Мустьерский период сменяет позднеашельскую археологическую эпоху в Евразии. Мустьерская эпоха совпала с концом рисс-вюрмского межледниковья и началом вюрмского оледенения в Евразии. Территория расселения неандертальцев была обширнее, их приспособленность к окружающей среде была выше, чем у людей раннего палеолита. 38 Природные условия, в которых жили неандертальцы, принципи- но отличались от современных. В результате значительного увлаж- аЛЬ ия и некоторого общего похолодания климата в северных областях ρβ пЫ> Азии и Америки образовались мощные ледяные покровы, нявшие огромные пространства северных и средних широт. Значи- за ная часть современной Восточно-Европейской равнины была по- коыта льдом. Центр этого оледенения лежал в Скандинавии. Другой мошный ледяной барьер находился в Западной Сибири (Таймырский ледник), а на северо-востоке Азии и севере Америки возвышался Чукотский ледяной барьер. На многие миллионы квадратных километров простиралась безмолвная, необитаемая ледяная пустыня. Толщина льда в некоторых местах доходила до двух километров. Некоторые представления о древнем леднике дает ледяной массив современной Гренландии. Климат ледниковой эпохи отличался большой влажностью, лето было прохладным, а зима сравнительно мягкой. В предледниковой зоне ландшафт в основном был тундровый и лесотундровый: травы и кустарники служили кормом для травоядных животных — мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей. В степях обитали бизоны и зубры, ближе к ледникам —типичные представители приледниковой зоны: мускусный овцебык и песец. Значение ледниковых природно-климатических условий в антропогенезе чрезвычайно велико. Дело в том, что в мустьерский период развитие человека достигло такого уровня, который позволил приспособиться и устоять в суровых природных условиях. В свою очередь, новые условия несомненно активизировали сознательную деятельность человека и позволили сделать следующий значительный шаг по пути прогресса. Появление одежды, совершенствование способов добывания огня и освоение жилищ способствовали расселению первобытного человека на новых, ранее не освоенных территориях. В мустьерский период были освоены просторы Крыма, Южной Украины, Молдовы, Средней Азии, южных районов Сибири и Дальнего Востока; неандертальцы расселились на север в приледниковую зону. Известно много мустьерских стоянок. Они бывают открытого типа и пещерные. Около 30 мустьерских стоянок известно только в Крыму. Среди них выделяются поселения Заскальная VI, Пролом II, Киик- Коба, Волчий, Чокурча, Староселье, Шайтан-Коба, Ак-Кая I—V и др. !~собое значение имеют многослойные стоянки Заскальная и Пролом. Мощно и последовательно залегающие слои Заскальной дали большое количество каменного инвентаря и позволили проследить развитие ^ккайской мустьерской культуры Крыма и ее связь с местным ашелем. Наиболее характерными для аккайской культуры Крыма являются иФасы, мустьерские остроконечники, скребла, односторонние и дву- 39 сторонние ножи. Среди костей животных в слоях поселений преобладают кости мамонта, бизона, сайги, оленя. На Кавказе мустьерских памятников, пожалуй, больше всего. Му- стьерские слои известны почти в 200 стоянках —Джручула в Имеретин, верхние слои пещер Кударс I и Цона в Южной Осетии, Дашджили и Дашсалахлы в Азербайджане, в Ахштырской, Навалишенской, Хос- тинской и Воронцовской пещерах. На Черноморском побережье Кавказа известно обширное стойбище древнего человека у станицы Ильской на Кубани. Крупным очагом мустьерской культуры является Средняя Азия. В горах Средней Азии еще в 1930-х годах была открыта мустьерская стоянка в фоте Тешик-Таш в Узбекистане, позднее были обнаружены стоянки в Ходжикентской пещере, Капчагае, в Каракумах. Наиболее значительными памятниками той поры являются Оби-Рахмат и Куль- булак в Узбекистане, Кара-Бура и Кайрак-Кумы в Таджикистане, в горах Каратау и Прибалхашье в Казахстане. Интересно, что в мустье в этом регионе отмечались колебания климата и изменение природной среды. Стоянки здесь отличаются друг от друга по набору инвентаря, однако везде преобладает левалуазская техника, площадочные