Общие понятия прибыли и себестоимости. Структура себестоимости издательской продукции
Экономическая сторона издательского бизнеса характеризуется общими для всякого коммерческого дела понятиями, которые имеют специфические проявления, определяемые особенностями книги как товара. И самое глав- ное из таких общих понятий — это прибыль. Ее даже определяют не толь- ко как экономическую категорию, но и как этический стандарт ведения бизнеса:]в соответствии с ней предприниматель решает, разворачивать или нет тот или иной вариант коммерческой деятельности. В самом общем виде прибыль можно определить как превышение доходов, объема продаж над затратами, расходами. Совокупность затрат на производство (выпуск) и реализацию продукции называют себестоимостью. Часто термины «издержки», «расходы», «затраты», «себестои- мость» используются как синонимы, хотя они определяют все же различные понятия. В системе учета, принятой на Западе, издержки имеют место тогда, когда средства приобретаются — при покупке товаров или оплате услуг; расходы — тогда, когда средства употреб- ляются, — это стоимость средств, перенесенных на стоимость про- изводимой продукции и оказываемых услуг. Между моментом при- обретения и моментом употребления ре сурсы предприятия представляют его средства. Поэтому можно говорить о себестоимо- сти средств (это издержки) и о себестоимости использованных за данный отчетный период ресурсов (это расходы). Термин «себестои- мость» противопоставляется термину «рыночная стоимость», за ко- торую те или иные средства могли бы быть проданы с учетом реалий рынка, но в действительности приобретены в соответствии с данны- ми, отраженными в бухгалтерских отчетах, — по себестоимости. Состав и структура себестоимости издательской продукции — соотно- шение различных статей, видов затрат — как никакая другая экономичес- кая категория отражает специфику этого товара. Она включает расходы на авторский гонорар и вознаграждение за художественно-графические ра- боты; редакционные расходы (расходы на обработку и оформление ру- кописей); расходы на типографские работы, расходы на бумагу и пере- плетные материалы.301 Общеиздательские, или, по единой для всех отраслей и видов деятель- ности терминологии, общехозяйственные и общепроизводственные рас- ходы, а также внепроизводственные, или коммерческие, расходы, по сути не отличаются от соответствующих затрат любого другого производст- венно-коммерческого предприятия. Общепроизводственные расходы включают расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств; расходы по страхованию производственного имущества; на отопление, освещение и содержание производственных помещений; арендную плату за произ- водственные помещения, машины и оборудование; оплату труда произ- водственного персонала, занятого обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. Общехозяйственные расходы, не связанные непосредственно с про- изводственным процессом, включают практически те же статьи затрат: административно-управленческие расходы; расходы на содержание об- щехозяйственного персонала, не связанного с производственным про- цессом; амортизационные отчисления на полное восстановление и рас- ходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и кон- сультационных услуг; другие аналогичные по назначению расходы. Коммерческие расходы включают расходы: на тару и упаковку изделий нa складах готовой продукции; по доставке продукции, погрузке, комис- сионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посред- ническим предприятиям; по содержанию помещения для хранения про- дукции в местах ее реализации; рекламные расходы; другие аналогичные по назначению расходы. На рис. 13.1 представлена некая средняя структура себестоимости из- дательской продукции как примерное соотношение различных видов зат-302 рат в общей их сумме. Сразу оговоримся, что средняя структура себесто- имости такая же отвлеченная категория, как средняя книга. В табл. 13.1 приведены реальные показатели по трем конкретным из- даниям. Различия в уровне затрат по каждому изданию объясняются целым ря- дом причин. В табл. 13.2 приведены некоторые характеристики рассмотренных в табл. 13.1 изданий и условий их выпуска, которые и являются важнейши- ми факторами воздействия на «экономику» книги. Анализ этих факторов позволяет раскрыть закономерности «поведе- ния» себестоимости издательской продукции и выявить рычаги управле- ния ею. Таблица 13.1 Вариант издания I II III Статьи расходов руб. % руб. % руб. % Авторский гонорар 24,64 25 4,48 11 11,65 22 Редакционные расходы 6,91 7 5,70 15 3,00 6 Типографские расходы и материалы 55,00 55 20,00 51 30,00 56 Общеиздательские расходы 8,66 9 7,55 19 4,47 8 4,33 4 1,51 4 4,47 8 Коммерческие расходы Итога 99,54 100 39,24 100 53,59 100
Таблица 13.2 Вариант издания Характеристика I II Ш Тираж, экз. 5000 5000 20000 Объем, печ. л. 43 4 5 Формат 60x90/16 84x108/32 84x108/32 Внешнее оформление Переплет Обложка Обложка Авторский гонорар, % 11 7 7 Вид авторского оригинала Оригинал-макет
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общие понятия прибыли и себестоимости. Структура себестоимости издательской продукции» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»