После окончания военных действий на Дальнем Востоке Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль 1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим интересам на Тихом океане. Одной из первоочередных задач считали ослабление своего конкурента, установление не только военного и политического, но и экономического контроля. Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократических реформ, включая возрождение партий, созыв парламента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май 1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского 158 милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как средства решения международных споров. Запрещены фашистские организации, осуждены военные преступники, проведена чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система образования. Особые меры предусматривали ограничение возможностей крупнейших монополий (дзайбацу). В 1946 - 1949 г. была проведена радикальная аграрная реформа. В результате перераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ускорилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской экономики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрождения побежденной Японии, которая смогла решительно воспользоваться всем тем, что может предоставить для развития демократизация. В связи с переориентацией американского курса на Дальнем Востоке целью политики США становится превращение Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался так называемый обратный курс: была развернута антикоммунистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и демократическое движение, восстанавливались монокапиталистический капитал и военная мощь Японии, она использовалась как база американской агрессии против Кореи. Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Сан-францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.) был подготовлен США и Англией без учета советских предложений и принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и демократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отказались его подписать. Договор предусматривал признание Японией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань, Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина. Однако умалчивался вопрос о возвращении их СССР КНР, что создало ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Ряд других соглашений и договоров с США, в том числе «договор безопасности», предоставили США право размещать в Японии свои военные базы и войска (о. Окинава). Они юридически закрепили военно-политический союз с США, неравноправное положение в нем Японии и привязанность к их агрессивной политике. Этим завершался оккупационный период, хотя американские войска остались. Реакция японцев была неоднозначной. Страну охватили массовые протесты. Американские военные заказы и политика займов и кредитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях 159 войны в Корее (1950 - 1953 г.) поступления от «спецзаказов» достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951 г. по всем областям промышленности достигнут довоенный уровень, в 1957 г. страна вышла на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный прирост промышленности составил около 20%. Сохранение сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму борьбы - весенние и осенние выступления рабочего класса. В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ограниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэкономических связей. Нарушены традиционные связи с СССР, КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Без энтузиазма была встречена в Юго-Западной Азии «экономическая дипломатия» Японии. Важным фактором политической жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре 1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния войны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприятные условия для развития многосторонних торгово-экономических связей. Основой своей внешней политики Япония продолжала считать союз с США, это было закреплено новым «договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и сфера его действия была расширена за пределы Японии. К началу 70-х годов Япония стала одной из первых промышленных держав мира. В 1970 г. ВНП превысил уровень 1960 г. в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству оптики, на второе - по производству электроники, синтволок-на, автомашин, бытовых электроприборов, на третье - по выплавке стали. Несмотря на кризисные явления 1957, 1965 г., период 1957-1973 г. характеризовался значительным ростом производства. Он был следствием совокупности причин: серия послевоенных реформ: быстрое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы 50-60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валового национального дохода); многоотраслевая структура концернов; высокая роль государственного регулирования экономики; низкий уровень зарплаты при высокой производительности труда; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло использование НТР. Япония не только импортировала новейшую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научно-технических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире по масштабам экономический потенциал. С 1961 г. уже прояви- 160 лись японо-американские экономические противоречия. Началась борьба за ограничение наплыва японских товаров на американский рынок и за создание более благоприятных условий для американского экспорта в Японию. Для японской модели развития характерно полное господство свободного рынка с конкуренцией частных собственников. Оно напоминает чуткий барометр, моментально реагирующий на экономические затруднения и принимающий почти автоматически меры, необходимые для регулирования рынка. Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйственного регулирования. Государство перестало быть традиционно-восточным и стало государством еврокапиталистического типа, как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не потеряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина труда и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном сотрудничестве труда и капитала). Политическая система Японии основана на многопартийной парламентарной демократии с сохранением императора в качестве главы государства. Укрепление сплоченности левых партий, активизация рабочего движения, нарастание борьбы против атомного оружия и американских военных баз подтолкнули буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либерально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интересы монополистического капитала, хотя использовала лозунги создания «государства всеобщего благосостояния». То есть консервативный лагерь и промышленно-финансовые круги объединились, отказались от западной модели соперничества нескольких буржуазных партий. Тем самым произошло четкое политическое размежевание. Сложившееся соотношение сил предопределяло политическую жизнь до начала 90-х годов. Его главными особенностями были: наличие постоянного большинства в руках ЛДП и обладание оппозиционными (левее центра) партиями более чем 1/3 депутатских мест в парламенте. Это мешало ЛДП пересмотреть конституцию и изменить политический строй. В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тенденций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «справедливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои города. Это завершило складывание многопартийной системы. «Нефтяной шок» 1973 г. ускорил наступление экономического кризиса 1974-1975 г. Он был порожден обострением 161 противоречий в результате однобокого быстрого роста экономики и проявился в неравномерности развития отраслей. Япония начала крутую перестройку структуры своей экономики: обеспечение приоритета наукоемких производств и сокращение энерго- и материалоемких, реконструкция отраслей, переживавших кризис из-за усиления иностранной конкуренции. Особенно большие масштабы перестройка приняла в начале 80-х годов, когда возникали отрасли, порожденные прогрессом науки, техники и технологии. Результаты ее позволили Японии с наименьшими потерями преодолеть серьезный спад производства во второй половине 80-х годов. Была сконструирована новая модель управления персоналом, основанная на традиционных факторах сплочения японского общества: семья - клан, групповая психология, жесткая регламентированность межличностных отношений. В конце 80-х годов стали проявляться первые признаки кризиса в экономике. Это связано с тем, что в качественно новой экономике перестали играть положительную роль прежние факторы роста. С конца 1991 г. небывало затяжная депрессия, уже в 1992 г. рост ВНП Японии застопорился, в 1993 г. составлял 0,1% от 1992 г. С 1994 г. экономическая депрессия переросла в кризис. Весной 1995 г. безработица составила 3,2% (самая большая с 1953 г.). Структурный кризис 90-х годов обнаружил серьезные проблемы в обществе: отставание Японии в социальной инфраструктуре, снижение конкуренции товаров на мировом рынке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен на недвижимость, кризис финансовой системы, значительная зависимость от американской технологии, низкая компьютеризация жизни, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиастроение, освоение космоса) и др. Анахронизмами выглядят закрытость экономики, протекционизм, ориентированность на консенсус, зарегулированность личной и общественной деятельности. С 1998 г. реализуется комплексный план развития страны до 2010-2015 г. Он нацелен на повышение роли и значения страны не только в мировой экономике, но и в мировой политике. В XXI веке Япония остается одним из главных центров силы современного мира. Она занимает первое место по запасам золота и валюты. Доход на душу населения превысил 18 тыс. долл. в год. Япония выпускает более 90% мирового производства видеоаппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира. Крупные достижения отражаются на высоком образовательном 162 уровне: к середине 80-х годов 93% японцев имели полное среднее образование, 40% молодежи до 25 лет - высшее. Япония