Идея ценностных цепей была предложена Майклом Портером (Michael Porter) в 1985 г. в его книге, озаглавленной «Соперничающая выгода» (Competitive Advantage). Ценностная цепь (value chain) – это организация деятельности стратегического бизнес-блока с целью проектирования, производства, продвижения на рынок, продажи, доставки и поддержки своего товара или услуги. Перечисленные деятельности будем называть первоочередными деятельностям (primary activities). Кроме первоочередных деятельностей, в модель ценностной цепи включаются также поддерживающие деятельности (supporting activities), такие, как управление трудовыми ресурсами и снабжение. Рис. 3.1 показывает ценностную цепь стратегического бизнес-блока, осуществляющего производство товара, включающую как первоочередную, так и поддерживающую деятельности. Стрелки, направленные слева направо, на рис. 3.1, не означают временную последовательность изображённых процессов. Так, например, бизнес-блок может осуществлять маркетинговую деятельность до приобретения материалов. Для каждого бизнес-блока первоочередная деятельность представляет собой следующее. Идентификация покупателей (identify customers): деятельность, которая помогает фирме найти новых покупателей и новые способы обслуживания старых покупателей и которая включает исследование рынка и опрос покупателей о степени их удовлетворённости работой фирмы.
Проектирование (design): деятельность, которая трансформирует концепцию товара в его проект и которая включает: концептуальное исследование, инженерное проектирование и пробный маркетинг.
Приобретение материалов и комплектующих (materials and supplies) – снабженческая деятельность, которая включает: выбор поставщика, оценку поставщика, обсуждение долгосрочного контракта, мониторинг качества и своевременности поставок.
Производство продукта или создание услуги (manufacture product or create service) – деятельности, которые трансформируют материалы и труд в завершенный продукт и которые включают: создание, сборку, наладку, тестирование и упаковку.
Нахождение рынков сбыта и продажу (market and sell) – деятельности, которые побуждают покупателя приобретать товар или услугу, а также предоставляют ему возможность сделать это. Эти деятельности включают: рекламирование, продвижение на рынок, управление персоналом, осуществляющим продажу, а также идентификацию и мониторинг каналов продажи и распределения.
Доставка (deliver) – деятельности по сохранению, распределению и доставки конечного продукта, включающие складирование, фрахт, выбор транспортников и мониторинг графика доставки.
Проведение послепродажного обслуживания и поддержки (provide after-sale service and support) – деятельности, направленные на установление долгосрочных отношений с покупателем, включающие: инсталляцию, тестирование, поддержку, ремонт, выполнение гарантийных обязательств и замену частей.
Каждый бизнес-блок должен также включать поддерживающие деятельности, обеспечивающие инфраструктуру для реализации первоочередных деятельностей. Поддерживающие деятельности также изображены на рис. 3.1 и включают следующие деятельности. Финансы и администрирование (finance and administration) – деятельности, которые обеспечивают фирму базовой инфраструктурой, включающие: бухгалтерский учёт, оплату счетов, заимствование денежных средств, отчётность правительственным организациям и страхование, в соответствии с существующими законами.
Управление трудовыми ресурсами (human resource management) – деятельности, которые координируют управление наёмными работниками, включающие: рекрутирование, приём на работу, обучение, выплату компенсаций и вознаграждений.
Развитие технологии (technology development) – деятельности, которые помогают улучшить товар или услугу, а также первоочередные деятельности бизнес-процесса, включающие: фундаментальные исследования, прикладные исследования и тестирование нового продукта или услуги.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ценностные цепи стратегических бизнес-блоков» з дисципліни «Електронна комерція: Предметна область і принципи проектування»