нуклеусы и разнообразные скребла, скребки, проколки, резцы. Проблемой является отсутствие преемственности между мустьерской культурой региона и предшествующей ей каратауской галечной культурой. Стоянки мустьерской культуры также известны в Выхватинцах в Молдове, на берегах Среднего Дона и Средней Волги, в Антоновке в Приазовье, в Балках на Днепровских порогах, в Усть-Канской им. Окладникова и Страшной пещерах на Алтае. Одним из опорных памятников Северной Азии является Денисова пещера в Горном Алтае. Исследования памятника еще продолжаются. Открытые 22 слоя (их, видимо, больше) содержат раннее и среднее мустье. В мустьерских слоях обнаружены галечные изделия с односторонне оббитой формой лезвия (чопперы), нуклеусы с бессистемным снятием поверхности, левалуазские остроконечники, скребла и зубчатые орудия. Мустьерские памятники многочисленны и разнообразны: поселения в пещерах и гротах, поселения открытого типа, стоянки типа временных охотничьих лагерей. Люди этой эпохи строили жилища. Так, на поселении Молдова I было раскопано жилище в виде продолговатого двухкамерного шалаша с двумя боковыми пристройками размером 5 — 8 м и площадью 40 кв. м. Строительным материалом служили кости мамонта. Внутри жилища обнаружены очаги. Рядом были открыты остатки летних сооружений и отдельные очаги. Каркас жилища сооружался, видимо, из жердей и покрывался шкурами. В таком помещении жили, должно быть, 15—20 человек, составлявших первобытную общину. Остатки жилищ были обнаружены и в пещерных поселениях. В фотах Киик-Коба и Волчьем Гроте жилая площадь была прикрыта от ветра заслоном, в Ильской жилое пространство было 40 аЖДено выкладкой из каменных плит, а в пещере Чокурча были оГР 1ТЬ1 остатки специально сооруженного жилища. °Т Открытие раннепалеолитических памятников в Приамурье, Якутии няет ранее существовавшие представления о появлении человека в Восточной и Северной Азии. Уже в эпоху архантропов люди продви- лись далеко на север. Накапливается материал, свидетельствующий том, что заселение человеком Восточной и Северной Азии могло происходить из различных районов Центральной, возможно, Юго-Восточной и Средней Азии. В нижнепалеолитических комплексах этого региона намечаются две основные тенденции развития каменного инвентаря: левалуазская или даже протолевалуазская и чопперо-чоп- пинговая галечная техника, характерная для памятников Приамурья, Монголии, Кореи (Чонгокни, Кульпхо). Мустьерский период был значительным шагом в развитии производительных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по количеству и своим производственным функциям каменный инвентарь. Более совершенной стала техника раскалывания и так называемой вторичной обработки камня. В мустьерскую эпоху окончательное оформление получает левалуазский способ изготовления каменных пластин. Сначала с гальки скалывали валунную поверхность, а затем от нуклеуса (ядра камня), нанося удары от периферии к центру, откалывали крупные пластины с острым краем, которые имели удлиненную треугольную или листовидную форму. Такие крупные пластины левалуа становятся основным материалом для изготовления орудий труда. Мустьерские нуклеусы, с которых скалывали пластины, обычно имеют правильную дисковидную или пирамидальную форму. Эти новые приемы становятся основными. Применение левалуазской техники обработки камня улучшило качество орудий труда, сделало их более разнообразными. Такую заготовку-пластину легче было превратить в орудие с острым лезвием, например нож или наконечник копья, скребло или скобель. Набор известных в настоящее время мустьерских орудий труда насчитывает более 60 типов. Среди них значительное количество небольших орудий, которые при работе держали не всей рукой, а двумя-тремя пальцами. Наиболее распространенными орудиями являлись небольшие рубила, остроконечники и скребла. Остроконечник представлял собой треугольную пластину с широким массивным основанием. Конец ее был заострен, а края подправлены дополнительными мелкими сколами, что позволяло придать режущему краю более правильную форму. Скребло обычно делали из широкого отщепа. Лезвием служил