является крупнейшим кредитором мира. Покорение американского рынка в основном завершено, несмотря на периодическое обострение торговых отношений, и Япония обратила внимание на рынок ЕС и бывших социалистических государств Восточной Европы. Постепенно осуществляется переход от индустриального общества к информационному, в котором основными ценностями становятся знания. В политической жизни в начале 70-х годов правящая ЛДП поощряла милитаристские тенденции, росли военные расходы. Престиж правительства подрывали факты прямого вмешательства крупного капитала в избирательную кампанию (дело «Лок-хид»). В 1978 г. возникла ситуация близкого равенства сил между правящей партией и коалицией. В 80-90-е годы продолжалось расширение многопартийной системы, обострилась борьба за избирателей и массовость партии (ЛДП насчитывала 1,5 млн. членов, в 1983 г. возникло 12 мини-партий). ЛДП выдвинула концепцию «частичной коалиции» с целью привлечения центристской оппозиции, все чаще вынуждена была блокироваться с консерваторами. СПЯ и центристы встали на путь подготовки коалиционного правительства, выдвинули проект политической реформы (начало 90-х годов). В начале 90-х годов японское общество было готово к появлению «третьей силы». В 1993 г. наступил конец монополии ЛДП и к власти пришло коалиционное правительство. КПЯ фактически изолирована, СПЯ являлась участником коалиционных правительств с 1993 г., в 1995 г. самораспустилась. С 1996 г. возвращается к активной политической жизни и входит во все последующие кабинеты. Во второй половине 90-х годов идет перегруппировка политических сил. Однако несмотря на появление нескольких новых партий, так и не возникла двухпартийная система, обеспечено принципиальное партийное соперничество. Наряду с укреплением коалиционного характера власти налицо новый политический феномен - формирование японской «средней политики», что может гарантировать стране устойчивость. В целом в 90-е годы идет усиление неоконсервативных настроений, повышается общественный интерес к религии. Из-за бурных социально-экономических процессов сложился приоритет интересов собственников. В 80-90-е годы идет эволюция рабочего и профсоюзного движений на пути к социально-экономическому компромиссу. Налицо тенденция 163 снижения численности профсоюзов (в 1990 г. - 25,2% наемных работников), сокращение числа трудовых конфликтов. Внешняя политика в 60-е годы характеризовалась укреплением отношений с США. Однако под влиянием потребностей экономики проявляла интерес и к развитию связей с различными странами. В 1967 г. впервые заключено пятилетнее соглашение о товарообороте с СССР. В 70-е годы главными задачами было восстановить пошатнувшийся престиж Японии и расширить зарубежные рынки для японских товаров. Это привело к вспышке антияпонских настроений и обвинений в торговой экспансии. Продолжался курс «многосторонней дипломатии»: укрепление союзнических отношений с США, сдержанность в отношении с СССР, всемерное развитие связей со странами-членами АСЕАН («доктрина Фукуда»), Ближнего и Среднего Востока, сближение с КНР. На рубеже 70 - 80-х годов утвердился курс на активное участие в международных делах. Новым стало вовлечение Японии в военно-морские маневры США. Правительство стало активно подчеркивать принадлежность страны к «западному лагерю» и АТР, необходимость отдавать приоритет «западной солидарности», намерение превратить Японию в «непотопляемый авианосец». Это резко изменило отношения между СССР и Японией: ограничены политические контакты и введены экономические «санкции». Активизировались территориальные притязания к СССР, которые стали увязываться с обоюдной торговлей. В середине 70-х годов, опираясь на возросшую экономическую мощь, правительство выдвинуло лозунг: «подведение итогов послевоенной политики». Он был нацелен на превращение Японии в военную державу. Под давлением массового движения ЛДП не удалось отменить предел военных расходов -1% ВНП. В отношениях с СССР начался поворот к «развитию диалога», но в 1987 г. был прерван. В 90-е годы Япония уделяет внимание обеспечению безопасности в АТР, энергично осваивает азиатские рынки (прорабатывает варианты организации «азиатской зоны свободной торговли, большое внимание уделяет Китаю и АТР), ищет «новый путь» и новую роль в мире, стала членом СБ ООН, приступила к урегулированию вопроса о более чем 20-ти военных базах США на ее территории. В отношениях с СССР и Россией отмечались периоды подъема и спада, в отличие от политико-дипломатических и военных, экономические отношения развиваются с большим напряжением. Отмечается увязывание их 164 с решением территориального вопроса. Япония требует возвращения ей островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи, которые, по ее мнению, были незаконно отторгнуты в 1945 г. Эта проблема до сих пор является главным препятствием для подписания мирного договора между Японией и Россией.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Япония в 1945-1990-е г.» з дисципліни «Всесвітня історія новітнього часу»