Все сходятся на том, что книга — носитель и передатчик произведений письменности и графики. Куда мень- ше тех, кто отчетливо сознает, что книга — художественно оформлен- ное приспособление, аппарат, благо- даря которому читатели могут пользоваться этими произведениями в самых разных целях, а библиогра- фы, книготорговцы, библиотекари — быстро доводить их до читателя. И хотя главное в книге — те сочине- ния, которые в ней напечатаны, пол- ноценной и высококачественной книга может быть только тогда, ког- да все в ней предусмотрено, чтобы читатель мог легко разыскать ее сре- ди многих тысяч других и без зат- руднений работать с нею — тщатель- но изучать во всем объеме или наводить справки, разыскивать ма- териал на интересующую его тему или находить рассказ, стихотворе- ние, иллюстрацию и т.д.; когда худо- жественно-техническое оформление книги (шрифт, формат, поля, иллюс- трации, украшения) благоприятству- ет восприятию авторских мыслей, образов, фактов, а не затрудняет его. В книге сочинение автора пред- стает по сравнению с авторским оригиналом (рукописью) в преобра- женном виде. Во-первых, оно обрастает книж- ными элементами, отчего книга де- лается удобной в обращении. Эти элементы (с разной полнотой, зави- сящей от характера книги):30 основные данные об издании на титульном листе, обложке или пере- плете, позволяющие опознать книгу среди других и узнать самое главное о ней (выходные сведения); указатель заголовков издания (оглавление и содержание); указатели предметов, имен, названий, материалы о которых можно най- ти на страницах книги (предметный, именной и иные вспомогательные указатели содержаний; указатели тематического содержания страниц (колонтитулы); тексты, помогающие разобраться в сложностях содержания сочинений (вступительная статья, послесловие, примечания и комментарии); текст, позволяющий познакомиться со всеми особенностями печатае- мого произведения (произведений), важными для стратегии и способа чте- ния книги (предисловие); источники цитат и заимствований, а также более полного, или научно- го, или популярного освещения темы, чем в издаваемом сочинении (биб- лиографические ссылки, списки и указатели). Во-вторых, в книге сочинение автора обретает иное художественно-тех- ническое воплощение, отчего в идеальном случае читатель лучше воспри- нимает его содержание и форму, не говоря уже об эстетическом наслажде- нии от книги как своеобразного произведения графического искусства, что также не может не воздействовать на ум и чувства читателя. «Книга это, с одной стороны, техническое приспособление для чтения литературного произведения; с другой стороны, она есть пространствен- ное изображение литературного произведения. В этом книга очень похожа на архитектуру: и здание строится для жилья, для практического использо- вания, но тем не менее становится искусством, а верней не тем не менее, а тем более, так как и в книге, и в архитектуре функция не мешает, а помога- ет, дает стимул для пространственного пластического оформления». В. А. Фаворский От книги для чтения «...мы требуем трех вещей. Во-первых, она долж- на читаться без усилия; во-вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении; в-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с ее транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть занимать как можно меньше места в багаже, а по возможности и в кармане». Пауль Реннер Таким образом, природа книги двойственна: с одной стороны, она — носитель и передатчик произведений письменности, с другой — приспо- собление, аппарат для многостороннего использования читателем этих произведений и творение графического искусства. Понимания этой двойственной природы книги очень часто недостает ее создателям. И потому рождаются на свет книги, которые из-за негра- мотно составленного титульного листа нелегко найти; книги, в которых31 нет ничего, что помогало бы читателю определить стратегию чтения; кни- ги, которые набраны и оформлены так, что их трудно читать, а в их мате- риалах сложно ориентироваться. Читатель нередко много времени тратит на поиск в книге сведений о предмете или теме, на розыск рассказа или стихотворения, раздела или таблицы. Ясно, что хорошую книгу — сложный организм из множества элемен- тов, рожденных опытом многовекового обращения в читательской среде, — без профессиональных книговедческих, издательско-полигра-фических и оформительских знаний не создашь. И происхождение издательских про- фессий — редактора, художника книги, технического редактора, коррек- тора — вовсе не было искусственным. Их породила сложность самой кни- ги и процесса ее издания. И если находится издатель, который умудряется выпускать хорошие книги чуть ли не в одиночку, то лишь потому, что он овладел всеми издательскими профессиями и при небольшом объеме вы- пуска способен их совмещать. Оценивая плохо выпущенные книги, П.А. Вяземский писал: «У нас мно- гие из авторов и издателей не знают или не хотят знать, что есть в литера- турном или просто книжном мире законы вежливости, предписанные об- разованностью и общежительностью: книга, худо напечатанная, есть поступок неучтивый» [Вяземский ПА. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 84-85]. Быть учтивым и нравственным издателю не просто, но без этого изда- тельская деятельность лишается части своего высокого духовного смыс- ла. Издатель — и предприниматель, и деятель культуры одновременно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Что такое книга» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»