Основные методы регенерации отработанных минеральных масел
Основную часть нефтеотходов, собираемых и накапливаемых на промышленных и транспортных предприятиях, составляют отработанные масла. В настоящее время в мире вырабатывается свыше 30 млн. т минеральных масел. Около половины этого количества безвозвратно теряется в процессе использования, а свыше 15 млн. т ежегодно сливается из машин и механизмов как полностью или частично потерявшие эксплуатационные свойства и требующие замены. Подсчитано, что на долю отработанных масел приходится более 60 % всех потерь нефтепродуктов . Согласно ГОСТ 21046—86 "Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия", в зависимости от целевого назначения масла подразделяются на следующие группы: ММО -- масла моторные отработанные (автотракторные, дизельные, авиационные, в том числе моторные масла, применяемые в трансмиссиях и гидравлических системах); МИО -- масла индустриальные отработанные (турбинные, компрессорные, гидравлические, трансформаторные и т.д.); СНО — смеси нефтепродуктов отработанных (нефтепродукты, собранные при зачистке резервуаров, трубопроводов и другие). Сюда же относятся нефтепродукты, извлекаемые из нефтесодержащих сточных вод на очистных сооружениях. В соответствии с рядом принятых постановлений директивных органов, отработанные нефтепродукты подлежат повторному использованию как ценные материально-технические ресурсы. В связи с этим все предприятия и организации обязаны осуществлять сбор, учет, рациональное использование и сдачу вышеназванных групп отработанных нефтепродуктов на базы нефтесбытовых организаций для передачи их на пункты регенерации, нефтеперерабатывающие заводы и т.д. Большая часть индустриальных и трансформаторных масел, как правило, регенерируется на местах потребления. Моторные масла сдают на нефтебазы. Ответственность за сбор и утилизацию отработанных масел возложена на Главнефтебазы союзных республик и п/о "Вторнефтепродукт" Госкомнефтепродукта РСФСР.
4.6. Нормы для приема нефтепродуктов на регенерацию
На рис. 81 показаны источники образования отработанных масел и направления их использования. В процессе работы машин и механизмов масло окисляется, загрязняется продуктами износа деталей, металлической стружкой и пылью. В него попадают вода, топливо. Загрязнение продолжается при сборе и транспортировании масел. Наиболее загрязненными и трудно поддающимися очистке оказываются масла, слитые из картеров поршневых двигателей, содержащие продукты окисления и углеродистые частицы в мелкодисперсном состоянии. Из-за этих частиц масла плохо фильтруются и разделяются центробежным и другими способами. По физико-химическим показателям отработанные нефтепродукты должны соответствовать требованиям и нормам, приведенным в табл. 4.6. По согласованию с нефтесбытовыми организациями иногда допускаются к приему отработанные нефтепродукты с содержанием механических примесей и воды, превышающим указанные в данной таблице. В таких случаях количество механических примесей и воды сверх приведенных норм исключают из массы продукта. Наиболее перспективным и рациональным направлением использования отработанных минеральных масел является их переработка на маслорегенерационных заводах с получением отдельных компонентов для повторного использования. Методы переработки или регенерации отработанных масел можно разделить на физические, физико-химические и комбинированные. К физическим методам очистки относятся: отстаивание, центрифугирование, фильтрация, отгон легких топливных фракции, вакуумная перегонка. Последний способ является наиболее эффективным. Используя его, можно получать масла с минимальной зольностью, коксоемкостью, хорошими показателями по цвету, незначительным содержанием асфальтосмолистых веществ. Из физико-химических методов регенерации используются: коагуляция загрязнений различными ПАВ, контактная очистка отбеливающими глинами и активированными адсорбентами, активная очистка пропаном, фенолом и пр. К химическим методам очистки относятся сернокислотная и щелочная. Серная кислота активно воздействует на большинство загрязнений и продукты окисления масла: смолы, асфальтены, нафтеновые кислоты, серные соединения, присадки. Однако применение серной кислоты связано с образованием трудно утилизируемого кислого гудрона. Поэтому сернокислотный способ заменяют в последнее время более рациональными процессами, например гидрогенизационными, позволяющими существенно улучшить качество регенерированных масел. В ряде случаев из-за многообразия продуктов загрязнения свойства масел восстанавливают комбинированными способами. Подробнее сущность упомянутых выше способов изложена в специальной литературе. Одним из путей утилизации отработанных масел является их смешение с сырой нефтью и совместная переработка по полной технологической схеме. Этот способ является наиболее простым и распространенным, но не лучшим вариантом их использования. Повышенная зольность масел и содержание в них высокоэффективных диспергирующих присадок отрицательно влияют на процесс обессоливания нефти. Добавление даже 1 % отработанных масел приводит к быстрому нарушению работы электродегидраторов. Поэтому это количество является фактическим пределом приема масел на нефтеперерабатывающие заводы. Простым методом подготовки загрязненных и обводненных нефтепродуктов к сдаче на нефтебазы для последующей