Как устроены и работают настольные издательские системы
Существующий редакционно- издательский процесс сложился еще тогда, когда в типографиях господ- ствовал ручной труд, а переделки в наборе были неизбежны. Они свя- заны не только с результатами ре- дакционных исправлений, но и с техническими причинами и объек- тивными недостатками машинопис- ного издательского оригинала: с оборками рисунков, размещением рубрик и примечаний, вгонкой и выгонкой строк. Все это в машино- писных издательских оригиналах не может быть заранее предусмотрено. Машинописный издательский ори- гинал не дает представления о спус- ках и разворотах, размещении руб- рик и примечаний, таблиц, иллюстраций, вспомогательных текстов. Поэтому многократный клавиатурный процесс и обработка корректуры в издательстве были обязательным условием выпуска изданий. Появление фотонаборной техни- ки не изменило сложившейся прак- тики, так как она эргономически не вписывалась в специфическую творческую атмосферу издательско- го процесса и несмотря на очевид- ные издержки традиционной схемы обработки изданий у издателей как работников преимущественно твор- ческих не было особого желания188 брать под свое управление наборные и фоторепродукционные центры. Этому способствовали и некоторая боязнь техники, и громоздкое хозяй- ство из наборных и верстальных аппаратов, фотопроявочных машин, ко- торые часто ломаются, требуют мокрых фотопроцессов, к ним нужны зап- части, расходные материалы, а также специально обученный «типографский» персонал, умеющий взаимодействовать с этой техникой. И продолжали бы книги готовиться долго, с большими трудозатрата- ми на рутинные операции, если бы технический прогресс не подарил обществу еще одно новшество, сравниваемое сейчас с изобретением кни- гопечатания Гутенбергом, — настольные издательские системы (НИС), позволившие создать издательский оригинал с новыми технологически- ми возможностями. Настольная издательская система — аппаратно-про- граммный комплекс, состоящий из персональной ЭВМ, программ набо- ра, верстки и обработки иллюстраций, сканера и выводного устройства и образно означающий, что на письменном столе редактора удалось раз- местить целиком и наборный, и верстальный, и репродукционный цент- ры. Оборудование, которое раньше занимало огромные помещения и тре- бовало большого числа квалифицированных специалистов узкого профиля для обслуживания, теперь состоит из нескольких небольших устройств, и работа его может полностью контролироваться одним чело- веком, незнакомым с устройством и внутренней структурой НИС, а име- ющим навыки издательского процесса и умеющим работать за обычной пишущей машинкой. В течение последних десяти лет мы были свидетелями, как технологии НИС, вначале не признаваемые профессионалами, становились стандарт- ными инструментами для издателей и дизайнеров во всем мире. При этом по мере совершенствования технических и программных средств НИС брали один барьер за другим. Более десяти лет назад компания Apple только создавала свои первые Macintosh, а компания Hercules впер- вые показала монитор, на котором были видны шрифты. В феврале 1987 г. Adobe выпустила первую версию языка описания полос PostScript, устано- вившего стандарт де-факто на десятилетие для всей отрасли. Появились первые версии программ верстки Ventura Publisher для PC и QuarkXPress для Macintosh. Ventura, работавшая на PC AT с 640 Мб памяти, казалось, открывала новую эру для верстки многостраничных изданий. В 1987 г. Microsoft анонсировал первый Windows как графический стандарт. 