Комфортная для глаз среда характеризуется насыщенностью зрительными элементами, их многообразием, наличием в силуэтах построек линий разной кривизны, толщины, контрастности, богатой цветовой гаммой, разной удаленностью видимых элементов, создающих панорамность, и др. Рассматривая сложный объект, глаз фиксирует какой-то элемент, чаще всего наиболее заметный. Он пытается за что-то «зацепиться» (на лице человека — это глаза и губы, в многоугольнике — острые углы). Отсутствие видимых объектов, или «опоры» для глаз, заставляет глаз работать в неэкономном режиме, требующем затраты дополнительной энергии. Многочисленными наблюдениями за состоянием здоровья полярников, шахтеров, космонавтов и других людей, занятых однообразным трудом в замкнутом пространстве, установлено, что длительное пребывание в условиях недостатка информации для органов чувств приводит к «сенсорному голоду». Особенно скучает человек по зрительным образам. Наблюдается увеличение нервных расстройств, психических заболеваний, стрессовых состояний. Это связано с оторванностью жителей города от природы, с особой современной «городской средой». В отличие от естественной визуальной среды, которая находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как «лепила» глаз «под себя», в городах человека чаще окружают однообразные и агрессивные видимые среды. В гомогенной (однообразной) среде число видимых элементов резко снижено или они отсутствуют совсем. В современных городах она представлена однообразными, преимущественно темно-серыми тонами бетонных заборов, подземных переходов, асфальтовых покрытий, плоских стен, крыш, прямыми линиями и углами зданий. От зданий же старинной архитектуры «глаз не оторвешь», он успокаивается, «отдыхает». Особенно негативное воздействие оказывают «агрессивные поля» — среда, в которой человек одномоментно видит большое количество одинаковых элементов (рис. 5.34). Монотонное повторение одних и тех же элементов мы видим в бесконечных рядах одинаковых окон многоэтажных жилых и административных зданий, в решетках заборов, в «шахматном» рисунке облицовки фасадов домов, в унылых рядах железных гаражей и др. Недавно возникшее новое научное направление — видеоэкология — утверждает, что нарушение визуальной среды в современном городе — это не
ЭКОЛОГИЯ КРЫШ
Экологическое состояние регионе
Рис. 5.34. Типичные примеры видимых «агрессивных полей» и их сочетания [Филин; 1997]: а — «тельняшка»; б — «горошек»; в — «прожектор»
просто ущемление эстетических вкусов особо чувствительных горожан. С ним связана чрезмерная раздражительность людей (что не менее опасно и губительно, чем другие беды — эпидемии гриппа и туберкулеза, дефицит питьевой воды, загрязнение атмосферного воздуха), агрессивность поведения и даже рост преступности. В Москве, например, ухудшение криминогенной обстановки от центра к окраинам связывают с новостройками микрорайонов, сплошь состоящими из «агрессивных полей». Подобные примеры наблюдаются и в городах Крыма. В Симферополе, с точки зрения видеоэкологии, негативное воздействие на горожан оказывают здания с прямоугольными очертаниями и плоскими крышами в районах улиц Гагарина, Залесской, Героев Сталинграда, Матэ Залка, Кечкеметской и других, многоэтажки с пятнами черных прямоугольников закрашенных блоков, дома с огромным количеством монотонно повторяющихся окон, где глаз человека не может задержаться ни на одном из них. На фасаде гостиницы «Москва», например, их более 160, еще больше — на стенах высотного «дома-корабля» на Московском кольце. Стена из серых бетонных троллейбусных опор и тяжеловесные рекламные щиты закрывают от взора сохранившуюся зелень на кольцевых транспортных развязках. Трубы коммуникаций, как в районах с вечной мерзлотой закрученные в стекловату, рубероид и фольгу, приподнятые над землей в виде памятников, протянулись не только по окраинам (в Марьино), но даже по тем районам города, которые исторически считались самыми живописными (ул. Тургенева и др.) (рис. 5.35, 5.36, 5.37).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Комфортная для глаз среда» з дисципліни «Екологія Криму»