Оптовики же (англ.: wholesalers, франц.: grossistes, нем.: Ваrsortimenter) действуют иначе, и их отношения с издательствами совер- шенно иные. Это, как правило, фирмы самостоятельные, чисто торговые. Они не связаны с издательствами никакими договорами и обязательства- ми, сами определяют свой ассортимент: закупают интересующие их кни- ги лишь у тех издательств и в тех количествах, как это им представляется необходимым. При этом, во-первых, ни о какой закупке всего тиража кни- ги у издательства речи идти не может, во-вторых, одна и та же книга изда- тельства может оказаться у нескольких оптовиков. Являясь торговой фир- мой, оптовик у издательства книги именно закупает в свою собственность и сразу же, еще до реализации, с ним рассчитывается. Закупаются книги со скидкой, причем большей, чем берут себе книгораспространители (30— 40%), но издатели идут на это, так как, продав книгу оптовику, они ее уже реализуют. Для магазина практически все равно, с кем иметь дело, с книгораспро- странителем-дистрибьютором или оптовиком: оптовик точно также и на тех же условиях реализует заявки, что и книгораспространитель. По характеру работы эти два типа фирм промежуточного звена также мало различаются. Их ядром является гигантский, обычно высокоавтома- тизированный центральный склад, где формируются индивидуальные па- кеты-заказы для магазинов и откуда своим транспортом они и развозятся по магазинам. Здесь надо иметь в виду, что в западной книготорговой практике нали- чествуют два типа заявок. Одни — крупные, сезонные, их делает владелец магазина по собственной инициативе: или после посещения им националь- ной книжной ярмарки, или после посещения его магазина агентом-пред- ставителем издательства, или по перспективным каталогам. Другие — мелкие, ежедневные, их делают, основываясь на заказах посетителей ма- газина, когда нужных книг в данный момент в магазинах не оказывается. Реализация ежедневных заявок магазинов — это очень большой объем работы. Обычно его выполняет тот тип фирм промежуточного звена, который доминирует на рынке данной страны (а доминирует чаще всего один тип). Так, в Германии именно оптовики оперативно реализуют ежедневные заявки магазинов, «делают погоду» на рынке,502 а книгораспространители выполняют вспомогательные функции — осуществляют неоперативные сезонные заявки, которые делаются большими партиями. В остальных странах континентальной Европы — Франции, Италии, Испании, Нидерландах, Швейцарии, Австрии и др. — все обстоит иначе.- здесь образованиями общенационального масштаба, реализующими основную массу заявок (и, прежде всего, ежедневных) являются именно книгорас-пространительские фирмы (дистрибьюторы). Оптовики в этих странах, как правило, небольшие провинциальные фирмы, которые на практике часто являются провин- циальными отделениями крупных книгораспро-странительских фирм. Они обычно обслуживают мелкие торговые точки, которые не делают ежедневных заявок. В англоязычных странах, прежде всего в США и Великобритании, нет четкой системы. Там на равных работают как книгораспространительс- кие, так и оптовые фирмы: издатель, как и в России, каждый раз заново решает, куда пристроить новую книгу. Выбор зависит от разных обстоя- тельств: географической близости партнера, его масштаба, коммерческих условий, типа самого издания и т.д. При экспортно-импортных поставках между странами, у которых су- ществуют широкие связи в области книгообмена (как, например, у Герма- нии с Австрией и Швейцарией, у Франции с Бельгией и Швейцарией), импортная книжная продукция продается на тех же условиях, что и соб- ственная, а фирмы-импортеры работают так же, как и прочие книгорас- пространители или оптовики. Что же касается издателей тех стран, между которыми нет постоянных связей, и издателей, поставляющих книги еди- норазовыми партиями, то при взаимоотношениях с ними сумма скидок (сучетом скидки магазину) может доходить до 65%. Иначе говоря, с книги, проданной, к примеру, за 10 фунтов стерлингов, они могут получить лишь 3,5 фунта. При этом, скорее всего, для издателя не будет разницы, с кем иметь дело — с книгораспространителем-дистрибьютором или оптовиком: они оба предложат примерно одинаковые условия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Оптовики» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»