Как заказать и оценить художественное оформление книги
К моменту заказа автору рукописи будущего издания издатель должен составить представление о его типе, объеме и принципиальном характере его художественного оформления. Все это необходимо для определения рентабельности издания и размера связанных с ним издательских затрат, а также для увязки предполагаемых параметров издания с технологичес кими возможностями полиграфической базы.185 На этой стадии устанавливаются объемное соотношение между текс том и иллюстрациями, включаемыми в издание, ориентировочное коли чество и виды иллюстраций, наличие и число шмуцтитулов, способ печа ти, ее кра- сочность, определяются желательный формат издания, вид бу маги для пе- чати текста и иллюстраций, тип и покровный материал пере плета. Разуме- ется, эти предварительные наметки могут быть скорректи рованы в ходе дальнейших рабочих контактов издательства с художником издания и ти- пографией, но лишь в разумных и практически возможных пределах. Следующий этап — приглашение художника к работе над изданием. Выбирать кандидатуру необходимо с учетом его профессиональной спе циализации, стилистических приверженностей, творческого темпера мен- та. Не каждый график сочетает умение создавать оригинальные иллю стра- ции и владение технологией типографики. Поэтому работу над ил люстра- циями и над макетом нередко приходится поручать двум разным художникам. При выборе художника книги нельзя не размышлять и о сте пени его творческой совместимости с автором текста, что особенно важно при иллюстрировании произведений художественной литературы. На наш взгляд, прежде чем привлечь художника к сотрудничеству, из датель должен себе отчетливо представить его творческое лицо, ознако миться с созданными им произведениями. Что же касается начинающих художников, то на первых порах им не стоит поручать выполнение ответ ственных заказов. Желательно, чтобы уже на ранней стадии своей работы художник по лучил возможность ознакомиться с рукописью издания или, если к тому моменту рукопись не готова, хотя бы с ее фрагментами и общим планом. Чем яснее для художника будет содержание создаваемой книги, тем точ нее он будет формировать ее иллюстрационный ряд и типографическую композицию. Как показывает практика, благоприятный результат дает непосредст венное сотрудничество художника с автором текста. Предложения худож ника по иллюстрированию книги, совершенствованию ее структуры, уточ- нению рубрикации, введению неких дополнительных текстов, будучи при- няты и реализованы автором, идут на пользу архитектонике издания, его предметно-эстетической цельности. К сроку, обусловленному договоренностью с издательством, художник должен представить некоторое количество пробных иллюстраций и фо- рэскиз макета, который дает возможность судить об избранном художни ком для данного издания композиционном «ходе». По одобрении форэс- киза и пробных иллюстраций принимается уточненный и детализирован ный план оформления издания. После этого художник выполняет главную часть своей работы, созда вая авторские оригиналы иллюстраций, макета и внешнего оформления издания. Силами компетентных сотрудников издательства, автора текста и в случае необходимости привлеченных специалистов дается экспертная186 оценка представленных художником материалов. Будучи приняты изда тельством, они проходят стадию художественного и технического редак тирования и поступают в типографию как составная часть издательского оригинала рукописи. Некоторые особенности имеет заказ на разработку проекта книжной серии. В данном случае художнику заказывается принципиальный макет серийного издания, который должен служить своеобразным эталоном при макетировании входящих в серию конкретных книг. Чтобы успешно спра- виться со своей задачей, художник должен себе представить диапазон се- рии, а издатель — снабдить его максимально широким ориентировоч ным списком ее состава Степень жесткости серийного оформления может быть различной, но те оформительские элементы, на которые возлагается роль типовых, дол- жны оставаться неизменными в каждом серийном издании. Желатель но, чтобы постоянное место в макете сохраняли название серии и ее гра фи- ческий символ, чтобы все книги серии имели один формат, общие тип, материал и оформление переплета, единую композицию «входа» в книгу, однотипные решения спусковых полос, неизменные форматные соотно шения зеркала набора и книжной страницы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как заказать и оценить художественное оформление книги» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»