Платное природопользование включает плату за землю, минеральные ресурсы, воду, за специальное использование лесных ресурсов, за специальное использование объектов животного мира (отстрел и отлов животных, лов рыбы) и др. Денежная оценка ресурсов дифференцирована в зависимости от их качества и вида использования. Например, составляющими элементами цены земельного участка являются: агрономические качества почвы, инженерно-геологические условия, местоположение, экологическое состояние, а также возможный (разрешенный) вид использования (пашня, сенокосы, сады, рекреация, промышленность, городские земли и др.). Это легко объяснимо. На более плодородных участках выше урожай, повышение которого достигается не за счет вложенного труда, а за счет природных качеств. Продукцию, полученную на участке, имеющем лучшую транспортную доступность, легче продать. Продукция, получаемая на незагрязненных участках, имеет более высокое качество и цену. Если по закону на данном участке разрешено строительство, то с такого участка легче всего получить высокий доход. С участка пахотной земли получаемый доход меньше, а с пастбищ — еще меньше. Государство регулирует соотношение площадей разных типов использования земель, так как нельзя допустить (как по экологическим, так и по экономическим условиям) повсеместного строительства. Наиболее высокая нормативная оценка земель в Украине в городах и поселках городского типа — 233,8 тыс. дол. за 1 га (в ФРГ 950,3 тыс. дол.). 1 га пашни стоит 3,6 дол.; пастбищ — 1,1; сельских населенных пунктов — 46,7; промышленности — 8,9. Такие отличия связаны с возможностью получения различных доходов владельцами земли. В курортных зонах плата
ЭКОЛОГИЯ КРЫШ
Пути улучшения экологической ситуации в Крыму
возрастает. Например, на Южном берегу Крыма коэффициент удорожания равен 3, на юго-восточном побережье Крыма — 2,5, на западном побережье Крыма — 2,2, на черноморском побережье Одесской, Николаевской и Херсонской областей — 2,0 [Мельник, 2001]. Наряду с платежами за использование ресурсов и за выбросы загрязнений в ряде стран используются следующие виды экономического стимулирования: финансовые субсидии и льготы, кредиты, штрафы, экологическое страхование, налоги, премии, прямые субсидии, дотации, содействие на рынке. Одним из видов экономического регулирования экологической ситуации является плата за предотвращенный ущерб (охрана природы и др.), в том числе финансирование крупномасштабных проектов, обеспечивающих интересы будущих поколений (сохранение биоразнообразия, климата и др.). Неблагоприятные последствия большинства видов хозяйственной деятельности проявляются за пределами территории, на которой она осуществляется, и спустя определенное (нередко через многие десятки лет) время после ее начала. Прямые товарно-денежные отношения не в состоянии учесть эколого-экономические эффекты и последствия даже в рамках текущего времени. Такие эффекты называются экстернальными, то есть внешними по отношению к функционирующему предприятию. Рынок сам по себе не обеспечивает включения внешних (экстернальных) эффектов в цену продуктов, производимых предприятиями. В результате за наносимый ущерб в рамках сложившихся рыночных отношений расплачиваются не виновники, а население или общество в целом (за счет государственных субсидий). Необходимы надрыночные (внерыночные) механизмы, которые бы позволили учесть наличие экстернальных эффектов и произвести перераспределение доходов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Платное природопользование» з дисципліни «Екологія Криму»