Художественное оформление книги как разновидность графического дизайна
Разработка художественного офор мления издания — одно из важней ших направлений его редак- цион ной подготовки, так как в пер- вую очередь покупатель книги зна- ко мится с ней как с предметом. При влекательность ее внешнего обли ка, эффективность иллюстраций, различимость шрифта, способст вующее комфортности чтения вза имное положение наборных эле ментов — все это качества, от кото рых во многом зависит, захочет че ловек прочитать книгу или холодно отложит ее в сторону, предпочтет поискать лучшее издание. Художе ственная форма книги является и своего рода визитной карточкой из- дателя: ее отличают специфичес кие фирменные признаки, по ней судят о качестве продукции кон кретного издательского дома. Художник книги, создавая ее предметную форму, обустраивая ее наборную композицию, стремится создать оптимальные условия для восприятия читателем-зрителем той текстовой и изобразительной ин- формации, которая содержится в издании. Его работа — одна из раз- новидностей деятельности индуст- риального дизайнера, который про- ектирует эталонный образец тиражного промышленного изде-166 лия. В то же время книга — это продукт и графического дизайна, т.е. для тельности, объединяющей типографику, создание и применение печат ных изображений, шрифтовое проектирование, формирование среды че лове- ческого функционирования с помощью надписей, рекламы, изобра зитель- ных и шрифтовых знаков и т.п. Иными словами, графический дизайн — это проектирование визуальных коммуникаций, эффективных связей между источником зрительной информации и реципиентом, а в случае с книгой — между публикатором и читателем. Осознанное формирование подобных связей — принципиальное звено издательской политики. Издание должно привлечь внимание по тенциаль- ного покупателя на прилавке магазина, поэтому оглавление и композицию текста следует строить так, чтобы даже при беглом знаком стве с книгой возникло представление (пусть первичное, приблизитель ное) о ее содер- жании и структуре. Издание должно быть удобочитаемым, иначе им будут пользоваться с неохотой или вовсе не будут, сколь бы суще ственной ни была информация, в нем содержащаяся. Наконец, если читате лю извест- ны какие-то прежние публикации фирмы и он испытывает доверие к ее продукции, крайне важно, чтобы при взгляде на новую книгу он легко уло- вил бы принадлежность последней к знакомому «семейству». Как показывает мировой опыт, наибольшим успехом на книжном рын- ке пользуются те издательства, которые имеют свой выраженный кор по- ративный стиль, создающий некий специфический имидж фирмы. Здесь у покупателя-читателя срабатывает психологический принцип ра дости уз- навания, согласно которому человек гораздо охотнее идет на выставку уже известного ему художника или на спектакль со знакомыми ак терами, чем интересуется творчеством людей, имена и стиль работы ко торых ему ни- чего не говорят.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Художественное оформление книги как разновидность графического дизайна» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»