ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Важным условием ускорения научно-технического прогресса является система финансирования и экономического стимулирования. Источником финансирования научно-технического прогресса в отрасли служит единый фонд развития науки и техники (ЕФРНТ) Госкомиздата СССР. Он образуется за счет отчислений от прибыли производственных объединений (предприятий) по нормативу, который установлен Госкомиздату в государственном плане экономического и социального развития СССР с распределением по годам в процентах к объему выпуска продукции. За счет средств ЕФРНТ в отрасли финансируются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и опытно-экспериментальные работы, которые выполняют отраслевые научно-исследовательские институты, а также научно-исследовательские организации других ведомств (по договорам). ЕФРНТ является также источником финансирования затрат, связанных с подготовкой и освоением производства новых и модернизированных видов продукции, испытаниями ее у потребителей и внедрением новых технологических процессов. В соответствии с положением об образовании ЕФРНТ до 20% его средств Госкомиздат выделяет научно-исследовательским институтам для создания научно-технического задела в отрасли. Эти средства служат источником покрытия затрат на теоретические, поисковые исследования и опытно-конструкторские работы, связанные с созданием перспективных технологических процессов, машин и оборудования, а также затрат на инициативные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические и опытно-экспериментальные работы, предлагаемые научно-исследовательскими организациями, учеными и специалистами объединений (предприятий). Научно-исследовательские работы особо важного характера финансируются из государственного бюджета. Для проведения работ по научно-техническому прогрессу могут быть также использованы средства по хозяйственным договорам, заключенным на проведение научно-исследовательской организацией научно-технических (разработок для промышленных предприятий, а также средства сметы затрат на изобретательство и рационализацию. В основе планирования затрат на науку и промышленное освоение ее результатов лежит нормативный метод. Сущность его заключается в том, что объем затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по Госкомиздату определяются в пятилетнем плане (с распределением по годам) в соответствии с утвержденными нормативами на пятилетку - - в процентах к объему выпуска продукции. Такая система планирования финансирования науки и внедрения ее результатов в производство позволяет увязать перспективы научно-технического развития отрасли и хозяйственную деятельность ее, создает возможность при решении задач, стоящих перед полиграфией, опираться на достижения науки и техники. Ускорение научно-технического прогресса стимулируется при помощи фондов экономического стимулирования (ФЭС), образуемых в научно-исследовательских институтах и производственных объединениях (предприятиях), переведенных на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров). Стимулирование научно-технического прогресса зависит от реального экономического эффекта, получаемого отраслью. Фонды поощрения научно-исследовательских организаций складываются из фондов материального поощрения и фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Основными источниками образования этих фондов являются: отчисления от прибыли, образующейся в производственных объединениях (предприятиях) отрасли за счет фактического снижения себестоимости продукции в результате использования предложенных научно-исследовательскими институтами решений по внедрению новой техники; отчисления от дополнительной прибыли, полученной производственными объединениями (предприятиями) полиграфии и других отраслей за счет поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, соответствующую по своим параметрам лучшим отечественным и зарубежным образцам. Отчисления в фонды поощрения от прибыли производятся по установленному в отрасли единому нормативу в процентах от экономического эффекта, получаемого в результате внедрения новой техники и технологии в течение трех лет с начала ее внедрения. В первый год сумму отчислений определяют исходя из полученного годового экономического эффекта, а в последующие годы — исходя из его прироста по сравнению с предыдущим годом. В распоряжении Госкомиздата образуется централизованный премиальный фонд для поощрения за создание, освоение и внедрение новой техники. В этот фонд научно-исследовательские организации отчисляют до 20% средств, предназначенных для образования их фондов поощрения. Фонд развития научно-исследовательских организаций складывается из средств, включаемых отдельной строкой в сметную стоимость работ, выполняемых на основе хозяйственных договоров и заказов-нарядов; 75% прибыли — суммы превышения доходов над расходами по научно-исследовательским, конструкторским и технологическим работам, выполняемым по хозяйственным договорам и заказам-нарядам; средств, получаемых от реализации излишнего и выбывшего имущества; части поощрительных надбавок к оптовой цене, поступающей в распоряжение организации за высокоэффективную и высококачественную продукцию, и средств, получаемых от продажи лицензий на изобретения, сделанные в данной организации. Фонды экономического стимулирования расходуются строго по целевому назначению. Фонд материального поощрения используется на премирование работников за создание, освоение и внедрение новой техники; за выполнение квартальных тематических планов; премирование по результатам социалистического соревнования, по итогам смотров и конкурсов; на единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных заданий; на выплату вознаграждения за годовые результаты работы организации работникам, состоящим в списочном составе организации, а также другим работникам в установленном порядке. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства прежде всего направляется на строительство жилых домов, детских учреждений, профилакториев, клубов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения; ремонт жилья и объектов культурно-бытового назначения; приобретение инвентаря, оборудования, аппаратуры и т. д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА» з дисципліни «Економіка поліграфічної промисловості»