Каждый издатель мечтает, чтобы его книга не только нашла своего читателя и была ему нужна и полез- на, но и имела при этом коммерчес- кий успех В течение длительного времени в России была создана мощная кни- гоиздательская индустрия. Недаром на рубеже 70—80-х годов нашу страну называли самой читающей в мире. Это достигалось тем, что в полной мере использовались пре- имущества планово-распредели- тельной системы и развития поли- графической промышленности. Именно в этот период была укреп- лена сеть государственных изда- тельств, которые специализирова- лись по отраслям знаний, построены мощные полиграфичес- кие комбинаты. На рис. 14.1 схематично представлена сформировавшаяся в тот период си- стема издания книг и распростране- ния книжной продукции. Несмотря на широкое исполь- зование экономических методов уп- равления в отрасли (книгоиздание было одной из передовых отраслей, которая учитывала мнения и жела- ния потребителей), господ- ствовавшая в тот момент парадиг- ма управления, ориентированная на эффективное использование мощ- ностей полиграфических комбина- тов, не могла не ограничить возмож-322 ности отрасли по номенклатуре издаваемых книг и их тиражей. Ог- раничением также выступала и монополизированная торговля книгами. Все это вместе создавало через государственный план жесткий механизм регулирования издательской деятельности, ценовой политики и распро- странения книг. Начало 90-х годов ознаменовалось изменением общей ситуации в эко- номике и общественной жизни государства, в это время произошел отказ от государственного плана, получили приоритет товарно-денежные от- ношения, появились негосударственные издательства, были частично при- ватизированы полиграфические предприятия, получила развитие не- государственная торговля. Все это вместе изменило внешнюю среду деятельности издательств, в первую очередь государственных, и предопределило необходимость кардинальной перестройки всей их рабо- ты и их ориентацию на интересы потребителей. Прежде всего это означа- ло, что в принятии решений по издательской политике необходимо было исходить из пожеланий самих потребителей и даже, более того, оказалось важно предвидеть изменение их желаний. На рис. 14.2 схематично представлена новая структура деятельности издательства, когда ее исходными пунктами становятся потребности (же- лания) человека. Комплекс видов деятельности издательства по выявлению потребностей потенциальных читателей и их удовлетворению в литературе обозначается как маркетинговая деятельность, или маркетинг. На рисунке видно (зашт- рихованные фрагменты), что маркетинговая деятельность оказывает влияние на деятельность издательства в начале производственного цикла (тематичес- кое планирование) и при его завершении (реализация выпущенной книги). Схематическое представление маркетинговой деятельности издатель- ства в рыночных условиях показывает, что круг проблем, которыми изда- тельство традиционно вынуждено заниматься, и его деятельность в связи с удовлетворением конкретных рыночных потребностей и появлением И з д а т е л ь с т в о Изготовление печатной продукции Мощности полиграфических комбинатов Определение тиража печатной продукции Распределение печатной продукции Потребитель, население Рис. 14.1Издательство Маркетинговая деятельность Удовлетворе- ние потребнос- тей По- треб- ности, проб- лемы людей Новые потребности Выявление потребно- стей Программа издания книг Реклама книг Продажа
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Маркетинговая деятельность издательства» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»