Анализ рисков книгоиздательской фирмы бывает двух видов: качественный анализ — определение факторов риска и этапов подготовки рукописи к изданию, при выполнении которых риск возникает, т.е. установление потенциальных зон риска (от непредвиденного, по выявленного риска можно застраховаться, в то время как от невыявленного застраховаться невозможно); количественный анализ — определение размера отдельных рисков и риска издательского проекта в целом с использованием различных методов, в том числе статистического, уместности затрат, использования аналогов. 120
Специалисты предлагают различные наборы методов анализа и оценки риска: экспертные оценки (для книгоиздательской сферы они чаще всего выражаются в виде интуитивных оценок риска, основанных на предугадывании реакции читательской аудитории на новую книгу, таланте ее автора, уровне иллюстраций, дизайне и других элементах); статистические и вероятностные оценки, базирующиеся на теории принятия решений; балльные оценки (в том числе метод использования стратегических матриц). Рассмотрим некоторые из этих методов. Балльный метод оценки риска. Он состоит в том, что каждый риск (К) описывается определенным числом (я,- = х) факторов, или критериев риска. Значения каждого из них экспертным путем ранжируются по вероятности наступления риска и нормируются, т.е. каждому присваивается определенный балл (В,): как правило, от 1 до 10. Экспертным путем определяется вклад каждого фактора в совокупный риск \У). Сумма весов обычно приравнивается к 1. Это можно представи ть в виде следующей формулы: Д = £/»,Ж,. (2.10) Чем ближе Я к 1, тем меньше риск, а чем ближе к 10, тем он выше. Статистические методы оценки риска. Они представляют собой последовательную оценку неопределенности, при которой рассчитываются затраты и оценивается неопределенность каждого элемента программы. Для количественного выражения неопределенности оценки в целом используется прием среднеквадратического отклонения и вычисления дисперсии. Сгруппированные элементы неопределенности можно детализировать и ранжировать. Эго позволяет уточнять их при первоначальной оценке. В случае уменьшения неопределенности проводится дальнейшая детализация и перегруппировка элементов, имеющих большую неопределенность. При достижении такого положения, когда неопределенность больше не уменьшается и последовательные уточнения являются незначительными, для компенсации возможных результатов неопределенностей подсчитываются денежные суммы. Статистические методы связаны с необходимостью проведения последовательных расчетов индикаторов деловой активности (в динамике и статике): уровней развития производства и продажи в стране, ценовых тенденций, товарных запасов книжной продукции. Эти показатели следует рассчитывать также по темпам роста и трендовым моделям, дополняя расчеты характеристиками числа и размера конкурирующих издательских фирм, показателем их доли на рынке. В зависимости от состояния рынка производятся атрибу 121
тивные градуированные оценки конъюнктуры: благоприятная; неблагоприятная; промежуточные состояния. Суть статистического метода заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные книжного рынка, касающиеся результативности осуществления издательством рассматриваемых операций. Частота возникновения некоторого уровня потерь определяется по формуле: ^0 = N. (2.11) общ где F() — частота возникновения некоторого уровня потерь; № — число случаев наступления конкретного уровня потерь; Л^общ — общее число случаев в статистической выборке, включающее и успешно осуществленные операции данного вида. В классических статистических методах исследования риска неизменно присутствует понятие, области риска (рис. 2.7). Это некоторая зона общих потерь рынка, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного уровня риска. При расчете общего уровня риска конкретного вида деятельности предприятия выделяют пять основных областей риска: безрисковая, минимального риска, повышенного риска, критического риска, недопустимого риска.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методические основы анализа оценки риска» з дисципліни «Книговидання. Менеджмент. Маркетинг»