один из краев, дополнительно обработанный. Орудия эти многочисленны и> сУДя по всему, являлись предметами повседневного пользования. Вероятно, ими выполняли различные работы, требующие применения 0стРого режущего лезвия: снятие и обработка шкуры, разделка туши, 41 s α ё χ U О X X § 1 с S выделка деревянных предметов. К скреблам были близки так называемые лимасы. Это вытянутые и овально заостренные изделия. Считают, что они были режущими и скоблящими орудиями, а некоторые их формы, видимо, применялись и как остроконечники. В это время широко распространяется метательное орудие — копье со вставным каменным наконечником. Особую категорию мустьерских изделий образуют так называемые выемчатые и зубчатые орудия, имеющие неправильные очертания и отдельные выемки по краям и на конце. Видимо, они служили для оттачивания деревянных предметов и пиления. Показательно, что уже в мустьерскую эпоху появляются каменные изделия, которые являются характерными для позднего палеолита. Это удлиненные пластины, скребла, резцы, проколки. Основным занятием человека была охота, а основным орудием охоты — копье и дротик с каменным наконечником. В жизни мустьерских общин решающее значение имели коллективные приемы охоты. Об исключительном значении охоты свидетельствует огромное количество костей в слоях поселений и сезонных охотничьих лагерей. Например, в Староселье собрано около 60 тыс. раздробленных костей диких ослов. Охотились, как правило, на животных одного-двух видов. Так, жители Кударо I, Навалишенской, Донской пещер на Кавказе охотились в основном на пещерного медведя, обитатели Ильской, Волгоградской стоянок — на бизона, жители Староселья — на дикого осла, обитатели пещеры Тешик-Таш — на горного козла, а Молодовы I, V и некоторых других—на мамонта. Вместе с тем охотились на птиц, мелких животных, занимались собирательством, а на некоторых стоянках и рыболовством. Большое количество рыбьей чешуи обнаружено, например, в Кударо I. К мустьерской эпохе относятся и самые ранние сохранившиеся захоронения, такие, как в гротах Тешик-Таш в Средней Азии и в Староселье в Крыму. Появление погребений несомненно связано с осмысленным представлением о жизни и смерти. Этот факт исторически важен, так как свидетельствует о весьма развитых представлениях о природе и человеке, жизни и смерти, душе и потустороннем мире, т. е. тех мировоззренческих ценностях, которые лежат в основе всех религий мира. С долговременными поселениями, коллективной трудовой деятельностью, в основе которой лежала охота, и развитием сознания связано сложение примитивной родовой организации. Длительное сожительство, преодоление животных инстинктов, забота не только о своих потребностях, но и о потребностях всего коллектива, постоянная взаимосвязь и поддержка несомненно были характерны уже для первых общин неандертальцев. Развитие культур мустьерской эпохи проходило не везде одинаково. Можно выделить, по крайней мере, три обширные мустьерские обла- 43 Реконструкция жилища и техника мустьерской эпохи: /—дисковидный нуклеус, 2 — пластинка, 3 — зубчатое орудие, 4 — обработка мустьерского орудия, 5, 7—скребла, 6 — клювовидное орудие, 8 — остроконечник, 9 — работа остроконечником сти: Кавказ с классическими мустьерскими традициями, тяготевший к Передней Азии; центр европейской части России, частично Причерноморье, где население и традиции культуры были больше связаны с зоной Центральной Европы; Средняя Азия, Казахстан и Южная Си- бирь, связанные с галечной центральноазиатской техникой. Таким образом, процессы формирования культуры палеантропов и пути заселения ими просторов Евразийского континента были очень сложными. Даже отдельные памятники Крыма, Кавказа и других территорий имеют достаточно специфический облик. Выделяется, например, так называемое зубчатое мустье стоянок Северного Кавказа. Внутри сред- неазиатско-казахстанской зоны по приемам обработки камня выделяются поселения Тешик-Таш, Кайрак-Кумы, Ходжикент, где известны левалуа-мустьерские материалы западного облика.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мустьерская эпоха» з дисципліни «Археологія»