В развитых странах до 40 % всех загрязнителей атмосферного воздуха дает автотранспорт, а в загрязнении городов его доля увеличивается до 50—90 %. Доля автотранспорта в загрязнении городов Крыма составляет от 40 до 90 % (см. табл. 6.1). Таблица 6.1 Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы некоторых городов Крыма, тыс. т
Город 996 г. 1997 г. 1998 г. 999 г. всего транспорт всего транспорт всего транспорт всего транспорт Евпатория 3,1 2,5 2,8 2,3 5,0 4,6 3,9 4,5 Керчь 40,2 3,8 17,3 3,4 16,0 6,4 14,7 6,0 Красноперекопск 16,5 2,9 15,1 2,3 11,9 4,0 11,6 3,2 Севастополь 11,7 7,9 9,6 6,7 17,3 14,7 16,7 11,3 Симферополь 15,6 12,5 14,2 11,8 25,2 23,3 25,4 23,0 Ялта 5,8 4,8 5,3 4,5 7,6 6,7 7,3 6,5 Отработанные газы от двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 компонентов вредных веществ. В состав выделенных газов и примесей входят газообразные продукты (остаточный воздух в выхлопе — N2, O2 и др.; продукты полного сгорания — СО2, SO2, H2O; продукты неполного сгорания — НСНО, Нг, СпНт и др.; прочие вещества — NO, NO2, SO3); парообразные (при температуре выхлопа 110 °С) компоненты — пары несгоревшего масла и топлива; продукты полного окисления — вода, неорганические и органические кислоты; продукты неполного окисления — олефины, альдегиды, ароматические соединения и твердые продукты сгорания, образующиеся прежде всего из присадок к топливу (сажа и зола). Чем выше качество топлива, тем в меньших количествах обнаруживаются в отработанных газах вредные примеси. Состав вредных примесей во многом обусловлен видом топлива и соответствием его марки типу двигателя внутреннего сгорания. Например, при сжигании нефти и бензина
отработанные газы содержат диоксид серы, а при сжигании промышленного газа он не обнаружен. Целесообразнее всего переходить на экологически более чистые виды топлива: газ, солнечную энергию. Вместе с тем при оценке экологичности автомобилей, работающих на солнечных батареях, необходимо учитывать следующие аспекты: 1) производство солнечных батарей сопровождается загрязнением среды; 2) отработанные солнечные батареи необходимо утилизировать. Каждому виду транспорта свойствен свой спектр вредных примесей. Например, в отработанных газах автомобилей искрового зажигания преобладают монооксиды и оксиды азота и т. д., а в автомобилях с дизелем первое место занимают оксиды азота и сажа. Водный транспорт загрязняет окружающую среду прежде всего нефтепродуктами. Поэтому повышение экологичности транспорта начинается с совершенствования существующих типов двигателей и контроля за их состоянием, прежде всего за счет дожигания и очистки выхлопа, применения усовершенствованных малошумящих (особенно на железной дороге) и экономичных двигателей. В Крыму также применяется электротранспорт. Преобладание на улицах городов троллейбусов (Симферополь, Севастополь, Керчь) и трамваев (Евпатория) позволяет уменьшить загрязнение городов. Уменьшить количество загрязняющих веществ от транспорта можно также при правильной организации транспортной сети в пределах города, размещении автостоянок, гаражей и автозаправок. Многие города Крыма имеют объездные вокруг города автодороги или специальные магистрали для грузового транспорта для того, чтобы уменьшить в центре города основной грузопоток автомобилей, а следовательно, и количество загрязняющих веществ. Вокруг Симферополя планировалась кольцевая автодорога, но, к сожалению, в полном объеме она еще не построена, имеются только ее отдельные элементы (рис. 6.3). Планировка основных улиц города и грузопотоков должна соответствовать направлениям зон проветривания города, то есть господствующим и местным ветрам (горно-долинным и бризам). Приморские южнобережные города должны иметь главные широкие улицы, идущие перпендикулярно береговой линии. Бризы — ветры, дующие днем с моря на сушу, а ночью с суши на море, — выносят за пределы города вредные вещества. Поэтому по этим улицам должны быть направлены основные транспортные потоки, а по улицам, параллельным морю, — второстепенные, с преимущественным развитием электротранспорта. В Ялте эта закономерность не всегда выдержана. Это одна из причин того, что доля автотранспорта в загрязнении города достигает 90 %.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экологизация транспорта» з дисципліни «Екологія Криму»