Тагарские поселения по наскальным рисункам изучены лучше, чем по результатам раскопок. На скалах встречаются рисунки домов и с гладкими стенами, и с полосатыми, т. е. глинобитных и срубных. На хребте Бояры близ Минусинска имеются две писаницы, где изображены бревенчатые и глинобитные дома, а рядом с ними — колоколовидная кочевническая юрта, вероятно, войлочная. К поселку пастух гонит стадо коз и оленей. Этот рисунок наглядно подтверждает, что земледельческое хозяйство дополнялось домашним скотоводством. Тагарская керамика плоскодонна: преобладал оседлый быт. Курганы тагарской культуры окружены четырехугольными оградами из каменных плит. Под курганными насыпями находятся могильные ямы, в которые вставлены срубы. Умение делать такие срубы заставляет предполагать умение строить деревянные дома. Такое предположение совпадает со свидетельством Боярской писаницы. Курганы представляли собой семейные усыпальницы. Имущественное неравенство прослеживается хорошо: в одних погребениях много вещей, в других инвентарь беден. Наличие при погребенных оружия (вооружены не только мужчины, но и женщины) указывает на рост межродовых военных столкновений. В позднетагарских погребениях вместо оружия и орудий в могилы клали их маленькие изображения, изготовленные специально для погребальных целей. В конце тагарской культуры появляются погребальные маски, снятые с лиц умерших. Маски сделаны из гипсовидной терракоты и хорошо передают физические черты погребенных. Особенно распространились эти маски в следующую, таштыкскую культуру.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тагарские поселения» з дисципліни «Археологія СРСР»