ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Поліграфія » Енциклопедія книжкової справи

Иллюстрирование издания
Существенная часть работы ху-
дожника в книге — иллюстрирова-
ние. Особенно важна познаватель-
ная (или пояснитель ная) иллюстрация в изданиях справочных,
научно-технических и учебных.
Познавательные иллюстрации могут быть двух видов: правдоподоб
ное воссоздание внешнего облика объекта или рисунок-схема. В первом
случае иллюстрация апеллирует к наглядно-чувственному восприятию, во
втором, демонстрируя принципиальную структуру объекта или поясняя179
механизм его действия, — к способности логического мышления читате
ля. При любых обстоятельствах познавательная иллюстрация должна об
ладать достоинством документальности, точности; вольная игра фанта-
зии художника здесь должна быть исключена. Когда познавательные иллю
страции обоих видов посвящаются одному сюжету и, характеризуя пред
ставляемый объект каждая в своем аспекте, дополняют друг друга, их воз
действие на читателя становится особенно эффективным.
Познавательная иллюстрация требует профессионализма и четкости
графического исполнения. Нельзя использовать без профессиональной
переработки любительские рисунки и фотографии, предоставляемые ав
торами текстов, как это нередко, к сожалению, делают издатели.
В дидактических и научных изданиях полезно применять заниматель-
ные иллюстрации — своего рода веселые реплики на сухую прозу текста,
дающие читателю необходимую психологическую разрядку. В учеб никах
продуктивно использовать игровые иллюстрации, с помощью кото рых
ученик в игровой форме получает и выполняет то или иное задание.
Несколько особняком стоит художественно-образная иллюстрация,
используемая в изданиях изящной словесности. В строгом смысле она не
является обязательным элементом книги. Существует бесчисленное мно
жество неиллюстирированных изданий художественной литературы, впол-
не удовлетворяющих своего читателя благодаря корректному офор мле-
нию чисто типографическими средствами.
Но если издатель, отдавая дань сложившейся традиции, решает издать
литературно-художественное произведение с иллюстрациями, он должен
осознать всю ответственность подобного решения. Ничто так не вредит
изданию повести или романа, рассказа или поэмы, как «облегченное» ил
люстрирование, основанное на их поверхностном чтении и потому дис
кредитирующее, оглупляющее сочинение писателя. Привлекать к работе
стоит лишь такого художника, который способен и хочет вникнуть в суть
писательского текста и воплотить его дух в изобразительной форме.
Предназначение образной иллюстрации не сводится к узкопоясни тель-
ной функции: она должна воздействовать на зрителя как полноцен ное
художественное произведение, быть исполненной с высоким графи чес-
ким мастерством, осознаваться как пластическая ценность. Кроме того,
она должна быть органично «встроена» в книгу, стать частью ее общей
типографической архитектоники. Если у издателя нет возможности выпол
нить все эти требования, то лучше литературно-художественную книгу вы
пустить вовсе без иллюстраций, нежели с плохими иллюстрациями.
Хотелось бы также предостеречь издателей от распространенной ошиб-
ки — заимствования получивших признание иллюстраций из преж них
изданий. Такой метод оправдан лишь тогда, когда речь идет о факси миль-
ном воспроизведении старого издания. Если же старую иллюстра цию
предстоит поместить в книгу другого формата, изменить ее в размере, ис-
кусственно привязать к другому макету, принудить к сосуществованию со180
шрифтом другого рисунка, то едва ли в этом случае можно рассчиты вать
на эстетически удовлетворительный результат.
Одна из непременных обязанностей типографа — добиться в иллю стри-
рованном издании гармоничного зрительного сочетания набора и иллюст-
раций. Эффект органичной «встроенности» иллюстраций в архи тектони-
ку наборной полосы легче всего достигается путем использования
модульной сетки.
Сложнее решить проблему синтеза иллюстрации и шрифта. Здесь нуж-
но учитывать их стилистическую совместимость (так, например, кси логра-
фия родственна ренессансной антикве, а гравюра на металле — антикве
нового стиля) и «весовое» соотношение. Для визуального равно весия изоб-
ражения важно, чтобы тонкие штрихи шрифта не были тоньше штрихов
рисунка, а наиболее насыщенные штрихи рисунка не «перекри кивали» ос-
новные штрихи шрифта. Если же используется полутоновая ил люстрация,
следует позаботиться о соответствующей тональной насы щенности набор-
ного массива (например, уплотнить набор уменьшением всех пробелов).
Действия типографа и иллюстратора должны быть четко скоордини рова-
ны. При заказе работы типограф обязан дать иллюстратору максимум воз-
можных сведений о той графической среде, в которую будут помеще ны ил-
люстрации, рекомендовать размеры оригиналов, согласовать с ил люстратором
их стилистический характер и технику в которой они будут выполнены. Же-
лательно, чтобы представленные в издательство иллю страции были иден-
тичны или, по крайней мере, достаточно близки друг другу по масштабу изоб-
ражений. Иначе при их издательском уменьшении будет нарушена равная в
различных иллюстрациях насыщенность штри хов рисунка и превышены
допустимые колебания плотности тона в полу тоновых иллюстрациях.
В отдельных случаях можно, разумеется, сочетать изображение и текст
и по принципу контраста, но это должен быть абсолютный, точно найден
ный контраст, а не просто диссонанс, досадное стихийное несовпадение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Иллюстрирование издания» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ ТА ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ГРОШОВОГО РИНКУ
ТЕНДЕРНІ УГОДИ
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Посередницькі операції комерційних банків на фондовому ринку
Стандарти ISDN


Категорія: Енциклопедія книжкової справи | Додав: koljan (29.04.2013)
Переглядів: 690 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП