ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Поліграфія » Економіка поліграфічної промисловості

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Среди форм общественной организации производства концентрации принадлежит ведущая роль. Такие формы общественного развития производства, как специализация и кооперирование, во многом зависят от концентрации производства. Так, например, организация специализированных фотонаборных и фоторепродукционных центров, наборных фабрик, централизованных цинкографий и других специализированных полиграфических предприятий экономически целесообразна только при достаточно больших размерах производства. Только на предприятиях с таким производством создаются предпосылки для полной загрузки высокопроизводительного оборудования, рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
В условиях социалистического хозяйства, имеющего в своей основе общественную собственность на средства производства и развивающегося по единому плану, концентрация производства является основой развития экономики. В крупных предприятиях В. И. Ленин видел опору социалистического производства. «...Крупная промышленность, — писал В. И. Ленин, — которая представляет из себя основу перехода к социализму.., с точки зрения состояния производительных сил, т. е. по основному критерию всего общественного развития, представляет основу социалистической хозяйственной организации...» '
Возможности повышения эффективности производства, открываемые научно-технической революцией, вызывают необходимость проведения дальнейшей планомерной работы по повышению концентрации производства и совершенствованию ее форм. Важное направление в этом процессе — создание производственных объединений.
В полиграфической промышленности существуют две основные формы концентрации производства:
— концентрация на одном предприятии разнородных видов продукции (предприятия широкого профиля);
— концентрация на одном предприятии однородной продукции (специализированные предприятия).
Вторая форма концентрации более экономична. Она обеспечивает повышение экономической эффективности не только за счет уменьшения удельных затрат по организации и управлению производством, как при первой форме концентрации, но и выгоды, обусловливаемые специализацией предприятий.
Для характеристики уровня концентрации полиграфической промышленности пользуются следующими показателями:
1. Долей продукции в натуральном или денежном выражении крупных предприятий в общем объеме выпуска продукции отрасли. Возможности применения этого показателя, определенного на основе продукции в натуральном выражении, весьма ограниченные. Это объясняется тем, что полиграфические предприятия изготовляют неоднородную продукцию. В качестве стоимостного измерителя объема производства можно использовать показатель товарной продукции. В этом случае показатель концентрации Дк.п находят по формуле

(9.1)
где Тп.к — объем товарной продукции, изготовляемой крупными предприятиями;
Тп — общий объем товарной продукции отрасли; т — число крупных предприятий; п — общее число предприятий в отрасли. 2. Долей основных производственных фондов крупных предприятий в общем объеме основных производственных фондов отрасли Дк.ф, которую определяют по формуле

(9.2)
где Фо.к — стоимость основных производственных фондов крупных предприятий;
Ф0 — стоимость основных производственных фондов отрасли.
3. Долей промышленно-производственного персонала крупных предприятий в общей численности персонала отрасли Дк.пр, которую рассчитывают по формуле

(9.3)
где Рп.пр.к — численность промышленно-производственного персонала крупных предприятий; Рп.пр — общая численность промышленно-производственного персонала отрасли.
Наиболее точно уровень концентрации производства характеризует первый показатель — доля продукции крупных предприятий в общем объеме выпуска продукции отрасли. Недостаток показателя уровня концентрации, исчисленного на основе основных производственных фондов, в том, что он не учитывает степени их фактического использования. Недостаток показателя уровня концентрации, определенного на основе численности промышленно-производственного персонала крупных предприятий в общей численности персонала отрасли, в том, что он не учитывает фондовооруженности труда, которая в условиях всевозрастающих темпов научно-технического прогресса имеет важное значение.
Концентрация полиграфического производства характеризуется рядом экономических преимуществ. На крупных предприятиях созданы предпосылки для внедрения и эффективного использования специализированного высокопроизводительного оборудования. На таких предприятиях машины, агрегаты, поточные линии могут использоваться на полную мощность, что является важным условием повышения производительности труда и обеспечивает высокие показатели выпуска продукции на единицу стоимости основных фондов. Производительность труда на крупных полиграфических предприятиях в 1,5-2,0 раза выше, чем на мелких.
Преимущество концентрации полиграфического производства выражается также в экономном расходовании материальных ресурсов и эффективном использовании оборотных фондов.
С увеличением размеров предприятия благодаря разработке высокоэффективных технологических процессов экономнее расходуются основные и вспомогательные материалы, лучше используются шрифты, сокращается длительность производственного цикла, ускоряется оборачиваемость оборотных средств. Одно из важных преимуществ концентрации полиграфического производства — более совершенная организация производства и труда. Крупные полиграфические предприятия, особенно специализированные, располагают лучшими условиями для внедрения поточных методов производства и научной организации труда.
Важное преимущество концентрации производства — значительная возможность внедрения научно-технических достижений путем создания на полиграфических предприятиях конструкторских бюро, лабораторий, отделов и групп анализа, а также широкого размаха рационализаторского и изобретательского движения.
Эффективность концентрации полиграфического производства находит также выражение в снижении удельных капитальных и эксплуатационных затрат. Это объясняется тем, что абсолютные размеры капитальных вложений и затраты по организации и управлению производством (накладные расходы) не возрастают пропорционально объему производства.
Для полиграфической промышленности в целом характерно наличие небольших по размеру предприятий. По этому параметру отрасль заметно уступает машиностроению и промышленности. Так, если в целом по промышленности мелкие предприятия с численностью промышленно-производственного персонала до 100 чел. составляют менее 30%, то в полиграфии их более 90%. Это предопределено прежде всего потребностью районных центров в полиграфической базе.
Если условно принять, что к мелким относятся предприятия с численностью промышленно-производственного персонала до 100 чел., к средним—от 100 до 375 и крупным — свыше 375 чел., то доля средних и крупных предприятий в отрасли — менее 10%. Однако в целом отрасль характеризуется высоким уровнем концентрации производства. Несмотря на то, что по численности занятого персонала средние и крупные предприятия отрасли составляют менее 10%, они производят более 75% товарной продукции, на них занято почти 2/3 всего промышленно-производственного персонала.
В послевоенный период уровень концентрации полиграфической промышленности заметно повысился. Такое явление было вполне закономерным, оно обусловливалось постоянным ростом тиражей печатной продукции, особенно газетной и журнальной. За этот период были построены крупные газетные, книжные и журнальные предприятия в Москве, Киеве, Алма-Ате, Минске, Ташкенте, Казани, Баку, Тбилиси, Ярославле, Калинине, Саратове, Чехове, Можайске и других городах. Эти предприятия по своей мощности намного превысили размеры действующих полиграфических предприятий.
Процесс концентрации производства в полиграфии шел также путем укрупнения действующих предприятий, ликвидации мелких типографий, размещенных в малоприспособленных зданиях, а также создания производственных объединений. Указанные направления концентрации производства будут иметь место и в перспективе, что поднимет общий уровень концентрации полиграфической промышленности. Наиболее важные направления этого процесса в отрасли—создание производственных объединений и межрайонных типографий.
Сказанное об экономической эффективности концентрации производства не следует понимать односторонне. Чрезмерно крупные предприятия, наряду с положительными сторонами, имеют и ряд существенных недостатков. Концентрация промышленных предприятий имеет свой объективно обусловленный предел.
Чрезмерно крупные предприятия имеют ряд существенных недостатков: они связаны со значительными суммами капитальных вложений и длительными сроками строительства и освоения проектных мощностей; для таких предприятий характерна сложная производственная структура, что затрудняет управление ими. Строительство чрезмерно крупных предприятий может привести к неравномерному размещению промышленности, вызывать затруднения с обеспечением рабочей силой и привести к необоснованному увеличению транспортных расходов, что снижает народнохозяйственную эффективность общественного производства. Таким образом, прямой зависимости между размером предприятия и его технико-экономическими показателями нет.
Все это говорит о необходимости сочетания в стране крупных, средних и небольших полиграфических предприятий. Полиграфическое производство, как уже было сказано, имеет ряд особенностей в осуществлении процесса концентрации и размещения предприятий, вызванных характером и назначением печатной продукции. Поэтому соблюдение этого требования здесь особенно важно. Тем более, что состояние науки и техники на современном этапе позволяет обеспечить высокий технический и организационный уровень не только на крупных, но и на средних и небольших предприятиях.
Концентрация производства — плановый процесс. Задача планирования концентрации полиграфического производства сводится к определению в каждом конкретном случае оптимального размера предприятия. На выбор целесообразных размеров предприятий влияет множество факторов. Главные из них: общественные потребности в печатной продукции и ее народнохозяйственное значение, уровень техники и организации производства, возможности наиболее эффективного использования основного высокопроизводительного оборудования, наличие сырьевой и энергетической базы, а также сроки строительства и освоения проектных мощностей.
В процессе обоснования оптимального размера полиграфического предприятия важное значение имеет расчет минимально допустимого размера, который определяется минимальным комплексом оборудования или минимальной мощностью высокопроизводительной техники. Например, для книжного предприятия его минимально допустимый размер может определяться мощностью поточной линии по обработке книжных блоков. При размере предприятия ниже минимально допустимого возможности использования на нем высокопроизводительного оборудования ограничены, поэтому создание таких предприятий экономически нецелесообразно.
Следует учитывать, что минимально допустимый размер полиграфического предприятия не одинаков для всех типов предприятий и зависит от характера и назначения выпускаемой продукции. Так, например, районная типография может быть одного размера, областная типография — другого. Книжная фабрика имеет свой минимально допустимый размер.
При определении оптимального размера полиграфического предприятия учитывают не только возможности использования высокопроизводительного оборудования, но и множество других факторов, влияющих на его размер. Оптимальный размер предприятия выбирают на основании вариантной экономической оценки технических решений. Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором обеспечивается минимум приведенных затрат на единицу продукции (ЗЕі = Сі + Ен • •Кі → min). При выборе оптимального размера предприятия, как и при решении других экономических задач, должен быть обеспечен народнохозяйственный подход.
В процессе определения оптимальных размеров полиграфических предприятий следует различать внутрипроизводственные и внепроизводственные факторы, влияющие на размер предприятий. К внутрипроизводственным факторам относятся возможности, связанные сприменением и использованием высокопроизводительного оборудования, с внедрением прогрессивных форм организации производства, использованием, материальных ресурсов и др. Внепроизводственные факторы связаны с транспортными затратами, наличием сырья и материалов, энерго- и трудовыми ресурсами, а также продолжительностью строительства предприятий.
Эти факторы неодинаково влияют на размер полиграфического -предприятия. Внутрипроизводственные факторы на определенном этапе оказывают положительное влияние на увеличение размера предприятия и способствуют образованию экономического эффекта. Внепроизводственные факторы всегда ограничивают условия увеличения размеров предприятия. В результате этого на определенном этапе концентрации в связи с исчерпанием экономического эффекта, определяемого внутрипроизводственными факторами, дальнейшее увеличение размера предприятия оказывается нецелесообразным, так как это сопровождается ростом общих приведенных затрат. Схематически зависимость приведенных затрат от размера предприятия показана на рис. 9.1, где видно, что оптимальным является предприятие мощностью 1500 млн л.-отт. приведенного формата.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА» з дисципліни «Економіка поліграфічної промисловості»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит відпуску запасів у виробництво
Аудит пайового капіталу
Кредитування експортно-імпортних операцій
Аудит додаткового капіталу
Аудит прибуткового податку з доходів громадян


Категорія: Економіка поліграфічної промисловості | Додав: koljan (28.04.2013)
Переглядів: 827 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП