искусства является сочетание условности, даже схематизма, с реализмом в манере изображения. Самые ранние писаницы появились еще в мезолите. Большинство их объединено единством стиля и творческой манеры древних мастеров, в чем сказались не только художественные традиции, но и мироощущение людей того времени. Искусство возникло не ради удовлетворения эстетических потребностей. Оно по своей сути отличается от искусства нового времени. Смысл этого искусства очень глубокий, а образы наделены значительным содержанием: в них запечатлены различные легенды, предания и мифы о происхождении рода, о предках, о строении Вселенной, действующими лицами которых были мифологические персонажи и герои. Нередко рисунки носят явно повествовательный характер —это сцены размножения животных, картины охоты или просто отдельные изображения птиц, зверей, рыб. В целом петроглифы отображают не только духовную, но и материальную жизнь людей. В отдельных рисунках и особенно сюжетных группах прослеживается несколько основных идей, которые волновали неолитических охотников и были связаны с их повседневной трудовой деятельностью. Они как бы застыли на тысячелетия в изображениях писаниц, придав им глубокий внутренний смысл. На рисунках часто изображены сцены размножения животных, от чего во многом зависело благополучие родового коллектива, и удачной охоты. Эти два мотива присутствуют во многих писаницах. Первый воплощается в простодушных изображениях спаривания животных, в многочисленных сценах, когда в оплодотворении звериной самки участвует антропоморфное существо с телом мужчины и головой зверя. Значительно шире в изображениях передана вторая жизненно важная тема—удачная охота. Особенно интересные сцены охоты изображены в Кобыстане, Залавруге, на Урале, на берегах Томи, Ангары и Лены. На Белом море и на Чукотке известны изображения сцен охоты на крупную рыбу и морского зверя с лодок при помощи гарпунов. На 107 писаницах показаны все основные приемы охоты. Среди них и сцены массовой, коллективной охоты на животных — загонная охота и покол. Уникальная в своем роде сцена загонной охоты—целое полотно первобытной жизни — изображена на Томской писанице. По кругу нарисованы вежки, две фигуры охотников с натянутыми луками и стремительно убегающий зверь. На Урале, в Сибири и других местах можно увидеть интересные сцены другого массового способа охоты на животных —покола. Этот способ охоты был широко распространен в древности. Во время массовой сезонной переправы животных через реки охотники устраивали засады и убивали выходящих на берег животных. Скалы с петроглифами, вероятно, были культовыми центрами неолитических племен, своего рода святилищами. Рисунки могли наноситься во время родовых праздников. У подножия скал во время этих праздников, должно быть, совершались магические обряды, связанные с культами предков, лося или Солнца, под лучами которого оживает вся природа. Во время праздников совершались магические обряды, складывались сказания. Составной частью таких праздников было создание рисунков, в которых люди запечатлели свое понимание окружающего мира. На неолитических памятниках Севера, Урала, Сибири встречаются небольшие скульптурные изображения лося или лосиных голов, змей, медведя и человека. Они весьма реалистичны и выполнены из камня, дерева, кости и рога в разной манере. По сравнению с фигурками животных изображения людей более схематичны, однако и в них проявляется стремление подчеркнуть определенные детали, например признаки пола. Третья составная часть неолитического искусства — орнамент. В неолите наблюдается подлинный расцвет орнаментального искусства. Известны орнаментированные нарезным зигзагом костяные пластинки и основы составных кинжалов. Орнамент богато украшает неолитическую керамику, является важным показателем ее принадлежности к той или иной культурной общности. Неолитический орнамент на керамике многообразен по сюжетам и приемам. Использовались все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Иногда на сосудах схематично изображены водоплавающие птицы, однако основу неолитического орнамента составляют наклонные или волнистые линии, встречаются треугольники, квадраты, круги, вдавления (ямки), оттиски гребенки и веревки. Чередуя эти элементы, неолитический человек получал сложный, гармоничный и нарядный узор, свидетельствующий о его высоком художественном вкусе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неолитическое искусство» з дисципліни «Археологія»