После корректировки и утверж- дения тематические планы изда- тельств тиражировались и рассыла- лись по всей стране. Каждый книжный магазин в основном полу- чал планы тех издательств, с кото- рыми работал постоянно. Получив планы, магазины опо- вещали об этом общественность и начиналась деятельность, которая называлась «проработка тематичес- ких планов». В ней участвовали то- вароведы, используя составленные заранее территориально-профиль- ные карты, в которых учитывались близлежащие предприятия, органи- зации, школы, другие учебные заве- дения. Оттуда приглашались специ- алисты, которые помогали сотрудникам магазина приблизи- тельно определить потребность в той или иной книге. Тематический план издательства был программой выпуска на весь год. Заказать же книги можно было в тот короткий срок, который от- водился для «проработки» темпла- нов. К тому же число принимаемых заказов было строго ограничено. Поэтому период подписки был по- чти драматическим моментом для специалистов, желавших приобре- сти книгу. Они должны были про- явить максимум бдительности и на- пористости, чтобы не упустить свой шанс.446 Собранные магазинами заказы обобщались в книготорге на уровне рай- она, города, области, республики и так, по ступенькам, достигали книго- издательского Олимпа — Государственной тиражной комиссии. Именно здесь, при участии издательств, решался вопрос, сколько экземпляров каж- дой книги выйдет в свет. Максимальным тиражом обеспечивалась литера- тура, имевшая функции проводника партийно-государственной идеологии. Второе место в этой иерархии занимал набор школьных учебников. В структуре руководства отраслью существовало специальное управ- ление, которое занималось сведением воедино тематических показателей и заявок, устранением дублирующих друг друга изданий, для координа- ции действий издательств страны. Руководство отраслью владело достаточно полной информацией о кни- гах, которые должны будут появиться в печати в течение ближайших 2-3 лет. Вступление российского книгоиздания в рынок довольно быстро раз- рушило прежнюю систему планирования и выпуска книг, а заодно — и жесткую систему книжной торговли. Скоро, однако, выяснилось, что одно без другого существовать не может.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Тематическое планирование: традиции и рынок» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»