глубокой очистки, утилизации на самом предприятии или передачи другим организациям является их отстаивание с подогревом в разделочных резервуарах. Этот метод основан на принципе отделения нефти от воды за счет разности их плотностей и возникновения некоторой подъемной силы, действующей на частицы нефтепродуктов. Скорость всплывания частиц зависит от их размеров и сопротивления воды. Для мелких частиц размером в несколько микрон, действие молекулярных сил оказывается соизмеримым с действием подъемной силы и процесс всплытия замедляется. Подогрев обводненной смеси нефтепродуктов интенсифицируется повышением ее температуры, происходящим из-за различных коэффициентов теплового объемного расширения воды и нефти. С увеличением температуры нефтеводяной смеси объем нефтепродуктов увеличивается быстрее, чем объем воды, в результате чего возрастает подъемная сила, действующая на частицы. Кроме того, при понижении вязкости воды и нефтепродуктов сопротивление воды всплытию частиц уменьшается. Однако при повышении температуры более 70°С начинают проявляться отрицательные факторы (конвективное перемешивание), замедляющие процесс отстоя. В связи с этим нефтеводяную смесь не рекомендуется подогревать выше 60°С. На практике подогрев нефтеводяной смеси обычно ограничивают 25--30°С, так как дальнейшее увеличение температуры связано со значительным расходом пара, эффект же при этом малоощутим. Переработку отработанных моторных масел по заводской технологии затрудняют содержащиеся в них присадки. Часть присадок, перешедших в нерастворимое состояние, а также часть присадок, абсорбированных на продуктах загрязнений, можно удалить из отработанного масла отстоем или фильтрацией с применением разбавителя и коагулянта. Растворимая или активная, часть присадок может быть в принципе сохранена в масле или продукте его вторичной перебработки. Однако это требует сбора и переработки отработанных масел строго по сортам, а также разработки индивидуальной технологии переработки каждого сорта масла. Поэтому при массовом производстве наиболее приемлемым путем выработки регенерированного масла стабильного качества является удаление в процессе переработки всей присадки, в том числе остатков ее активной части. Содержание присадок в моторных маслах составляет 3-15 %, а для основного ассортимента масел -- 2-6 %. Суммарные потери присадки при ее удалении из масла составляют около 3 % обезвоженного сырья. На основании данных о составе отработанных масел их суммарные потенциальные потери оцениваются следующими цифрами (табл.4.7). Таким образом, из смеси сильно загрязненных отработанных масел можно получить около 70 % полностью восстановленного масла. Для получения регенерированных отработанных индустриальных масел по ТУ 112-003-84, а также при необходимости очищенных технологических масел по ТУ 112-023-85 и ТУ 112-026-85 разработана установка УПТМ-8К (рис. 82).
В процессе работы установки отработанное масло насосом 2 через фильтр грубой очистки 1 и теплообменник 27 подается в электропечь 16, в которой нагревается до 200°С и далее подается в испаритель 17, где из масла удаляются вода и легколетучие фракции. Далее масло насосом 26 подается в смеситель 14, куда из емкости приготовления коагулянта 10 насосом 13 подается 20%-ный раствор коагулянта в количестве 2—3 % производительности установки. Перемешанное с коагулянтом масло поступает в автоклав-отстойник 15, где происходит процесс отстаивания продукта и удаления коагулированных частиц. Затем из автоклава-отстойника масло подается во второй испаритель 23 для удаления следов воды. С нижней его части масло насосом 24 через теплообменник 27 и холодильник 28 подается в контактную мешалку 6, а затем в фильтр-пресс 9 для проведения контактной доочистки отбеливающей глиной и удаления механических примесей с размером частиц более 1--2 мкм. Очищенное масло поступает в двухсекционную емкость 5, откуда насосом 4 перекачивается в емкости регенерированного масла либо возвращается на повторную очистку. Для получения технологических масел предусмотрен фильтр тонкой очистки 29. В этом случае масло после испарителя 23, минуя контактную мешалку 6 и фильтр-пресс 9, подается на фильтр тонкой очистки 29, затем в двухсекционную емкость 5, откуда перекачивается в резервуары регенерированного масла.
Регенерация отработанных индустриальных и трансформаторных масел производится в основном на местах их потребления. Для этого разработаны различные варианты мас-лорегенерационных установок: УРИМ-0,8; УРИМ-100; УРТМ -200М; УФСН -1 и другие. Для регенерации масел холодильных машин используется установка УРМХМ -1,6. В ряде случаев жидкие нефтеотходы на основе отработанных масел по своему составу и свойствам не соответствуют нормативным требованиям приема на регенерацию. В табл. 4.8 приведена физико-химическая характеристика нефтесодержащих отходов, получаемых на различных предприятиях. Как видно из таблицы, нефтепродукты группы СНО, собираемые на очистных сооружениях, в отличие от раздельно собираемых масел групп ММО и МИО по некоторым показателям не соответствуют ГОСТ 21046—86 и должны подвергаться дополнительной обработке или по возможности направляться на сжигание в качестве котельного топлива.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные методы регенерации отработанных минеральных масел» з дисципліни «Утилізація промислових відходів»