Каким бы заманчивым предложение ни казалось, лучше отбирать для публи- кации рукописи, отвечающие профилю издательства. Заявка может выглядеть очень привлекательной именно в силу того, что вы плохо ориентируетесь в данном секторе рынка (следите за его успехами со стороны) и не разглядели ущербных сторон проекта. Решив, что рукопись отвечает направлению деятельности издатель- ства и может вызвать читательский интерес, издатель проводит прогноз- ный экономический обсчет ее подготовки и производства как некоего абстрактного товарного продукта. Принимаются во внимание ответы на следующие вопросы: Сколько денег необходимо для подготовки рукописи и иллюстраций к печати, в том числе каково авторское вознаграждение? Каков предполагаемый тираж издания? Этот вопрос по сути эквива- лентен такому: какое количество потенциальных покупателей охватывают книготорговые предприятия, с которыми издательство установило дело- вые отношения и которые распространяют книги аналогичной тематики? Какова предполагаемая цена издания? Помимо прямых затрат на ав- торский гонорар, полиграфические материалы и производственные ус- луги, важно понять, какая доля средств из затраченных на подготовку приходится на каждый экземпляр. Каков срок продажи (оплаты) тиража? Этот вопрос сводится к следую- щему: какую инфляционную (кредитную) «накрутку» на отпускную цену необходимо сделать, чтобы как минимум вернуть вложенные средства? Сравнивая с этой точки зрения экономическую эффективность произ- водства, предположим, «женских» романов и сложных высокохудожествен- ных альбомов, получаем очевидный результат не в пользу последних. С другой стороны, время от времени издатели выпускают явно убы- точные для себя книги, например любительски написанные мемуары мэра крупного города. Делается это или из соображений повышения популяр- ности издательства, привлечения к нему дополнительного внимания, или из целесообразности установления хороших отношений с человеком, от которого зависит распределение бюджетных средств или иных льгот, а чаще всего и из-за того, и из-за другого. Известны случаи, когда издательство тиражирует заведомо проигрыш- ное для себя произведение в надежде сохранить (или установить) хоро- шие отношения с перспективным автором, который ранее сочинил (или, но мнению редакторов издательства, может сочинить) бестселлер. Одним из способов снижения риска вложения средств в подготовку новых книг является специализация издательства. Если вы работаете на читательскую аудиторию, пристрастия которой легко прогнозируются, если вы привлекли к сотрудничеству авторов, чьи книги ожидаются этой аудиторией, вам гарантирован успех. [Подробнее см.: Бляхеров А, Ми-108 хайлов Ю. Российское книгоиздание сегодня: субъективный обзор // Книж- ное обозрение. 1995. № 26—29.] «Чем выше компетентность издательства в глазах целевой группы покупателей, чем больше пользы от его книг, чем уже специализация и меньше заменяемость его программы, тем выше цены, приемлемые для рынка» [Бем X., Хаард Г., Шулъц Г., Вернер И. Маркетинг и управление в книгоиздании. М, 1993].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рукопись — неовеществленный товарный продукт» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»