СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
Развитие общественного производства, его концентрация и разделение труда обусловливают необходимость управления. В результате роста общественного разделения труда усложняются производственные отношения, увеличивается число звеньев производства, возникает необходимость в особой функции деятельности (управления), задача которой — обеспечить согласованную работу этих звеньев. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд,— указывал К. Маркс,— осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов». Под управлением социалистической промышленностью понимается особая функция деятельности; задача которой — направлять и координировать деятельность людей в процессе производства с целью достижения в интересах общества наибольших производственных результатов при наименьших затратах. Возникновение управления не, зависит от общественного строя, любое общество нуждается в управлении. Однако принципы, цели и задачи управления определяются общественным строем. В капиталистическом обществе управление выступает как функция эксплуатации трудящихся, оно подчинено главной цели капиталистического производства — обеспечению наибольшей прибыли капиталистов. В условиях капиталистического производства управление носит локальный характер, оно ограничивается рамками частной собственности и не может претендовать на подлинное научное управление. При социализме, в условиях общегосударственной собственности, возникает объективная возможность планомерного управления экономикой не только в рамках отдельных предприятий, но также отраслей и народного хозяйства в целом, т. е. открываются возможности для научного управления экономикой. Здесь управление подчинено главной цели общественного производства — полному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей народа на основе повышения эффективности общественного производства. Формы и методы управления не могут оставаться постоянными, они меняются в соответствии с развитием производительных сил. Поэтому партия и правительство постоянно уделяют большое внимание совершенствованию управления производством в нашей стране. Указания В. И. Ленина о совершенствовании управления и управленческого аппарата не потеряли своего значения и в наше время. В партийно-государственных документах подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования управления экономикой. «Осуществлять комплексное совершенствование управления, лучше использовать преимущества и возможности социалистической плановой системы»,— говорится в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года». Как социально-экономическая система промышленность состоит из управляющей и управляемой подсистем (т. е. субъекта и объекта управления). К управляющей подсистеме (к субъекту управления) относится орган управления промышленностью (министерство, комитет, главное управление). Управляемой подсистемой (объектом управления) являются производственные объединения (предприятия). В управлении промышленным производством большое значение имеет информация. Управление промышленностью как сложной социально-экономической системой осуществляется по схеме: сбор информации, переработка информации и выдача информации. Управляющая подсистема вырабатывает команды по производственно-хозяйственной деятельности для управляемой подсистемы, которая, в свою очередь, подает информацию управляющей подсистеме о состоянии заданных ей технико-экономических параметров. Так устанавливается обратная связь. В управлении социально-экономической системой важную роль играет внешняя информация, которая состоит из директивных указаний, данных о спросе на продукцию, о лимите ресурсов и др. Основными функциями управления социалистической промышленностью, осуществляемыми во времени, т. е. в определенном цикле управления, являются: планирование, организация, регулирование, контроль и учет. Задача планирования — определение цели управления и средств ее достижения. Планирование включает прогнозирование, разработку перспективных, текущих и оперативно-производственных планов. В системе функций управления планирование выступает определяющей и ведущей функцией. Поставленным функцией планирования задачам подчинены все остальные функции управления. Организация — это выбор и формирование структуры производственного объекта и структуры управления. К функции организации относится также определение взаимодействий между элементами социально-экономической системы. Регулирование поддерживает течение процессов в социально-экономической системе в рамках параметров, которые заданы планом; ликвидирует возможные отклонения от плановых заданий, возникающие в функционировании управляемого объекта. Контроль заключается в наблюдении за ходом производственных процессов, выявлении отклонений от плановых заданий. Учет — это количественная и качественная оценка выполнения плановых заданий. Итоговые данные учета служат исходной информацией для разработки плановых заданий на следующий плановый период. Управление социалистической промышленностью осуществляется на основе принципов, разработанных В. И. Лениным, которые постоянно творчески развиваются в процессе практического руководства социалистической экономикой. В процессе управления промышленностью большую роль играет принцип демократического централизма, который означает сочетание государственного централизованного руководства экономикой с максимальным развитием инициативы местных органов и широким привлечением трудящихся масс к управлению производством Практика управления экономикой показывает, что с развитием производства возникает необходимость усиления централизованного руководства, выражающегося в разработке основных путей развития отрасли, плановых заданий, в осуществлении единой технической политики, в разработке основных положений по труду, заработной плате, ценам, финансам и др. Вместе с тем повышается значение оперативной самостоятельности производственных единиц, позволяющей более эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Широкое участие коллектива рабочих и служащих в управлении находит свое выражение в решении вопросов планирования, в движении рационализаторов и изобретателей, в выявлении внутрипроизводственных резервов, в развертывании социалистического соревнования. Централизованное руководство и широкое участие трудящихся масс в управлении не противоречат друг другу, а образуют единство действий по управлению промышленностью. В. И. Ленин подчеркивал, что демократический централизм «нисколько не исключает, а напротив, предполагает полнейшую свободу различных местностей и даже различных общин государства в выработке разнообразных форм и государственной, и общественной, и экономической жизни». Таким образом, речь идет о централизме, понятом, по выражению В. И. Ленина, «в действительно демократическом смысле». Принцип демократического централизма тесно связан с единоначалием и коллегиальностью управления. Единоначалие означает подчинение коллективов работников воле руководителя, т. е. лицу, которое наделено необходимыми для этого правами. Единоначалие позволяет установить строгую дисциплину, исключает обезличку, является важным средством борьбы с бесхозяйственностью. В. И. Ленин указывал на необходимость «...научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда» Единоначалие на социалистических промышленных предприятиях осуществляется с одновременным привлечением к управлению широких масс, т. е. с расширением демократических основ в управлении. Одной из форм привлечения трудящихся к управлению является коллегиальное обсуждение и решение возникающих производственных ситуаций. Умелое сочетание единоначалия с коллегиальностью предполагает коллективное обсуждение производственных ситуаций для принятия решений и личную ответственность руководителя за принятое решение. В. И. Ленин подчеркивал: «Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из состоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ». Велика роль Закона СССР о трудовых коллективах в демократизации основ управления. В соответствии с Законом трудящиеся более широко вовлекаются в управление, они участвуют в разработке и обсуждении планов экономического и социального развития, используют предоставленные им полномочия по укреплению трудовой дисциплины, в разработке и осуществлении мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также быта и отдыха работников. На основе Закона внесены соответствующие изменения в коллективные договора, в правила внутреннего распорядка, в положения о премировании. Важный принцип управления промышленностью — единство политического и хозяйственного руководства (принцип партийности руководства экономикой). Сущность этого принципа состоит в том, что вся хозяйственная деятельность в промышленности, как и в целом по стране, подчинена задачам Коммунистической партии и Советского правительства. В. И. Ленин неоднократно указывал на необходимость рассмотрения хозяйственных вопросов в тесной связи с политикой, с задачами Коммунистической партии, на недопустимость противопоставления хозяйственных вопросов задачам партии. В. И. Ленин говорил, что «...у нас хозяйственное дело — наше общее дело. Это самая для нас интересная политика» . Принцип единства политического и хозяйственного руководства промышленностью основывается на единой цели руководства экономикой — повышении материального благосостояния и культурного уровня советского народа. Следующие принципы управления промышленностью — плановость и экономичность. Сущность этих принципов — обеспечение планового развития промышленности и строгого режима экономии. Возможность планового развития социалистической экономики обусловливается законом планомерного развития народного хозяйства и находит воплощение в планировании. Государственные планы разрабатываются на основе познания объективных экономических законов и научно обоснованных расчетов. В. И. Ленин придавал исключительно важное значение планированию. По поводу значения перспективных планов он говорил: «...нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех». Для обеспечения режима экономии следует добиваться такого соединения людских и материальных ресурсов, которое позволило бы достичь наибольших результатов при наименьших затратах. Экономное ведение производства — закон социалистического хозяйствования. Немаловажное значение для управления промышленностью имеет принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Необходимость этого принципа обусловливается постепенным углублением отраслевого и территориального разделения труда. Образование специализированных отраслей промышленности требует создания соответствующих органов управления. Отраслевое управление производством, основываясь на демократическом централизме, дает возможность проводить единую техническую политику в отрасли, обеспечивает внедрение в производство новой техники и прогрессивной технологии, эффективное использование производственных ресурсов. Однако, как показывает практика, отраслевое управление само по себе еще не решает всех проблем развития производства. Административно-территориальная структура страны предопределяет развитие полиграфических предприятий в соответствии с местными особенностями и задачами комплексного развития того или иного экономического района. Территориальный фактор при формировании организационной структуры управления издательско-полиграфической деятельностью необходимо учитывать прежде всего в местной полиграфической промышленности. Промышленные предприятия в соответствии с принципом производственно-территориального управления находятся в двойном подчинении. В технико-экономическом отношении они подчинены Госкомиздату, а в социально-политическом — территориальным органам. Учет территориального фактора при разработке организационных структур управления особенно необходим в связи с возрастанием роли социального планирования в развитии экономических районов. Таким образом, оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления обеспечивает комплексное решение хозяйственных задач. Так как управление производством это прежде всего управление работниками, а управление проводят люди, большое значение имеет такой принцип управления, как правильный подбор, расстановка и повышение квалификации кадров. Труд — наиболее активный и решающий фактор в трудовом процессе, поэтому результативность этого процесса зависит от идейной и политической зрелости кадров, умения претворять в жизнь решения партии и правительства, организовать и мобилизовать коллектив на выполнение поставленных задач. Формулируя наиболее общие основные требования к подбору руководящих кадров, В. И. Ленин считал необходимым предварительно определять пригодность работника к соответствующей работе «...а) с точки зрения добросовестности, б) с политической позиции, в) знания дела, г) администраторских способностей...» Высокие темпы развития общественного производства, переход к выпуску все более сложных видов продукции, оснащение производства современной техникой, усложнение организации производства, межотраслевых и внутриотраслевых связей требуют непрерывного повышения квалификации кадров. В. И. Ленин так сформулировал это требование к субъекту управления: «...чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование». Важный принцип управления социалистической промышленностью — материальное и моральное стимулирование. Необходимость материального стимулирования работников социалистической промышленности обусловливается действием объективного экономического закона распределения по труду. По этому закону потребности человека удовлетворяются в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда. Использование материального стимулирования в управлении экономикой — важный рычаг в повышении эффективности общественного производства. На практике материальная заинтересованность учитывается при организации заработной платы, премирования и хозяйственного расчета. В. И.Ленин указывал, что социализм и коммунизм нужно строить «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...». В условиях социалистического хозяйства, где каждый человек — хозяин производства и равноправный член общества, материальная заинтересованность гармонически сочетается с моральным стимулированием, с коммунистическим отношением к труду. Только единство материальных и моральных стимулов может служить важным инструментом борьбы за повышение эффективности производства. Одна из наиболее действенных форм воспитания коммунистического отношения к труду — организация социалистического соревнования. При большом значении каждого из рассмотренных принципов только совокупность их образует комплекс руководящих правил, являющихся основой управления промышленностью — одной из сложных социально-экономических систем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ» з дисципліни «Економіка поліграфічної промисловості»