1988 г. стал годом пробной работы с цветом на персональных компью- терах. Компания QMS выпустила первый цветной лазерный принтер ColorScript 100, а программа QuarkXPress для Macintosh стала работать с цветом. Компания Microtek выпустила первый 24-битовый цветной ска- нер MSF-300Z. В начале 90-х годов пользователи получили первые мультимедийные компьютеры и масштабируемые шрифты. Появление версии Photoshop 2.0189 в 1991 г. впервые позволило обрабатывать цветные изображения первона- чально на компьютерах Macintosh, а позднее и на PC в системе CMYK, что до этого могли делать только на компьютерах в профессиональных систе- мах Scitex и Linotype-Hell. С появлением НИС издатель впервые получил возможность выполнить все основные этапы подготовки книги сам. Стало возможным, получив от автора машинописный оригинал, один раз ввести его в компьютер через сканер и программу «Оптическое распознавание текста» либо набрать текст на клавиатуре, как на обычной пишущей ма- шинке. Более того, автор, владеющий персональным компьютером, свой оригинал может теперь передать в издательство не в машинописном виде, а на магнитном машиночитаемом носителе для последующей обработки. Если в издательстве готовится переиздание какой-либо книги, то НИС позволяет обойтись вовсе без рутинного клавиатурного процесса. Специ- альное устройство — сканер — позволяет ввести страницу за страницей в память компьютера, а затем программа «Оптическое распознавание тек- ста» переведет изображение страниц внутри компьютера в последователь- ность текстовых символов для дальнейшей обработки. Компьютер позво- ляет редактировать книги непосредственно на экране. Редактор получил возможность, читая авторский текст на экране, стирать и вставлять буквы и слова, переставлять любые текстовые блоки, заменять ошибочные выра- жения правильными сразу по всему произведению и многое, многое дру- гое, а главное сразу же видеть исправленный без ручки, ножниц и клея текст в измененной форме, так как все редакторские указания компьютер исполняет немедленно. Если же редактор ошибся или ему не понравилась новая версия фрагмента, то он простым нажатием клавиши может возвра- титься к первоначальному варианту. Упростился также процесс проверки и правки орфографических и грам- матико-стилистических ошибок. Специальная программа «Корректор» (Spell Checker) проверит правильность написания каждого слова, учиты- вая его взаимосвязь с другими словами в предложении. Подобные про- граммы в этом отношении не уступают в работе профессиональному кор- ректору. Так, программа проверки правописания в русских текстах ORFO для контроля правильности написания слов хранит в своей памяти более 120 тыс. слов и словарных форм из словаря русского языка. НИС позволяют художнику выполнить все работы по оформлению кни- ги непосредственно на экране компьютера. Современные компьютеры спо- собны хранить обширные библиотеки самых различных графических эле- ментов, от простых линеек и растровых подложек до сложных логотипов буквиц, графических рисунков и цветных полутоновых изображений. Ху- дожник может выбрать из сотен тысяч ранее введенных в компьютер гра- фических элементов необходимые ему и, более того, используя програм- мы машинной графики, дорисовать на экране недостающие элементы. Стало возможным готовить в НИС также иллюстрации: сначала черно- белые, а в последних моделях и цветные — процесс, который всегда яв-190 лялся величайшей проблемой книгопечатания и еще недавно выполнялся только на больших цветоделительных системах. С помощью настольных сканеров можно ввести в компьютер иллюстрацию со слайда или фото- графии, выполнить цветовые преобразования, посмотреть результат на экране дисплея, способном одновременно отображать до 16 млн оттенков цветов, вывести пробный результат на цветное печатающее устройство и получить итоговый комплект цветоделенных фотоформ на выводном уст- ройстве. НИС дают возможность проводить верстку книги непосредственно на экране в так называемом режиме работы WYSIWYG — Что вы видите, то и получите — с доведением книжного блока до целого числа тетрадей; рассматривать, как будут выглядеть в книге шрифты, проверять, правиль- но ли установлены колонцифры, верно ли выключены строки и обеспече- на их приводность. Когда редактор посчитает операцию верстки закон- ченной, все полосы последовательно могут быть выведены с помощью лазерного принтера на бумагу или в зеркальном изображении на прозрач- ную пленку, либо переданы в типографию на гибком магнитном диске или другом машиночитаемом носителе для вывода в фотонаборном автомате с большим разрешением на фототехническую пленку.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как устроены и работают настольные издательские системы» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»